РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ.

Габасов Р.Р. 1
1Оренбургский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Ценности всегда играли огромную роль в жизни человека. В истории человечества главными ценностями считались семья и уважение к человеческой жизни, которая является даром. Именно семья играет огромную роль в формировании ценностей. В основном процесс формирования ценностных ориентаций происходит в жизни человека в подростковом возрасте. Подросток очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания. Семья подготавливает ребенка к жизни, является его первым и самым глубоким источником социальных идеалов. Исследованием формирования ценностных ориентаций подростков занимались Л.И.Анциферова, Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, М.Рокич, А.А.Радугин и д.р. К настоящему времени в современной теории и практике по проблеме семьи и семейному воспитанию уже накоплен определенный опыт, который отражен в трудах отечественных исследователей : А.А.Аладьин, В.С.Болбас, А.И.Кочетов, Т.И.Кухаренок, С.Д.Лаптенок, А.П.Орлова, Н.И.Олиферович, М.П.Осипова, Е.Г.Погодина, В.В.Чечет. Исследования названных авторов имеют большое значение для совершенствования теории и методики формирования ценностных ориентаций подростков и роли семьи в формировании нравственных начал ребенка. Но еще ряд вопросов и проблем по этой теме остается в стадии изучения. Индивид усваивает набор ценностей в процессе социализации , которые ему передают семья и общество, поэтому исследование системы ценностных ориентаций личности представляется особенно актуальной проблемой в ситуации серьезных изменений в мировоззренческой и духовной сферах нашего общества, когда отмечается некоторая «размытость» общественной ценностной структуры. Опасной данная ситуация является для подростков, у которых ещё не в полной мере сформирована система ценностных ориентаций. Главной особенностью подросткового возраста является смена значимых лиц и переоценка отношений со взрослыми, а также отказ от опеки и контроля родителей, учителей, более старших людей по возрасту, и установленных правил и порядков, на первый план выходят мотивы, которые связанны с формирующимся мировоззрением, с планами о будущей жизни. Возникновение мотивов у подростков происходит от чётко поставленных целей и сознательно принятых намерений в отношении своей будущей жизни. Но при этом само понятие “ценность” имеет много разных значений. Ценность – представление о том, что свято для человека, коллектива, общества в целом, их убеждения и представления, выраженные в поведении. В узком значении под ценностью понимаются требования, нормы, выступающие в качестве регулятора и цели человеческих отношений и деятельности. Можно сказать, что от ценностей зависит уровень культурного развития общества, степень его цивилизованности. Под ценностями подразумеваются элементы нравственного воспитания, важнейшие составляющие внутренней культуры человека, которые, выражаясь в личностных установках, свойствах и качествах, определяют его отношение к обществу, природе, другим людям, к самому себе. Существует огромное количество ценностей. Поэтому достаточно сложной является их классификация. Ценности классифицируются по разным основаниям (Дж.Пфага, В.Т.Кабуш, В.Парсонс, К.Шварц). Одна из наиболее известных известных классификаций принадлежит М.Рокичу. В социокультурном плане он разделяет ценности на терминальные и инструментальные. В качестве основопологающих терминальных ценностей обычно выступают жизнь, семья, труд, свобода и т.п., а в качестве инструментальных – нормы морали, качества личности или такие условия достижения терминальных ценностей, как хорошая зарплата, материальный комфорт. М. Рокич определяет ценности как «устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования». По его мнению, ценности личности характеризуются следующими признаками:

– истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе и личности;

– влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

– общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

– все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

– ценности организованы в системе. С понятием «ценность» тесно связано понятие «ценностная ориентация», которое впервые стало употребляться в американской социологии, в частности, Т. Парсонсом. Как и понятия «ценности», нет четкого определения понятию «ценностные ориентации». Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное, для данного человека, от незначимого несущественного. По мнению философии, ценностные ориентации, эта главная ось сознания обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов. Ценностная ориентация – это индивидуальное и групповое ранжирование ценностей, в котором одним придаётся большая значимость, чем другим, что влияет на выбор целей деятельности и средств их достижения. Ценностные ориентации являются важнейшим элементом сознания личности, в них преломляются нравственные, эстетические, правовые, политические, экологические, экономические, мировоззренческие знания, представления и убеждения. Ценностные ориентации – сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру. Вершина ее – ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности. Развитость ценностных ориентаций – это признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Устойчивость и непротиворечивая структура ценностных ориентаций обуславливает развитие таких качеств личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, активность жизненнной позиции. Противоречивость порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций является признаком инфантилизма, что особенно заметно у некоторых молодых людей. Появление чувства взрослости как специфичного новообразования самосознания является структурным центром личности подростка, тем его качеством, в котором отображается новая жизненная позиция в отношении к себе, людям и миру в целом. Именно оно определяет направленность и содержание активности подростка, его новые стремления, желания, переживания и аффектные реакции. Кардинальные изменения в структуре личности подростка обуславливают его особенную чувствительность к усвоению норм, ценностей и способов поведения, присущих миру взрослых. Растет стремление быть самостоятельным, обусловленное всем ходом психического развитии. По мере взросления ребенок входит в социум, который имеет свою уникальную ценностно-ориентационную структуру, где отражена самобытность данной культуры, в которой он живет, и осваивает нормы и правила, проходит свой индивидуальный путь социализации. Все изменения, происходящие в этом возрасте, оказывают непосредственное влияние на формирование ценностно-смысловых ориентаций и на самоопределение подростка.

Таким образом, важной задачей педагога является помощь подростку в формировании своей системы ценностей, ведь какую ценностную ориентацию выберет подросток и какие ценности он возведёт в ранг главных и приоритетных в своей жизни, таким и будет будущее общества.

Список литературы:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия, Раритет, 1997. – 316 с

2. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности/ Е.И.Головаха//Психология личности в трудах отечественных психологов.- 2009.- № 5. - С. 99-107.

3. Головин,С.Ю. Словарь практического психолога/ С.Ю.Головин,1998.-2000 терминов.

4. Ермолич,С.Я. Методологические предпосылки формирования ценностных ориентаций у подростков // Пазашкольнае выхаванне. - 2007. - № 9. - С. 23-27.

5. Зинченко В.П. Психологический словарь.М.: ООО «Издательство Астрель»,2004. – 479с.

6. Конюх-Синицина, С.А. О ценностях и социальных ориентациях учащихся / С.А.Конюх-Синицина // Сацыяльна-педагагичная работа. – 2000. - №3. – С.6-10

Просмотров работы: 2743