Актуальность данной работы заключается в рассмотрении нового инструмента финансового контроля - перекрестного контроля.
Целью работы является рассмотрение методологических основ перекрестного контроля для управления финансами корпорации.
Перекрестный финансовый контроль - это инструмент системы внутреннего финансового контроля, обеспечивающий комплексный подход к контролю проблемных областей управления.
Комплексная система контроля предполагает:
1. Всесторонность. Перекрестный финансовый контроль осуществляется по схеме «один объект - множество аспектов». Этим он резко отличается от тематического контроля, которому свойственна формула «один аспект - множество объектов».
2. Целостность. Перекрестный контроль ориентирован на охват всех без исключения объектов финансового управления. Конкретный перечень объектов перекрестного контроля определяется руководством компании. Объектами должны являться финансовые ресурсы, финансовые потоки, финансовые инструменты и финансовые решения.
3. Взаимосвязанность. Перекрестный контроль позволяет сочетать приемы анализа и синтеза при решении поставленных управленческих задач. Благодаря нему устанавливается взаимосвязь между частными и общими знаниями о контролируемом объекте.
Методология перекрестного финансового контроля представляет собой модель совершения контрольных действий в целях всестороннего, целостного и взаимосвязанного решения возникающих управленческих проблем. Такая модель включает в себя шесть этапов: поиск проблемных объектов управления; задание контрольных точек; выбор критериев перекрестного контроля; принятие плана контрольных действий; проведение перекрестного контроля; оценку состояния контролируемых объектов.
I. Поиск проблемных объектов управления осуществляется путем проведения контрольной диагностики, нацеленной на совершение ряда взаимосвязанных действий, а именно: определяются объекты финансового управления для последующей диагностики; выявляются отклонения между заданными и фактическими параметрами объектами управления; диагностирование проблемных участков; определение области финансового управления, к которой относится проблема; оценка масштабов и актуальности проблемы, ее значения для корпоративных финансов; установление срока давности проблемы; определение проблематики - круга смежных проблем, прямо и косвенно связанных с основной проблемой; регистрация, классификация, систематизация, ранжирование выявленных проблем.
II. Задание контрольных точек. Необходимым условием для проведения перекрестного финансового контроля выступает задание контрольных точек, то есть определение различных целевых установок, с позиции которых должен контролироваться конкретный проблемный объект.
Охват контрольными точками проблемных объектов может быть полным или частичным. В любом случае количественный состав и качественное содержание контрольных точек зависят от управленческих потребностей конкретного экономического субъекта. Наибольшую актуальность для корпоративных финансов сегодня приобрели четыре точки перекрестного контроля:
Точка экономической эффективности, с позиции которой оценивается способность управляемого объекта обеспечивать получение ожидаемых результатов;
Точка риска, нацеливающая на оценку возможных угроз, способных ухудшить состояние объекта;
Точка правомерности совершаемых управленческих действий, нацеливающая на правовую оценку работы субъектов управления;
Точка информации, с позиции которой оценивается достоверность раскрытия сведений об объекте в финансовой отчетности.
III. Выбор критериев перекрестного контроля нацелен на установление существенных признаков, способных характеризовать качественное состояние контролируемых сторон проблемного объекта. В данном случае речь идет о выборе критериев внутреннего финансового контроля эффективности, риска, правомерности и достоверности отчетной информации.
В последние годы статус критерия экономической эффективности прочно закрепился за тремя индикаторами - экономичностью, продуктивностью и результативностью. Соглашаясь с доводами В.В. Ковалева, Н.П. Макаркина, В.И. Терехина и Н.А. Подгорновой [1; 2; 3], а также основываясь на положениях пп. 3.1-3.4 Стандарта финансового контроля «Проведение аудита эффективности использования государственных средств» [4], мы считаем целесообразным распространить эти индикаторы на все области финансового контроля.
Критерий экономичности выражает наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования. Он характеризует взаимосвязь между объемом средств, направленных объектом проверки на осуществление своей деятельности, и достигнутым уровнем результатов. Использование средств признается экономичным, если проверяемый объект достиг заданных результатов с задействованием наименьшего объема ресурсов (абсолютная экономия) или более высоких результатов с применением заданного объема ресурсов (относительная экономия).
Критерий продуктивности, выступающий мерилом рационального использования ресурсов, определяется как соотношение между объемом произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) и затраченными на получение этих результатов материальными, финансовыми, трудовыми и другими ресурсами. Использование средств объектом проверки может быть оценено как продуктивное в том случае, когда затраты ресурсов на единицу произведенной продукции (выполненной работы, оказанной услуги) или объем произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) на единицу затрат будут равны или меньше соответствующих запланированных показателей.
Критерий результативности, характеризующий степень достижения запланированных результатов использования средств или деятельности объекта аудита, включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта. Экономическая результативность оценивается путем сравнения достигнутых и запланированных результатов использования средств (осуществляемой деятельности). Социально-экономический эффект показывает, как экономические результаты использования средств или деятельности проверяемых объектов оказали влияние на удовлетворение потребностей экономики и общества (определенной группы людей).
Таким образом, ввиду универсальности критериев экономической эффективности их можно адаптировать к потребностям корпоративного финансового контроля путем закрепления требуемых критериев за каждым финансовым показателем, характеризующим состояние контролируемых объектов.
Потребность во внутреннем контроле финансовых рисков вызвана усилением неопределенности внешней среды деятельности корпораций и закономерно связана с широким распространением риск-ориентированного подхода к управлению корпоративными финансами.
Принципиальная особенность внутреннего контроля правомерности совершаемых управленческих действий состоит в нацеленности на оценку деятельности субъективной стороны управления корпоративными финансами - должностных лиц (органов) корпоративного управления и финансового менеджмента.
Повышенное внимание к четвертому направлению перекрестного контроля - внутреннему контролю достоверности финансовой отчетности - обусловлено, главным образом, усложнением методик ведения бухгалтерского (финансового) учета и составления финансовой отчетности в связи с применением на территории Российской Федерации Международных стандартов финансовой отчетности.
IV. Принятие плана контрольных действий. На этапе планирования происходит определение общей стратегии проведения перекрестного контроля; разработка детального плана контроля в целом и в разрезе каждого проблемного объекта; разграничение полномочий между субъектами контроля в вопросах перекрестного контролирования; составление программы контроля, определяющей объем работ, устанавливающей их сроки, распределяющей обязанности между контролерами. Данные меры нацелены на обеспечение многосторонности финансового контроля и оптимального взаимодействия всех его участников.
V. Проведение перекрестного контроля должно осуществляться в соответствии с установленными критериями экономической эффективности, COSO ERM, правомерности управленческих действий и достоверности финансовой отчетности.
VI. Оценка состояния контролируемых объектов. Инструмент оценки сегодня нашел активное применение при проведении внешнего аудита коммерческих организаций и государственного финансового контроля (аудита) главных распорядителей бюджетных средств. Основным его предназначением выступает анализ надежности и эффективности внутреннего контроля (аудита).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение перекрестного финансового контроля, являются отправной точкой для принятия комплексных управленческих решений. Уточняется корректировка поставленных задач, облегчается координация работы всех субъектов финансового управления и поиска оптимального решения проблем. Кроме того, это оказывают существенное влияние на точность оценки надежности всей системы внутреннего контроля корпорации, осуществляемой в процессе проведения внешнего аудита.
Список использованной литературы:
Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: Проспект, 2007. 1024 с.
Макаркин Н.П. Эффективность реальных инвестиций. М.: Инфра-М, 2011. 432 с.
Терехин В.И., Подгорнова Н.А. Эффективность моделирования денежных средств на российских предприятиях // Финансовый менеджмент.2011 № 2. С. 23-31.
Стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств»: утв. решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 09.06.2009 № 31К (668).