Чеканка по металлу - один из древнейших видов декорирования металлических изделий. Представляет собой способ нанесения определенных узоров методом их выбивания на металлической поверхности. При этом появляется определенный рельеф, который и создает полную картину узора. Чеканку по металлу можно разделить, впрочем, весьма условно на два вида. Она может быть объемной и плоской. При объемной чеканке просекание фона производят специальными острозаточенными чеканами (сечками) и позже по готовым линиям проводят высечку. Далее следует обжиг, который стоит проводить особо осторожно, так как тонкие перегородки могут попросту расплавиться. Обычно основой для такого вида чеканки является готовое изделие, имеющее объем. Плоскостная чеканка выполняется на металлическом листе без выдавливания рельефа. Данный вид чеканки называется контурным. Он не много похож на гравировку, но в отличие от нее, узор контурной чеканки рельефен и может быть как выпуклым, так и вогнутым.
Вся работа по чеканке металлических изделий производится с помощью основного инструмента-чекана. Чеканы представляют собой кованные восьмигранные или, иногда, круглые стержни длинною около 15 сантиметров, с утонченными краями.
Различают несколько видов этого инструмента:
•Канфарник - представляет собой чекан, с заостренным концом, выполненный в форме тупой иглы.
•Обводные чеканы (расходники) - могут быть как прямыми, так и с различным радиусом.
•Сечки – остро заточенные чеканы, чем-то напоминающие обычное зубило. Также могут иметь как плоское, так и полукруглое лезвие.
•Лощатники – большая группа чеканов плоской формы, предназначенные для выравнивания фона (лощения). Могут иметь как гладкий, так и шероховатый бой для получения мягкого следа.
Конечно, для работы понадобятся и другие подобные инструменты и приспособления: подложки, различный слесарный инструмент, устройства для насмолки.
Основные материалы, применяемые при чеканке:
•Медь. Красная медь наиболее удобна для чеканки, так как имеет свойство легко принимать необходимые формы, и способна обеспечить достаточно большую высоту рельефа. Именно поэтому наиболее распространенной является медная чеканка.
•Латунь. Как и медь, латунь отлично поддается чеканке. Отлично обрабатывается на станках, имеет красивый золотистый цвет. Металл легко полируется и способен долго сохранять внешний вид.
•Алюминий. Обладает хорошей пластичностью, не требует термообработки. Алюминиевая фольга легко чеканится, допускает глубокую вытяжку и возможность исправлять допущенные при работе погрешности, но при его отжиге стоит быть бдительным, так как алюминий имеет достаточно низкую температуру плавления.
Автором выполнена работа по чеканке на латунном образце. Основные этапы:
- изготовлен эскиз будущей чеканки на бумаге в натуральную величину, на рисунке нет теней, а нанесены лишь основные линии;
- из листового металла сделали заготовку с припуском на каждую сторону 3-4см;
-на заготовку наложили эскиз, после чего точечным рисунком, с помощью канфарника перевели на заготовку;
- «канфаренный» рисунок обвели расходниками, которые подбирают в зависимости от необходимой конфигурации линий;
- когда рисунок перенесен, произвели опускание фона и его выравнивание вокруг узора (для этого используют лощатники);
-после осуществили отжиг при температуре 200 ºС;
- после первого отжига произвели подъем поверхности рельефа чеканки, чеканится рельеф с изнаночной стороны изделия, с использованием всевозможных мягких подложек;
-одновременно, поэтапно, использовали фон изделия с помощью лощатников;
- затем заготовку снова отжигают и проводят доработку на смоле.
Таким образом, в работе рассмотрены виды чеканки, основной инструмент, материалы, используемые при декорировании, и экспериментально изготовлена картина Московского кремля.