Целью данной работы является раскрытие роли некоторых физиологических аспектов медитации, способствующих достижению конечной цели – особого состояния созерцания. Для этого попробую доказать, что достижение состояния сверхсознания возможно благодаря тому, что духовные практики вызывают особые процессы в организме человека, которые меняют его состояние.
Сделаю я это как на основе первоисточников, так и принимая в расчет работы известных философов и физиологов. В ходе работы я буду использовать систему понятий аштанга-йоги, изложенных в книге Патанджали «Йога-сутра»i.
Само слово «медитация» происходит от латинского глагола «meditari», самым распространенным переводом которого является русский глагол «обдумывать», реже – «мысленно созерцать». В силу трудностей интерпретации таких сложных понятий, невозможности точного перевода с другого языка, нельзя дать точное определение понятию «медитация». Однако общие положения об это термине можно свети в единое целое следующим образом: медитация представляет собой измененное состояние сознания, достигаемое намеренно, с целью входа в состояние внутреннего сосредоточения, которое ведет к освобождению.
Так или иначе, у многих авторов, посвятивших себя проблеме восточных дисциплин, зачастую мелькают утверждения о том, что медитация – это различные формы созерцания. Например, Кацудзо Ниши в своей книге «Очищение души: уроки медитации»ii так описывает процесс входа в это состояние: «..сначала мы расслабляемся и полностью сосредотачиваем свое внимание на чем-нибудь одном.. выбрав объект сосредоточения, мы удерживаем на нем все свое внимание… далее мы входим в спокойное и ровное состояние созерцания, которое уже не требует никаких усилий». Далее, по словам автора, приходит ощущение единения со всем сущим: мир внутренний сливается с миром внешним, мы ощущаем себя частью вселенной, а вселенную – частью себя. Затем наступает просветление, или сатори. Это ощущение высшего счастья, высшего смысла, истинное знание без слов и мыслей.
У Кацудзо Ниши определение сатори сходно с определением самадхи в Ашатанга-йоге. Самадхи тоже характеризуется как неразрывное единство воспринимающего и воспринимаемого, как исчезновение границ между «я» и окружающим миром. И этому состоянию есть объяснение, о котором А.Бухбиндер писал в своей статье «Почему люди верят в Бога»iii
В процессе изучения деятельности головного мозга во время медитации, была отмечена чрезвычайно низкая активность в задней верхней теменной доле. Задние части теменных долей отвечают за определение положения тела в пространстве, они помогают определить, к какой части вашего тела прикоснулись, в каком месте вы находитесь и какие пространственные ощущения вы испытываете. Автор называет расположенный там пучок нейронов «областью, ассоциированной с ориентацией» (ОАО). По его мнению, когда ОАО находится в состоянии нормальной спокойной активности, то человек не только различает свое положение в пространстве, но и отделяет свое «я» от окружающего мира. При медитации ОАО находится в «спящем» состоянии и границы личности и внешней действительности стираются. Исследователи полагают, что это и есть то состояние единения с Богом и Вселенной, состояние, когда «я» сливается с окружающим пространством, а само ощущение пространства теряет всякий смысл.
В книге «Почему Бог никогда не исчезнет?»iv есть заметки об исследовании, для проведения которого были отобраны 8 монахов, имевших опыт в медитации. В начале эксперимента добровольцу вводилась интервенозная трубка, после чего он начинал медитировать, сосредоточившись на каком-то выбранном образе. Примерно через час, пребывающий в состоянии медитации подопытный переставал ощущать границы и «сливался» с образом; в это время в вену через катетр вводилось радиоактивное вещество, которое за короткий промежуток времени концентрировалось в тех участках головного мозга, где активность на данный момент была максимально высока. Как уже было замечено ранее, активность в теменной доле была низкой, а в области, отвечающей за внимание – высокой. Таким образом можно говорить о глубокой сконцентрированности человека по время медитации.
Сосредотачиваясь на определённом выбранном образе, делая его единственной своей целью, человек перестает замечать окружающие звуки и образы, теменная доля перестает получать входные сигналы, вследствие чего активность ее снижается, стирается грань между самоощущением и миром и остается только образ, заполняющий собой все пространство.
Благодаря этому исследованию, вполне логично предположить, что состояние «самадхи» вполне может быть обосновано высокой активностью в лобной доле головного мозга и низкой активностью – в теменной. Следовательно, можно смело сделать вывод, что то состояние эйфории, которого пытаются добиться йогины, имеет чисто физиологическую природу и для достижения его не требуется ни соблюдение моральных заповедей, ни изучение духовной литературы на глубинном уровне, ни даже содержание в идеальной чистоте своего тела и своих мыслей. Нужно лишь знание определенной технологии, о которой в своей время говорил И.М.Сеченов в своей книге «Рефлексы головного мозга»v
Рассматривая трехнейронную рефлекторную дугу, И.М. Сеченов утверждал, что при любом настроении, при любых мыслях и чувствах, у человека наблюдается та или иная форма мышечного напряжения. Соответственно, чтобы оно состоялось, необходимо какое-либо раздражение чувствительного звена. Чувствительный нейрон получает информацию от нервных окончаний и передает ее в ЦНС, затем вставочные нейроны обрабатывают поступившую информацию в нервных центрах и проводят импульсы от чувствительных рецепторов к двигательным нейронам, которые, в свою очередь, передают возбуждение в направлении от нервных центров к рабочим органам. Физиолог предлагает «остановить» ход рефлекса на этапе, когда сигнал от рецептора поступает в ЦНС и называет эти 2/3 рефлекторной дуги – мышлением.
Определение, данное И.М. Сеченовым отсылает нас к понятию «асана», к неподвижной, устойчивой позе. Очень важно отметить слово «неподвижной», то есть это такое положение тела, при котором мышцы не реагируют, когда мышечного напряжения нет. Благодаря этому, информация, поступающая через чувствительное звено остается в ЦНС, где происходит ее обработка, и не выводится наружу.
Таким образом, если яма и нияма с точки зрения физиологии не необходимы для достижения самадхи, то асана имеет огромное значение для этого процесса, так как позволяет открыться процессу мышления.
Далее следует обратиться четвертой ступени, именуемой «пранаяма». В комментариях к книге «Йога-сутра»vi, Сатьянанда Сарасвати указывает, что «…после того как последователь стал достаточно совершенным в яме, нияме и асане, ему следует взяться за пранаяму… Это прекращение вдоха и выдоха. [Это состояние, когда] нет ни речаки, ни пураки; есть только кумбхака…» где кумбхака – это различные виды задержки дыхания.
Продуктами реакции процесса дыхания, как известно, является углекислый газ, вода и энергия. Соответственно, чем больше энергии требуется, тем активнее будет дыхание, ведь потребность в кислороде возрастает.
Занимательно то, что главным стимулятором процесса дыхания является актуальная концентрация углекислого газа. Это явление связано с наличием в дыхательном центре хеморецепторов: когда концентрация CO2 в крови растет, дыхательный центр дает сигнал и дыхание становится более глубоким и интенсивным, чтобы в легкие поступило больше кислорода.
Повышение уровня СО2 способствует расширению мелких артерий (тонус которых определяет количество функционирующих капилляров) и увеличению мозгового кровотока (что очень важно, ведь мы уже выяснили, что самадхи вызывается особой активностью головного мозга). Так же есть предположение, что углекислый газ до известного предела способствует более полному усвоению кислорода организмом. Этот предел равен 8 % СО2. Если еще больше уменьшить дыхание, как это советуют йоги, то у человека разовьется высокий потенциал здоровья, возникнут все предпосылки к долголетию. Отмечу, что при дыхательных упражнениях мы создаем в организме гипоксию — недостаток кислорода, и гиперкапнию — избыток углекислого газа. Если задержать дыхание на 8–10 секунд, в крови накапливается углекислый газ. Это способствует расширению артерий и подготавливает клетки к гораздо более эффективному усвоению кислорода (например, мозгом, вследствие чего вырастет его работоспособность). Таким образом, повышенная концентрация СО2 в крови может способствовать входу в более глубокое состояние медитации.
Далее следует подчеркнуть, что несмотря на огромное количество исследований, проведенных с целью изучения физиологии сна, до сих пор нельзя точно сказать, чем состояние организма во время медитации отличается от состояния во время неглубокого сна.
Активность мозга, в том числе и энцефалографическую, задает ретикулярная формация. (при затормаживании активности РФ – человек засыпает, при возбуждении – просыпается). В норме у здоровых людей большинство волн ЭЭГ можно разделить на альфа, бета, тета и дельта волны. У здорового человека альфа-ритм появляется через некоторое время после закрытия глаз, в отсутствии концентрации внимания на чем-либо. Однако, оказалось, что альфа-ритм можно вызвать искусственно, для этого нужно перестать фокусироваться на определенном предмете, создать так называемый «стеклянный взгляд». Суть этого метода в том, что световые лучи не сходятся в одной точке на сетчатке, в результате чего формируется изображение точки в виде размытого эллипса, отрезка или «восьмёрки», что способствует снижению волновой активности. Такой вид медитации – медитация без концентрации на объекте и без созерцания - называется трансцендентальной медитацией, это состояние бодрствования в покое, состояние, обусловленное снижением активности ретикулярной формации.
По процессам, происходящим в организме человека во время трансцендентальной медитации (далее – ТМ), ТМ во многом схожа с состоянием неглубокого сна.
Например, по версии журнала «Scientific American»vii, во время ТМ уровень кислорода и обмена веществ значительно падает, что говорит о глубоком состоянии покоя. Аналогично, во время сна уменьшается поступление к тканям крови, что сопровождается снижением интенсивности обмена веществ на 8—10% и понижением температуры тела.
По результатам исследования, опубликованного в журнале «The Lancet»viii частота дыхания во время ТМ уменьшается. Так и при засыпании и во время первых стадий ФМС (медленного сна) действительно урежается дыхание. В более глубоких стадиях ФМС дыхания несколько повышается, что возможно носит компенсаторный характер и необходимо для поддержания оптимального уровня системного кровотока и легочной вентиляции в связи со снижением артериального давления и уменьшением глубины дыхания.
Р.К. Уэллес в докторской диссертации университета Калифорнии отметил, что в процессе ТМ количество крови, пропускаемой сердцем, значительно падает, что говорит о снижении нагрузки на сердце. Занимательно, что и во время сна частота сердечных сокращений варьируется от 10 до 30 ударов в минуту (при нормальной дневной в 60 ударов). Таким образом, во время сна снижается кровяное давление, давая человеку шанс расслабиться и отдохнуть.
И если характеризовать сон как разделение плотного (физического) и тонкого (астрального, ментального) тел, то границы между понятиями «сон» и «медитация» начинают стираться. И хотя нет доказательств их идентичности, многие исследования в этой области заставляют задуматься о такой явной схожести протекания внутренних процессов организма человека.
Исходя из вышеизложенного, я считаю возможным сделать вывод, что технология медитации, неотъемлемой части восточной культуры, способствует изменению состояния сознания по той причине, что за духовными практиками стоят особые процессы, протекающие в организме, которые и меняют его состояние. Система медитации, целью которой, с точки зрения йоги, является слияние с Божественной сущностью и освобождение от уз кармы, делает возможным достижение этой цели благодаря тем физиологическим изменениям, которые происходят с человеком, достаточно длительное время совершенствующим навык состояния сосредоточения. В свою очередь, те свойства и способности, которые приобретаются в процессе занятий йогой (возможность контролировать опытными йогинами биение своего сердца и частоту дыхания, уменьшение числа спонтанных гальванических реакций кожи и низкая степень мышечного напряжения), как показывает практика, положительно сказываются на здоровье человека.
i Patanjali. 1989. (Feuerstein, G. trans). The Yoga-Sutra of Patañjali: A New Translation and Commentary. Inner Traditions.
ii Кацудзо Ниши «Очищение души: уроки медитации», Спб, издательская компания «Невский проспект», 2005г
iii «Почему люди верят в Бога», А.Бухбиндер , журнал «Знание-сила» 5/2002
iv «Why God Won't Go Away», авторы: Эндрью Ньюберг и Юджин Д`Аквили, 2010г
v «Рефлексы головного мозга», И.М. Сеченов, издательство АСТ, Времена 2, 2014г
vi Йога-сутра Патанджали. Комментарии — Минск: Изд-во «Ведантамала», 2006 г.,
vii Журнал «Scientific American», февраль 1972г, авторы: Уоллес, Бенсон; США.
viii The Lancet (апрель 1970, автор: Эллисон; Англия)