РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СИСТЕМНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ СИСТЕМНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Попова И.Л. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Качество функционирования систем внутреннего финансового контроля в корпорациях во многом определяется инструментами, посредством которых обеспечивается реализация контрольной функции.

Актуальность данной работы заключается в рассмотрении нового инструмента финансового контроля - перекрестного контроля.

Целью работы является рассмотрение методологических основ перекрестного контроля для управления финансами корпорации.

Перекрестный финансовый контроль - это инструмент системы внутреннего финан­сового контроля, обеспечивающий комплекс­ный подход к контролю проблемных областей управления.

Комплексная система контроля пред­полагает:

1. Всесторонность. Перекрестный финансовый контроль осуществляется по схеме «один объект - множество аспек­тов». Этим он резко отличается от тематиче­ского контроля, которому свойственна форму­ла «один аспект - множество объектов».

2. Целостность. Перекрестный контроль ориентирован на охват всех без исключения объек­тов финансового управления. Конкретный пе­речень объектов перекрестного контроля определяется руководством компании. Объектами должны являться финансовые ресурсы, финан­совые потоки, финансовые инструменты и фи­нансовые решения.

3. Взаимосвязанность. Перекрестный контроль позволяет со­четать приемы анализа и синтеза при решении поставленных управленческих задач. Благода­ря нему устанавливается взаимосвязь между частными и общими знаниями о контролируемом объекте.

Методология перекрестного финансового контроля пред­ставляет собой модель совершения контроль­ных действий в целях всестороннего, целостного и взаимосвязанного решения возникаю­щих управленческих проблем. Такая модель включает в себя шесть этапов: поиск проблем­ных объектов управления; задание контроль­ных точек; выбор критериев перекрестного контроля; принятие плана контрольных дей­ствий; проведение перекрестного контроля; оценку состояния контролируемых объектов.

I. Поиск проблемных объектов управ­ления осуществляется путем проведения кон­трольной диагностики, нацеленной на совер­шение ряда взаимосвязанных действий, а именно: определяются объекты финансового управления для последующей диагностики; выявляются отклонения между заданными и фактическими параметрами объектами управления; диагностирование проблемных участков; определение области финансового управления, к которой относится проблема; оценка масштабов и актуальности проблемы, ее значения для корпоративных финансов; установление срока давности про­блемы; определение проблематики - круга смежных проблем, прямо и косвенно связан­ных с основной проблемой; регистрация, классификация, систе­матизация, ранжирование выявленных про­блем.

II. Задание контрольных точек. Необхо­димым условием для проведения перекрестно­го финансового контроля выступает задание контрольных точек, то есть определение раз­личных целевых установок, с позиции которых должен контролироваться конкретный про­блемный объект.

Охват контрольными точками про­блемных объектов может быть полным или частичным. В любом случае количественный состав и качественное содержание контроль­ных точек зависят от управленческих потреб­ностей конкретного экономического субъекта. Наибольшую актуальность для корпоративных финансов сегодня приобрели четыре точки перекрестного контроля:

  1. Точка экономической эффективно­сти, с позиции которой оценивается способ­ность управляемого объекта обеспечивать по­лучение ожидаемых результатов;

  2. Точка риска, нацеливающая на оценку возможных угроз, способных ухуд­шить состояние объекта;

  3. Точка правомерности совершаемых управленческих действий, нацеливающая на правовую оценку работы субъектов управле­ния;

  4. Точка информации, с позиции кото­рой оценивается достоверность раскрытия сведений об объекте в финансовой отчетности.

III. Выбор критериев перекрестного контроля нацелен на установление суще­ственных признаков, способных характеризо­вать качественное состояние контролируемых сторон проблемного объекта. В данном случае речь идет о выборе критериев внутреннего финансового контроля эффективности, риска, правомерности и достоверности отчетной ин­формации.

В последние годы статус критерия экономической эффективности прочно закре­пился за тремя индикаторами - экономично­стью, продуктивностью и результативностью. Соглашаясь с доводами В.В. Ковалева, Н.П. Макаркина, В.И. Терехина и Н.А. Под­горновой [1; 2; 3], а также основываясь на положениях пп. 3.1-3.4 Стандарта финансово­го контроля «Проведение аудита эффективно­сти использования государственных средств» [4], мы считаем целесообразным распростра­нить эти индикаторы на все области финансо­вого контроля.

Критерий экономичности выражает наилучшее соотношение между ресурсами и результатами их использования. Он характери­зует взаимосвязь между объемом средств, направленных объектом проверки на осу­ществление своей деятельности, и достигну­тым уровнем результатов. Использование средств признается экономичным, если прове­ряемый объект достиг заданных результатов с задействованием наименьшего объема ресур­сов (абсолютная экономия) или более высоких результатов с применением заданного объема ресурсов (относительная экономия).

Критерий продуктивности, выступаю­щий мерилом рационального использования ресурсов, определяется как соотношение меж­ду объемом произведенной продукции (вы­полненных работ, оказанных услуг) и затраченными на получение этих результатов мате­риальными, финансовыми, трудовыми и дру­гими ресурсами. Использова­ние средств объектом проверки может быть оценено как продуктивное в том случае, когда затраты ресурсов на единицу произведенной продукции (выполненной работы, оказанной услуги) или объем произведенной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) на единицу затрат будут равны или меньше соответствующих запланированных показателей.

Критерий результативности, характери­зующий степень достижения запланированных результатов использования средств или дея­тельности объекта аудита, включает в себя определение экономической результативности и социально-экономического эффекта. Эконо­мическая результативность оценивается путем сравнения достигнутых и запланированных ре­зультатов использования средств (осуществля­емой деятельности). Социально-экономический эффект показывает, как экономические резуль­таты использования средств или деятельности проверяемых объектов оказали влияние на удо­влетворение потребностей экономики и обще­ства (определенной группы людей).

Таким образом, ввиду универсальности критериев экономической эффективности их можно адаптировать к потребностям корпоративного финансового контроля путем закрепления требуемых критериев за каждым финансовым показателем, характеризующим состояние контролируемых объектов.

Потребность во внутреннем контроле финансовых рисков вызвана усилением неопре­деленности внешней среды деятельности кор­пораций и закономерно связана с широким рас­пространением риск-ориентированного подхода к управлению корпоративными финансами.

Принципиальная особенность внут­реннего контроля правомерности совершае­мых управленческих действий состоит в наце­ленности на оценку деятельности субъектив­ной стороны управления корпоративными финансами - должностных лиц (органов) корпо­ративного управления и финансового менедж­мента.

Повышенное внимание к четвертому направлению перекрестного контроля - внут­реннему контролю достоверности финансо­вой отчетности - обусловлено, главным об­разом, усложнением методик ведения бухгалтерского (финансового) учета и составления финансовой отчетности в связи с применением на территории Российской Федерации Между­народных стандартов финансовой отчетности.

IV. Принятие плана контрольных дей­ствий. На этапе планирования происходит определение общей стратегии проведения пе­рекрестного контроля; разработка детального плана контроля в целом и в разрезе каждого проблемного объекта; разграничение полно­мочий между субъектами контроля в вопросах перекрестного контролирования; составление программы контроля, определяющей объем работ, устанавливающей их сроки, распреде­ляющей обязанности между контролерами. Данные меры нацелены на обеспечение много­сторонности финансового контроля и оптимального взаимодействия всех его участников.

V. Проведение перекрестного контроля должно осуществляться в соответствии с уста­новленными критериями экономической эф­фективности, COSO ERM, правомерности управленческих действий и достоверности финансовой отчетности.

VI. Оценка состояния контролируемых объектов. Инструмент оценки сегодня нашел активное применение при проведении внешне­го аудита коммерческих организаций и госу­дарственного финансового контроля (аудита) главных распорядителей бюджетных средств. Основным его предназначением выступает анализ надежности и эффективности внутреннего контроля (аудита).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проведение перекрестного финансового контроля, являются отправной точкой для принятия комплексных управленче­ских решений. Уточняется кор­ректировка поставленных задач, облегчается координация работы всех субъектов финансового управления и поиска оптимального решения проблем. Кроме того, это оказывают существенное влияние на точность оценки надежности всей системы внутреннего контроля корпорации, осуществляемой в процессе проведения внешнего аудита.

Список использованной литературы:

  1. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. М.: Проспект, 2007. 1024 с.

  2. Макаркин Н.П. Эффективность реаль­ных инвестиций. М.: Инфра-М, 2011. 432 с.

  3. Терехин В.И., Подгорнова Н.А. Эффек­тивность моделирования денежных средств на рос­сийских предприятиях // Финансовый менеджмент.2011 № 2. С. 23-31.

  4. Стандарт финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использо­вания государственных средств»: утв. решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации, протокол от 09.06.2009 № 31К (668).

Просмотров работы: 299