ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

Мажара Ю.С. 1, Машевская С.М. 1
1Ивановский педагогический колледж
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема детской инвалидности в нашей стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения и слуха. Воспитание и обучение детей c ограниченными возможностями здоровья в системе современного образования требует особого подхода со стороны педагогов, воспитателей, логопедов и других специалистов.

В работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет включение детей в активные деятельностные формы работы, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании. Основной формой воздействия на ребенка, по мнению С.А.Кононовой, являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогу. В настоящее время у многих учащихся слабая мотивация к познавательной деятельности, поэтому взрослым необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности [1, с. 91].

Для успешного обучения и воспитания детей с особенностями в развитии необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность и творческий потенциал личности. Одним из эффективных является средств и методов пробуждение живого интереса как раз и является театральная деятельность.

Театральная деятельность, как подчёркивает А.Н. Кожевникова, выполняет особые функции: образовательную, воспитательную и развивающую. Через театральную деятельность происходит развитие внимания, быстроты реакции, находчивости, альтруистичности, пробуждается фантазия и воображение, креативность с положительным вектором применения, улучшается пластика и диапазон речи. Постепенно формируется вкус, воспитывается чувство меры, способность анализировать, мыслить нестандартно, отличать истинное, высокое от пошлого и фальшивого, а также давать верную объективную оценку своим возможностям, вести ЗОЖ. Весе это позволяет получить у обучающихся навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе, обеспечивающие их социализацию

Каждое мероприятие, каждый концерт становится для воспитанников, прежде всего ярким действием, событием [2, c. 342].

В данной статье мы рассмотрим опыт использования театральной деятельности в учебно-воспитательном процессе в коррекционной школе № 2 VIII вида (для детей с отклонениями интеллекта) города Иванова.

Бывая на практике в этой коррекционной школе, мы расспросили преподавателей и заместителя директора Н.В.Жаворонкову, как они используют театральную деятельность в учебно-воспитательном процессе.

Мы выяснили, что в практике этой школы, учитывая индивидуальные особенности детей, педагоги школ очень широко используют театральную деятельность, как средство повышения мотивации, как средство развития речи, формирование целостной картины мира, устранения чувства неполноценности, повышения уровня самооценки, умение вступать в диалог и т.д.

Нам рассказали, что элементы театрализации и драматические игры используются почти на каждом уроке, это коррекционно-развивающие игры, упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика), игротренинг для пальчиков, задания для развития речевой интонационной выразительности и д.р., а также во внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность очень интересно организованна в этой школе.

Особое яркое впечатление на нас произвела работа Театра мод «Дебют». Ученики школы регулярно принимают участие в конкурсах среди Театров-мод «Золотая нить».Имеют благодарность от Ивановского областного центра развития дополнительного образования детей за участие в Областном конкурсе детских Театров моды «Золотая нить», грамоты. Руководит этим кружком Е.А.Савельева. Театр мод посещают 3 группы детей разных возрастов. У Театра мод «Дебют» есть своя эмблема.

Программа школьного Театра моды «Дебют» носит практико-ориентированный характер и направлена на формирование творческих способностей обучающихся, видеть и создавать вокруг себя прекрасное. Программа рассчитана на 3 года.

Главная задача этой образовательной программы состоит в том, чтобы формировать и совершенствовать знания и умения сценического искусства, швейного мастерства, основываясь на историческом и современном опыте детских музыкальных театров и театров мод.

Предполагаемый результат учебной деятельности Театра мод «Дебют» – создание спектакля, основанного на демонстрации коллекции модной одежды. Появление спектакля – увлекательный процесс, развивающий и навыки режиссуры, постановки, создание декораций, подбора музыкального оформления. Это демонстрация творческих способностей и одновременно пропаганда модной эстетичной одежды, сделанной руками учащихся в соответствии с их представлениями о модных образах, силуэтах, форме, о моде в целом. Это яркое историческое путешествие, повествующее о проблемах моды и возможных путях ее развития, обрамленное изысканной рамой из музыки, театрального действия, хореографии и цвета.

Программа объединения включает занятия по актерскому мастерству, сценической пластике, гриму-визажу, театральному макияжу. Они овладевают определенными умениями актерского мастерства. Развивают гибкость тела, ритмичность, координацию движений, импровизацию. Естественно выполняются самые разнообразные движения, упражнения и создают этюды-импровизации.

В Театре мод ставятся небольшие инсценировки, мини спектакли с использованием танцев, песен и т.п., потому что детям очень тяжело что-то запомнить, сделать. В танцы стараются привлекать и тех детей, у которых есть нарушение в координации, чтобы также их приобщать к театральной деятельности. Спектакли ставиться на различные темы, но в основном они приурочены к праздникам: к Новому году, ко Дню матери, к 8 марта и др. Очень интересные спектакли получились по «Сказке о царе Салтане» и по сказкам С.Я.Маршака.

Костюмы шьются на спектакли детьми самостоятельно, что придает особенность и необычность поставленному спектаклю. Дети в этом кружке делают все самостоятельно для спектакля, для показа мод. Вырабатывается ответственность, аккуратность за порученное им дело, что немало важно в практике этой школы, нацеленной на социализацию воспитанников.

Особенно дети любят новогодние праздники. Они с нетерпением их ждут. Дети тщательно к ним готовятся, придумают интересные новогодние сценки, песни, стихи и многое другое. Дед Мороз становится героем их торжества. Деду Морозу они показывают свои таланты. Дед Мороз их оценивает и щедро одаривает подарками. Дети сами создают образы героям: шьют одежду Деду Морозу, Снегурочке, коту и другим персонажам.

Приобщаются дети и к профессиональному искусству театра. В школу к ним часто приезжает кукольный театр «Маргарита» (частное агентство), дети как завороженные смотрят и слушают. Спектакли в основном для начальной школы, на разную тематику – о вежливости, о доброте, о здоровом образе жизни, о правилах дорожного движения и т.д. Обычно актёры приезжают раз в месяц. Дети потом на уроках активно участвуют в обсуждении увиденного спектакля, и их переполняет радость, восторг, восхищение от спектакля.

Итак, учителя коррекционной школы № 2 пытаются создать условия для развития творческой активности детей в театральной деятельности, способности свободно и раскрепощено держаться при выступлении; побуждают детей к импровизации с использованием выразительных движений и интонации, знакомят детей с искусством кукольного театра.

Используются на уроках различные игры на внимание, память и др. высшие психические процессы. Активно присутствует артикуляционная гимнастика, также веселые игры на переменах. На уроках литературного чтения часто создаются классом небольшие спектакли по произведениям, мини сценки. Дети это очень любят, и удовольствием участвуют.

Подводя итог, хочется сказать, что осуществление театральной деятельности, а особенно с детьми с ограниченными возможностями здоровья, необходимо и важно. Так как ребенок «окунается» в совсем иной мир, именно иной, совсем ему не знакомый, здесь он чувствует себя по-другому, не таким обыденным, как всегда. На наш взгляд, нужно дать возможность каждому ребенку почувствовать это. Ребенок – это раскрывающаяся во всех сферах деятельности ЛИЧНОСТЬ.

Библиографический список

1. Кононова С.А. Игровые технологии в работе учителя-логопеда как способ развития творческой личности учащихся // Проблемы творческого развития личности в системе образования. Сборник статьей по материал III Всероссийского научно-практического семинара 31 марта 2016 г., /Сост. Криницина А.В. – М.:ИХОиК РАО, 2016.с. 91-95.

2.Кожевникова А.Н. Ресурсы театральной педагогики в области личностного развития и социализации обучающихся // Педагогика искусства: I Всероссийская конференция школьной театральной педагогики памяти Л.А. Сулержицкого; Москва 26-30 ноября 2012г.: Сборник материалов /Кафедра эстетического образования и культурологии МИОО; Сост.: Никитина А.Б., Климова Т.А.; редактор Рыбакова Ю.Н. –М.:МАКС Пресс, 2013, с. 341-343.

Просмотров работы: 1053