ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Трунова М.А. 1
1Российский Государственный Социальный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Общеизвестно, что на сегодняшний день, факторов влияющих на психическое, психоэмоциональное состояние здоровья огромное множество. Связано это с нестабильной внешней и внутренней политикой, кризис в системе экономики, террористические акты, война, техногенные катастрофы и многое другое. Последствия этих явлений существенно отражаются на неокрепшей психике подростка, только-только вступающему в реалии взрослой жизни. Подросток оказывается просто не готов к происходящему. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы, касающиеся особенностей поведения в затруднительных, стрессовых ситуациях. Также, немаловажным для подросткового возраста является социальная поддержка, особенно во время личностных кризисов.

Наиболее важным видом социальной поддержки, по мнению многих авторов, является эмоциональная поддержка – это поддержка, которая, главным образом, направлена на нормализацию душевного состояния и подразумевает чувство близости, доверия, общности, а также предполагает возможность открытого выражения чувств [3; 4].

Подросток особенно нуждается в удовлетворении таких социальных потребностей как близость, защита, доверие, помощь, разрядка, отдых, успокоение и т.д.

Эмоционально значимые, поддерживающие отношения, наличие круга значимых людей, ощущение подростком собственной значимости помогают ему адекватно справляться с трудными жизненными ситуациями.

Р. Лазарус выделил два глобальных типа совладания со стрессом: проблемно ориентированный и субъектно ориентированный. Первый связан с рациональным анализом и с планированием решения проблемы, признание собственной роли в проблеме, поиск социальной поддержки и дополнительной информации. Второй касается эмоционального реагирования на ситуацию, он не сопровождается конкретными действиями, человек пытается не думать о проблеме вообще, стремится забыться, отвлечься, избежать проблемы [2].

Р.М. Грановская и И.М. Никольская установили, что уподростков наиболее характерными являются следующие копинг-стратегии: остаюсь один, сам по себе; плачу, грущу; борюсь, дерусь; молюсь; прошу прощения, говорю правду; думаю об этом; стараюсь забыть; стараюсь расслабиться, оставаться спокойным; смотрю телевизор, слушаю музыку [1].

Копинг-стратегия поиска социальной поддержки является одним из самых мощных способов совладания со стрессом. Социальная поддержка, смягчая влияние стрессоров на организм, тем самым сохраняет здоровье и благополучие человека.

Цель нашего исследования заключалась в выявлении особенностей копинг-стратегий подростков с различным уровнем социальной поддержки.

Гипотеза исследования заключалась в том, что у подростков с адекватной социальной поддержкой преобладают активные копинг-стратегии.

Для достижения указанной цели были обследованы 17 подростков (13 мальчиков и 4 девочки). Средний возраст испытуемых составил 17 ± 1 год. Исследование было организовано и проведено на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы "Колледж малого бизнеса № 4".

В нашем исследовании были использованы следующие методики: «Копинг-тест» Р. Лазаруса и его ученицы С. Фолкман (в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) и «Опросник воспринимаемой социальной поддержки» Г. Зоммера и Т. Фюдриха(Адаптация А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, Г.А. Петрова) [2; 3; 5].

Диагностическое обследование проводилось в групповой форме во вне учебное время. Испытуемым были предъявлены бланки методик для заполнения с соответствующими инструкциями.

В результате исследования выяснилось, что подростки, у которых шкала «Эмоциональной поддержки» стала ведущей (34%), были полностью удовлетворены своими поддерживающими отношениями, в отличие от тех подростков, у которых ведущей оказалась шкала «Инструментальной поддержки» (66%). Также, анализируя процентное соотношение, можно сделать вывод о том, что большинство подростков имеют «Инструментальную поддержку», чем «Эмоциональную».

Исследование копинг-стратегий показало следующие результаты: наиболее частыми выборами были такие шкалы как «Принятие ответственности», «Планирование решения проблемы» и «Положительная переоценка» (каждая шкала по 20%).

Также нужно отметить, что подростки с «Эмоциональной поддержкой» выбирали только активные копинг-стратегии, другими словами они признавали свою роль в решении проблемы, планировали и анализировали подходы крешению проблемы.

Подростки с «Инструментальной поддержкой» чаще выбирали такие способы совладания со стрессом как «Положительная переоценка», т.е. создание положительного смысла ситуации, включая религиозный опыт,«Бегство» (мысленное стремление избежать проблемы, уйти в фантазии) и «Поиск социальной поддержки» (поиск эмоциональной поддержки от других людей).

Поскольку обследованная нами выборка была немногочисленной, все сделанные ниже выводы можно считать сугубо предварительными и подлежащими дальнейшей тщательной проверке на основе анализа данных расширенной выборки испытуемых.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Испытуемые с высоким уровнем «Эмоциональной поддержки» используют более активные копинг-стратегии, наиболее удовлетворены своей социальной поддержкой, готовы брать на себя ответственность и прилагать усилия по решению проблем.

2. Испытуемые с высоким уровнем «Инструментальной поддержки» используют более пассивные копинг-стратегии, не склонны к решению проблем и к принятию ответственности за проблемную ситуацию и наименее удовлетворены своей социальной поддержкой.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы можно использовать в консультативной и психопрофилактической работе с подростками и их родителями.

Список литературы:

1. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006. 340 с.

2. Крюкова,Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3. С. 93-112.

3. Холмогорова А.Б., Петрова Г.А. Методы диагностики социальной поддержки при расстройствах аффективного спектра // Медицинская технология. М.: МНИИ психиатрии Росздрава. М., 2007. С.21.

4. Шерягина Е.В. Проективная методика исследования стратегий утешения // Журнал консультативной психологии и психотерапии. №2, 2013. С. 212-224.

5. Sommer G., Fydrich T. SozialeUnterstutzung. Diagnostik, Kozepte, F-SOZU // Ges.furVerhaltenstherapy. Materiale № 22 / Deutsch: Tubingen, 1989.

Просмотров работы: 830