ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ СМЫСЛОВОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЕКСТА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Абрамовских Н.В. 1, Каменская И.В. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальным для научных исследований и практики современной начальной школы являются вопросы, связанные с освоением процесса чтения, от которого зависит успех учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Это определяет социальную значимость и практическую необходимость разработки научно обоснованной системы формирования навыков смыслового чтения обучающихся с целью создания необходимых условий осознанности восприятия содержания прочитанного.

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.

Процесс чтения, в том числе и осмысленного, является предметом исследования многих авторов: Н.И. Жинкин, А.Р. Лурия, Т.М. Дридзе, Л.П. Доблаев, А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, А.А. Гин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, К.Д. Ушинский, И.А. Зимняя, Н.Н. Светловская [1,2,3].

Ученые и практики определяют, что формирование умений смыслового восприятия текста у детей младшего школьного возраста – важный аспект в работе учителя начальных классов. Ведь от степени развитости указанного умения зависит успешность освоения всех предметов основной образовательной программы начального общего образования.

Анализ педагогической и психологической литературы помог выявить противоречие между необходимостью формирования у детей младшего школьного возраста умений смыслового восприятия текста и недостаточным использованием читательского дневника как средства формирования данного умения у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.

Стоит отметить, что в процессе изучения психолого-педагогической литературы, нами не было обнаружено определение смыслового восприятия текста. Поэтому нами было выведено это понятие самостоятельно. Исходя из того, что умение – это освоенный человеком способ выполнения действий на базе приобретенных знаний и навыков; смысловое чтение нацелено на постижение читателем ценностно-смыслового содержания текста, на вычитывание того смысла текста, который задан целью чтения, делаем вывод о том, что умения смыслового восприятия текста – это освоенные ребенком младшего школьного возраста способы выполнения действий с текстом, нацеленные на постижение его ценностно-смыслового содержания.

Современная педагогическая наука содержит достаточно большое количество форм и методов развития умений смыслового восприятия текста у детей младшего школьного возраста. Нам было необходимо выяснить, какие из них являются наиболее эффективными для развития указанных умений на уроках литературного чтения. Для этого были проанализированы программы по литературному чтению различных учебно-методических комплектов. Проводя сравнительный анализ УМК, выяснили, что каждый из них оснащен методическим комплектом (учебники, методические рекомендации для педагогов, рабочие тетради на печатной основе и сборник тестовых заданий). Во всех УМК ставится задача развития у детей умений смыслового восприятия текста. Вместе с тем, данная задача является приоритетной в программе «Литературное чтение» (система РО Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова). Именно в рамках данного УМК делается упор на то, что развитие умений осмысленного восприятия текста произведения необходимо и возможно только при применении различных технологий, методов и форм.

Стоит отметить, что ни один из рассмотренных нами учебно-методических комплектов не предполагает использование такой формы работы с текстом как читательский дневник (но некоторые используют отдельные задания).

В связи с этим, необходимо обосновать особенности использования читательского дневника на уроках литературного чтения как средства формирования умений смыслового восприятия у детей младшего школьного возраста. Читательский дневник представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности учащегося.

Нами были выделены особенности использования читательского дневника на уроках литературного чтения:

  • Работа обучающегося с дневником читателя должна носить системный, долговременный характер, что обеспечивает оптимальную основу для развития умений смыслового восприятия текста у детей младшего школьного возраста

  • Структура и содержание заданий дневника читателя должны учитывать возрастные особенности детей младшего школьного возраста. Этому способствует применение различных творческо-поисковых, исследовательских заданий, предполагающих опору на наглядно-образное мышление, и в то же время обеспечивающих развитие логического мышления, что соответствует приоритетным линиям познавательного развития детей в младшем школьном возрасте.

  • Дневник читателя должен быть целостной диагностической системой в своем содержательном наполнении, и служить средством диагностики освоения программы по литературному чтению на различных этапах (входной контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль).

  • Дневник читателя должен позволять обучающимся фиксировать свои мысли для возвращения к ним позднее. Это способствует развитию у обучающихся умения рефлексировать.

  • Читательский дневник может выступать формой социально-партнерских отношений между учеником, учителем и родителями.

Таким образом, применение читательского дневника как системного инструмента в работе учителя и ученика будет способствовать развития умений смыслового восприятия текста у детей младшего школьного возраста.

Литература:

  1. Климанова, Л.Ф. Литературное чтение: рабочая программа / Л.Ф. Климанова, М. В. Бойкина. – М.: Просвещение, 2011. – 115 с.

  2. Кубасова О.В. Программы общеобразовательных учреждений «Литературное чтение»: Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1–4 классы / О. В. Кубасова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2013. – 416 с.

  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Чтение и начальное литературное образование. Программа // Программно-методические материалы: Чтение. Начальная школа / Сост. Т.В. Игнатьева. – М.: Дрофа, 2006. – 245 с.

Просмотров работы: 1234