Наиболее важным видом социальной поддержки, по мнению многих авторов, является эмоциональная поддержка – это поддержка, которая, главным образом, направлена на нормализацию душевного состояния и подразумевает чувство близости, доверия, общности, а также предполагает возможность открытого выражения чувств [3; 4].
Подросток особенно нуждается в удовлетворении таких социальных потребностей как близость, защита, доверие, помощь, разрядка, отдых, успокоение и т.д.
Эмоционально значимые, поддерживающие отношения, наличие круга значимых людей, ощущение подростком собственной значимости помогают ему адекватно справляться с трудными жизненными ситуациями.
Р. Лазарус выделил два глобальных типа совладания со стрессом: проблемно ориентированный и субъектно ориентированный. Первый связан с рациональным анализом и с планированием решения проблемы, признание собственной роли в проблеме, поиск социальной поддержки и дополнительной информации. Второй касается эмоционального реагирования на ситуацию, он не сопровождается конкретными действиями, человек пытается не думать о проблеме вообще, стремится забыться, отвлечься, избежать проблемы [2].
Р.М. Грановская и И.М. Никольская установили, что уподростков наиболее характерными являются следующие копинг-стратегии: остаюсь один, сам по себе; плачу, грущу; борюсь, дерусь; молюсь; прошу прощения, говорю правду; думаю об этом; стараюсь забыть; стараюсь расслабиться, оставаться спокойным; смотрю телевизор, слушаю музыку [1].
Копинг-стратегия поиска социальной поддержки является одним из самых мощных способов совладания со стрессом. Социальная поддержка, смягчая влияние стрессоров на организм, тем самым сохраняет здоровье и благополучие человека.
Цель нашего исследования заключалась в выявлении особенностей копинг-стратегий подростков с различным уровнем социальной поддержки.
Гипотеза исследования заключалась в том, что у подростков с адекватной социальной поддержкой преобладают активные копинг-стратегии.
Для достижения указанной цели были обследованы 17 подростков (13 мальчиков и 4 девочки). Средний возраст испытуемых составил 17 ± 1 год. Исследование было организовано и проведено на базе Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы "Колледж малого бизнеса № 4".
В нашем исследовании были использованы следующие методики: «Копинг-тест» Р. Лазаруса и его ученицы С. Фолкман (в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой) и «Опросник воспринимаемой социальной поддержки» Г. Зоммера и Т. Фюдриха(Адаптация А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, Г.А. Петрова) [2; 3; 5].
Диагностическое обследование проводилось в групповой форме во вне учебное время. Испытуемым были предъявлены бланки методик для заполнения с соответствующими инструкциями.
В результате исследования выяснилось, что подростки, у которых шкала «Эмоциональной поддержки» стала ведущей (34%), были полностью удовлетворены своими поддерживающими отношениями, в отличие от тех подростков, у которых ведущей оказалась шкала «Инструментальной поддержки» (66%). Также, анализируя процентное соотношение, можно сделать вывод о том, что большинство подростков имеют «Инструментальную поддержку», чем «Эмоциональную».
Исследование копинг-стратегий показало следующие результаты: наиболее частыми выборами были такие шкалы как «Принятие ответственности», «Планирование решения проблемы» и «Положительная переоценка» (каждая шкала по 20%).
Также нужно отметить, что подростки с «Эмоциональной поддержкой» выбирали только активные копинг-стратегии, другими словами они признавали свою роль в решении проблемы, планировали и анализировали подходы крешению проблемы.
Подростки с «Инструментальной поддержкой» чаще выбирали такие способы совладания со стрессом как «Положительная переоценка», т.е. создание положительного смысла ситуации, включая религиозный опыт,«Бегство» (мысленное стремление избежать проблемы, уйти в фантазии) и «Поиск социальной поддержки» (поиск эмоциональной поддержки от других людей).
Поскольку обследованная нами выборка была немногочисленной, все сделанные ниже выводы можно считать сугубо предварительными и подлежащими дальнейшей тщательной проверке на основе анализа данных расширенной выборки испытуемых.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Испытуемые с высоким уровнем «Эмоциональной поддержки» используют более активные копинг-стратегии, наиболее удовлетворены своей социальной поддержкой, готовы брать на себя ответственность и прилагать усилия по решению проблем.
2. Испытуемые с высоким уровнем «Инструментальной поддержки» используют более пассивные копинг-стратегии, не склонны к решению проблем и к принятию ответственности за проблемную ситуацию и наименее удовлетворены своей социальной поддержкой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные выводы можно использовать в консультативной и психопрофилактической работе с подростками и их родителями.
Список литературы:
1. Грановская Р.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2006. 340 с.
2. Крюкова,Т.Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк // Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3. С. 93-112.
3. Холмогорова А.Б., Петрова Г.А. Методы диагностики социальной поддержки при расстройствах аффективного спектра // Медицинская технология. М.: МНИИ психиатрии Росздрава. М., 2007. С.21.
4. Шерягина Е.В. Проективная методика исследования стратегий утешения // Журнал консультативной психологии и психотерапии. №2, 2013. С. 212-224.
5. Sommer G., Fydrich T. SozialeUnterstutzung. Diagnostik, Kozepte, F-SOZU // Ges.furVerhaltenstherapy. Materiale № 22 / Deutsch: Tubingen, 1989.