«CИСТЕМНЫЙ ДИЗАЙН»: ЭВОЛЮЦИЯ СМЫСЛА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

«CИСТЕМНЫЙ ДИЗАЙН»: ЭВОЛЮЦИЯ СМЫСЛА

Копылова Е.И. 1
1Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Системный дизайн – термин, претерпевший серьезную эволюцию смысла за 50 лет существования: с конца 60-х годов, когда о нем впервые заговорили, до сегодняшнего времени.

В его основе лежат понятия теории систем, разработанной в 1937 г. Людвигом фон Берталанфи (англ. Ludwig von Bertalanffy,1901-1972, австрийский биолог). С именем Томаса Мальдонадо (исп. Tomas Maldonado, р.1922 – итальянский теоретик дизайна) связывают первые разработки системного подхода в дизайне, а именно теорию уровней сложности проектируемых изделий [7, с. 6].

Основным истоком и первым примером системного дизайна считаются разработанные Этторе Соттсассом (англ. Ettore Sottsass, 1917-2007, итальянский архитектор и дизайнер) пишущие машинки, офисное оборудование и мебель для компании «Olivetti». В этих работах Соттсасс придерживался антропоцентричности, шел «от человека», причем в качестве структурной единицы проектирования выделял поведенческую ситуацию. Он выступал за выход за рамки функционализма и рационализма («Functionalism is not enough, design should also be sensual and exciting», ©Ettore Sottsass). Соттсасс говорил о работе со средой и культурной атмосферой продукта [6, с. 63], о превалировании социологического аспекта проектирования над всеми остальными, в том числе над инженерным аспектом. Его разработки одновременно ориентированы на интеллектуального пользователя и интуитивны в эксплуатации [5, с. 260], Соттсасс в своих проектах воплотил идею развития «нейтральной формы», целостной формы [1, с. 272]. Как в разработках для «Olivetti», так и в более поздних работах Соттсасса присутствует аскетизм отдельной формы и создание комплекса, системы объектов [2, с. 170]. Соттсасс придерживался направленности на промышленное производство и использование новых материалов и технологий [4, с. 65]. Этторе Соттсасом были заложены следующие принципы: унификация, стандартизация, трансформация, модульность.

Впоследствии системный дизайн развивался в направлении поиска решения проблемы – соотношения утилитарного и прекрасного, где красота это наилучшее соответствие и выполнение функции объекта. Постепенно понимание системного дизайна отошло от заложенного Эторе Соттсассом «технического пейзажа» и стало в большей степени ассоциироваться с жизненным циклом изделия («product lifecycle management», совокупность процессов, от момента выявления потребностей до момента удовлетворения этих потребностей и утилизации). Далее в один ряд с системным дизайном встало понятие сегмента производства «NewProductDevelopment» (разработка новой продукции, дизайн выступает в качестве стратегического инструмента бизнеса) и дизайн-мышление («design thinking», применение творческого, а не аналитического подходе при решении инженерных, деловых и прочих задач). Кроме этого, система эвристических методов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), Г. С. Альтшуллера (Генрих Саулович Альтшуллер, 1926-1998), сейчас воспринимается как система, которая имеет возможность развития в дизайне.

Сейчас понятие «системный дизайн», распространено за пределы дизайнерской деятельности, его больше связывают с рекламой и дизайн-программированием, несмотря на то, что термин «дизайн» перенес еще большие изменения. Слово «design» появилось в XVI веке и означало концепцию произведения искусства, к концу XIX – началу XX вв. начинает рассматриваться, как связь искусств и ремесел, как проектно-художественная деятельность и как художественно-промышленная деятельность. За первую половину XX века переосмысливается, к настоящему времени приобретая такую многозначность, что дизайн сегодня не получил еще должного определения.

Системный дизайн, претерпевший сильную эволюцию смысла, не достиг такой многозначности трактовки. Его современное определение звучит следующим образом: системный дизайн – это особый вид творческого проектирования, включающий в создаваемую модель все факторы, которые в какой-либо степени влияют на процесс разработки и создания объекта, условия его потребления и последующего функционирования [3, с. 26].

Библиография:

  1. Kinnaird Zakary Sebastian «The origin of objects» / Submitted for the degree of Masters of Design by thesis.Victoria University of Wellington. – 2010 . – 316 p.

  2. Manuel Singer. «Indefinite Workings. What Dwellings Elicit and On What Architecture Depends» / PhD Thesis. Goldsmiths University of London Department of Visual Cultures. – September 2015.

  3. Волкова В. В. Дизайн рекламы: Учебное пособие. – М.: «Книжный дом «Университет»», 1999. – 144с.

  4. Кухта М. С. Промышленный дизайн: учебник. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 312 с.

  5. Лаврентьев Α. Η. История дизайна. – М.: Гардарики, 2007. – 303 с.

  6. Марьин, А. В. Время "радикального дизайна". "Антидизайн" 60­х ­ 70­х [Текст] / А. В. Марьин // Искусство и образование. – 2013. – № 1. – С. 59– 72

  7. Михеева М.М. Основы системного дизайна: методические указания по курсу «Основы теории и методологии проектирования в промышленном дизайне» М.:МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2010 г. – 59 с.

Просмотров работы: 470