СУВЕРЕННЫЕ КРЕДИТНЫЕ РЕЙТИНГИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СУВЕРЕННЫЕ КРЕДИТНЫЕ РЕЙТИНГИ

Камальдинов И.Р. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Финансовые операции очень часто сопряжены с асимметрией информации, в частности это касается отношений между инвесторами и заёмщиками. В силу этого инвестиционные трансакции возможно только при условии уменьшения существующей асимметрии, с этой целью до совершения операции проводится тщательный анализ заёмщика, между сторонами заключаются контракты, осуществляется контроль исполнения обязательств, требуются гарантии для минимизации потерь в случае отказа или невозможности платить со стороны заёмщика. Эти процедуры сопровождаются существенными затратами, тогда как все условия не всегда соблюдаются достаточно строго.
В этой среде международные рейтинговые агентства возникают как информационные посредники, призванные для проведения комплексной оценки заёмщика до совершения инвестиционной операции. Экономическая информация для больших групп инвесторов может быть недоступна или малоинформативна, поэтому агентства специализируются на предоставлении рейтингов как коммерческого продукта стали необходимым фактором для функционирования финансовой системы.  
В этом контексте «суверенный риск» – это кредитный риск, связанный с операциями в которых участвуют суверенные государства. Очевидно, что требования для гарантирования выплат по государственному долгу существенно отличается от условий, которые выдвигаются к публичной сфере. Более того, факторы, определяющие способность и готовность государства отвечать по своим обязательствам являются очень разнородными: объём золотовалютных резервов, состояние платёжного баланса, темп экономического роста, а также ряд политических и социальных факторов. Основные международные рейтинговые агентства, такие как Moody’s, Standard & Poor’s (S&P) и Fitch, регулярно проводят оценку кредитоспособности государств.
Таким образом, деятельность агентств по поводу суверенных рисков связана с оценкой способности и готовности правительства погасить свой долг в течение установленных сроков и в соответствии с условиями, согласованными с кредиторами. Данный анализ отражается в рейтинге, который, по существу, является оценкой вероятности дефолта, который в этой ситуации означает не только приостановление процентных платежей или неуплаты основной суммы на дату погашения, но также замену или «принудительную» реструктуризации.
Каждое рейтинговое агентство использует свою собственную методологию оценки суверенного риска, что существенно усложняет сравнение рейтинговых оценок одной страны, которые были присвоены разными агентствами. В большинстве случаев рейтинговая шкала состоит из буквенных обозначений «A», «B», «C» и «D». Для S&P и Fitch лучшей оценкой является «AAA», худшей – «D». В рейтинговой шкале Moody’s лучшая оценка – «Aaa», худшая «C». Помимо этого, одна половина оценок относится к так называемому инвестиционному, другая половина к спекулятивному уровню.
Ниже представлена линейная методология сопоставления рейтинговых шкал.
Таблица 1. Шкалы суверенных рейтингов
Помимо рейтинговой оценки, для каждого государства рейтинговое агентство публикует вероятное направление будущего суверенного рейтинга, так называемый «outlook», который может быть позитивным, негативным, стабильным или развивающимся. Для Moody’s соответствующий обзор называется «Watchlist», Fitch – «Rating Alert», S&P – «CreditWatch».
Суверенные рейтинги — это общедоступный и простой индикатор, который призван уменьшить неопределенность, связанную с государственными облигациями. Для экономических агентов, которые используют рейтинги как замену своему собственному труду в коллекционировании и анализе суверенного риска, рейтинговые листы оказывают помощь в принятии решений. Отсутствие рейтинга для развивающихся стран является большой преградой для доступа к международным источникам финансировании, либо же это становится причиной чрезвычайно высокой цены заимствования.  
Многие институциональные инвесторы имеют внутренние правила для выбора стран для вложения, нередко в качестве одного из ограничителя является вложение исключительно небольшой доли средств в страны со спекулятивным рейтингом. Банки и другие финансовые институты также часто используют кредитный рейтинг как показатель меры риска.
Разбор S&P
По мнению Всемирного Банка, суверенный рейтинг Standard & Poor’s это:
  • 	текущее мнение о кредитоспособности суверенного государства;
    	
  • 	сопоставимое, независимое и дальновидное мнение;
    	
  • 	отражение среднесрочной перспективы на основе экономических и политических циклов.
    	
Однако, суверенный рейтинг агентства не является:
  • 	страновым риск-рейтингом;
    	
  • 	констатацией факта или рекомендацией покупать, держать или продавать финансовые инструменты;
    	
  • 	измерением ликвидности, волатильности или рыночной стоимостью финансового инструмента.
    	
Оценка кредитоспособности происходит на основе пяти ключевых факторах:
  1. 	эффективность институциональной и государственной системы и угрозы безопасности;
    	
  2. 	экономическая структура и перспективы роста;
    	
  3. 	внешняя ликвидность и международная инвестиционная позиция;
    	
  4. 	гибкость и эффективность налоговой системы и долговое бремя;
    	
  5. 	монетарная гибкость.
    	
На первом этапе каждый из пяти факторов оценивается численной школой от 1 (лучшая оценка) до 6, каждая оценка базируется на серии количественных и качественных факторов. Последующее комбинирование факторов позволяет получить итоговую рейтинговую оценку суверенного государства.
Список использованной литературы
  1. 	Бараненко И. А. Суверенные кредитные рейтинги и их влияние на прямые иностранные инвестиции // Экономический вестник Донбасса. 2011. №4 С.122-126.
    	
  2. 	 Брагин Антон Игоревич, Кузнецов Евгений Николаевич Анализ значений суверенного кредитного рейтинга и его моделирование // Российский внешнеэкономический вестник. 2011. №12 С.21-36.
    	
  3. 	Карминский А.М., Киселёв В.Ю., Колесниченко А.С. Модели суверенных рейтингов и их возможности // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. №41 С.2-12.
    	
Просмотров работы: 607