НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Абрамовских Н.В. 1, Пермикина О.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные преобразования в российском обществе, модернизация системы образования на принципах гуманизма и демократии ориентированы на развитие творческой активной личности, способной к самореализации, к интеграции в культуру окружающего мира. Проблема воспитания и развития творческой активной личности рассматривается в педагогике глубинно и многоаспектно. В условиях духовного возрождения народов России она связана с использованием их исторического и национально-культурного наследия, в том числе российских регионов. Как отмечено в Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года: «потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этносоциальной напряженности, равноправия национальных культур».

Наметившаяся в последнее время тенденция этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса, разработка и создание национально-региональных концепций способствуют широкому использованию положительного опыта народа в формировании творчески активной личности.

Народное искусство способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, активно влияет на художественное воспитание, создает возможности освоения духовных ценностей народной культуры детьми с раннего возраста.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования определены задачи для учителя, которые он должен ставить перед собой на каждый урок:

  1. сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  2. сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  3. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  4. овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

В настоящее время вопрос о формировании и развитии творческой активности ученика вновь ставится на повестку дня в педагогической науке и практике. Это связано с тем, что, во-первых, творческая активность представляется одним из ключевых качеств личности, во-вторых, если мы признаем ученика субъектом обучения, то вопрос о его активности в учебно-познавательной деятельности должен лежать в основе решения всех остальных проблем. В-третьих, активность не является неизменным наследственным свойством, она формируема. И, наконец, актуальность исследований проблемы развития творческой активности обусловлена требованиями личностно-ориентированного подхода в обучении.

Обучение в начальных классах показало, что творческое отношение к окружающей действительности формируется в разных условиях, под влиянием различных обстоятельств. Принципиально важную роль при этом играет процесс обучения в рамках предметов художественно-эстетического и гуманитарного цикла, доказывающий, что существует прямая связь между приобщением человека к искусству и его всесторонним развитием, между уровнем развития художественно-творческих способностей личности и успешностью выполнения ею любой учебно-познавательной и профессиональной деятельности.

Творческая учебная активность – это субъективная сторона учебного труда школьника, отражение потребностей, интересов, способностей, волевых усилий, эмоционального отношения.

Изобразительное искусство – особый предмет, и его нельзя преподавать, как другие предметы. Задача основных дисциплин сводятся к передаче знаний, формированию умений и навыков. В искусстве только этого не достаточно. Освоение художественных техник не дает гарантии создания гениального произведения. Искусство не только изучается, но и проживается. Ребенок приходит на урок искусства не только для того, чтобы посмотреть слайды, но и выполнить работу, на заданную тему [19].

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

- овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

- развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству [17].

Декоративно-прикладное искусство – сложное и многогранное явление культуры. Понятие это достаточно широкое, поскольку оно охватывает многие виды народного промысла, такие как зодчество, музыка, танцы, фольклор, бытовое искусство. Это искусство можно назвать и глубоким, так как оно живет вместе с народом, уходя корнями в далекое прошлое, и в то же время развивается в наши дни.

Творческая деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства, охватывающая разнообразные предметы окружающего мира и различные материалы, широка и многогранна. Главное практическое назначение декоративно-прикладного искусства – улучшение художественного, эстетического качества предметов. Его утилитарный творческий характер заключается в создании изделий, предметов окружающего мира. Стремиться к художественно-образному воплощению предмета – вот особенность декоративно-прикладного искусства. Художественно-эстетическая образность в изделиях народного творчества делает их полезными, красивыми, способствует удовлетворению тех чувств, которые связаны с восприятием прекрасного. Декоративно-прикладное искусство, по своей сути, является основой любой национальной культуры, его возникновение относится к начальным периодам развития материального производства.

Основой декоративного рисования детей младшего школьного возраста, как и других видов изобразительной деятельности, являются изучение натуры, использование её форм, цвета в процессе творчества. Однако реальные формы для узоров не берут в готовом виде, а творчески перерабатывают – стилизуют. Стилизация – это намеренно обобщённое изображение того или иного предмета, придание ему какого-либо стиля. Сочетание стилизованных изображений (элементов) в определённой ритмической последовательности и создаёт узор. Основой для декоративного рисования могут стать мотивы народного декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, можно отметить воспитательный потенциал декоративно-прикладного искусства разных народов и необходимость его использования для развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

Литература:

  1. Соколова, Е.О. Стилизация как важнейший принцип взаимосвязи натурного и декоративного рисования / Е. О. Соколова – Преподаватель XXI век. 2013. – № 4, ч. 1 –С. 194–203.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. /– М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 31, [2] с.

Просмотров работы: 1055