МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОБОРСТВО В ПЕРИОД "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ" - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ИНФОРМАЦИОННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОБОРСТВО В ПЕРИОД "ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ"

Тыщук Н.В. 1
1Башкирский Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Во многих источниках холодная война приводится как пример «классической информационной войны», поэтому мы решили поподробнее ее рассмотреть. Почему именно холодная война, потому что в ней информационное противостояние играло решающую роль, не противостояние техники, людей, вооружения, а именно информации – нового вида оружия. Появились способы воздействовать не только на отдельно взятых людей, но и на целые народы. Противостояние длилось почти всю вторую половину 20-ого века, и сопровождалась невиданной гонкой вооружений. Холодная война – не просто фраза. Действительно речь идет о битве между двумя соперничающими державами с разными взглядами на мир. Она заключалась в военном, политическом, экономическом, и идеологическом противостоянии СССР и США.

Когда разногласия между враждующими странами настолько существенны, и они конкурируют за одни сферы влияния, но самое главное, что не находятся в состоянии ведения активных боевых действий, идеологическая борьба между державами выходит на первый план. Ну и само собой, когда речь идет об идеологической войне, то в ней играют главную роль средства массовой информации – мы уже упоминали об этом ранее. СМИ во времена холодной войны оказали на ее исход непосредственное влияние, и можно сказать определили ее внешние проявления. Именно по этой причине противостояние СССР и США рассматривается как классический пример информационной войны.

Например, СМИ США способствовали формированию весьма специфического мнения у собственного населения относительно СССР и советского народа в целом. В ходе проведения информационного воздействия, в американских школах проводились множественные опросы на тему: «Что вы знаете о СССР? И что хотели бы узнать?». Выяснилось следующее: многие школьники ничего не знали, кроме того, что читали в газетах или черпали из других источников СМИ. В глазах подрастающих американцев советский народ был заведомым врагом, если учитывать что русские хотели скинуть бомбу на их страну, да и вообще они злые. Про суровое диктаторство уже говорить не приходиться. Перед началом холодной войны предпринимались попытки другими державами военным способом разгромить нашу страну. Но, глава СССР Иосиф Виссарионович заранее узнал о планах нападения и решил подавить их, организовав проведение специальной информационно-пропагандистской операции. После провала, срыва планов военного вмешательства, США предпринимает главное стратегическое решение: нанести информационный удар по СССР. В последующие годы в Вашингтоне была проведена колоссальная реорганизация аппарата по внешнеполитической пропаганде. Государственному департаменту достались функции ранее упраздненного органа-управления военной информацией. Кроме того, в 1953 году была учреждена комиссия по международной информационной деятельности. США ставило следующую задачу: так называемая «психологическая война» против стран социалистического порядка во главе с СССР не может и не должна вестись отдельным органом Вашингтона, это первоочередная задача всех внешнеполитических учреждений. В связи с этим, вскоре в стране появляется специальный орган, который координировал пропагандистскую деятельность. В то время в Америке также появляется должность советника президента по вопросам «информационной войны». В последующих годах создается Информационное агентство Соединенных Штатов Америки. Вскоре о масштабах подрывной деятельности говорили следующие факты: информационное агентство Америки имело 214 представительств в 129 странах мира. ЮСИА ежедневно снабжало своим материалов огромное количество газет и радиостанций.

Что же касается печати в СССР, то тут дела обстояли следующим образом: текстовая часть имела несколько конкретных журналистских жанров. Это были в первую очередь подборки информационных заметок, которые с одной стороны свидетельствовали об успехах страны, а с другой, писали о проблемах загнивающего Запада. На передовице чаще всего помещали позитивный материал, которой должен был подбодрить, мотивировать советский народ. Например, повысить производительность, догнать страны Запада. Что касается освещения международных проблем, то тут конечно информация подавалась, но под определенным углом зрения. «Корректировка мотивов» именно над этим и работали СМИ чаще всего в ходе информационного противостояния. Данный способ заключается в следующем: действия «своих» оправдывались вопреки всему, а действия «чужих» подвергались критике, а также объяснялись негативными намерениями. Газеты писали о том, что страны социалистического порядка борются за мир и идут в верном направление, а капиталистические, напротив, двигают мир в сторону нестабильности и войны.

Раз уж речь зашла про СМИ, то нужно сказать про радио, которое в то время сыграло одну из главных ролей, и по его каналам распространялось огромное количество информации. Оно являлось наиболее действенным средством для дезинформации противника. С началом военного противостояния двух идеологий произошла поляризация в международном вещании. В самом разгаре холодной войны были созданы десятки радиостанций, передачи стали длиться дольше, а также увеличивалась мощность передатчиков, которые транслировали программы за рубеж. Две наиболее известные радиостанции, вещавшие на территорию Советского Союза – «Голос Америки» и «BBC». Би-би-си начали вещать в нашей стране в 1946г., а годом позже уже с 1947 г. «Голос Америки» вещают на русском языке, кстати, продолжают и по сей день. Советская власть подошла к этому вопросу очень серьезно и подвергала глушению американских радиопередач на всей территории СССР. Обобщенно все эти программы назывались в то время «вражескими голосами». Но также отметим, что в свою очередь СССР вело вещание радиостанции «Голос России». Она сыграла немаловажную роль в информационном противоборстве с США. Также важно отметить появление радиостанции «Свободная Европа», которая охватывала страны Восточной Европы и балтийские республики. Тем не менее, советская идеология ввиду своей однобокой направленности оказалась наименее эффективной, менее привлекательной чем западная.

Таким образом, план по обеспечению информационно-психологического влияния с целью глобального доминирования США приводился в действие. Американский дипломат и разведчик, бывший агент ЦРУ Аллен Даллес в своем «Плане разгрома СССР» писал следующее: "Посеяв в Советском союзе хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти фальшивые ценности верить. Как? Мы найдем своих единомышленников... своих союзников и помощников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания. В управлении государством мы создадим неразбериху... Мы незаметно будем способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель... Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, и прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, – все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие, будут догадываться или даже понимать что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ оболгать, объявить отбросами общества...".

Советская политическая элита оказалась не готова к такому мощному информационно-психологическому противостоянию с Америкой. Кроме того, наша страна была не в состоянии разработать новую геополитическую концепцию развития в краткие сроки. Отсутствие аналитиков в руководстве СССР привело к геополитическому поражению – распаду страны. В то время в США напротив, уделяли огромное внимание стратегии и стратегическому анализу. В высшей политической элите того времени сформировался штаб отличных аналитиков и стратегов. В СССР постепенно и не без усилий выбивали идеологический фундамент из под советской цивилизации. Тоталитарная система начала переживать упадок, главные постулаты которой начали становиться не более чем формальностями. Таким образом, можно отметить, что к началу 80-ых гг. власти СССР лишаются некогда имевшей место быть мощной поддержки со стороны общества. Также стоит сказать о волне демонстраций, проходивших в то время по всей стране. Плюс ко всему недовольство граждан усиливала пресса, которая была завалена негативной информацией. Этой самой информации было огромное количество, если сравнивать даже с последующими годами, когда ситуация в стране была ничуть не лучше чем на тот момент.

В прессе начинает вырисовываться образ несправедливой Родины, и прекрасной заграницы. Репортажи «оттуда» можно было воспринимать как непосредственно рекламу. Зачастую в публикациях и произведениях того времени наблюдалась какая-то черта PR. Здесь подразумевается следующее: критика нынешней советской политической системы, создание негативного образа СССР и идеализация западной. Проще говоря, на Советский Союз велась информационная атака. Нельзя сказать, что она не дала свои плоды: напротив, по СССР началось массовое проявление недовольства как уже было сказано выше, а также были замечены признаки разваливающийся страны.

Огромное значение в этих процессах сыграла также информационно-телекоммуникационная революция, которая начала активно разворачиваться в стране в 70-ые годы. Здесь стоит сказать о том, что советское тоталитарное общество отличалось закрытостью от всего происходящего в мире, а революция коренным образом изменила, сломала эту систему. С каждым годом она увеличивала проникновение посторонних потоков информации и чужих идей. Раньше глушились волны западных радиовещательных компаний, но со временем это становилось отнюдь не дешевым и малоэффективным делом. И само направление революции ставило под сомнение следующий вопрос: «Может ли Советская Россия и дальше оставаться закрытой от внешних проявлений, информации, воздействий?». Стало понятно, что тоталитарная система, которая складывалась годами, десятилетиями устарела и уже не в силах противостоять поистине мощному информационно-психологическому наступлению Запада. В результате сложившихся обстоятельств, СССР на пропагандистском и идеологическом фронтах начало сдавать свои позиции.

Кризис идеологии, отсутствие поддержки правящей элиты и усиленная информационная атака сделали свое дело. В проделанной работе можно с уверенностью сказать, что США выступили в этой операции ведущей силой. Хотелось бы также отметить, что наибольшее давление со стороны США на население происходило именно в периоды политических кризисов. Яркие два примера – время карибского кризиса и после введения советских войск в Афганистан.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что информационную войну мы все же проиграли. Мощнейшее информационное противоборство конца 20 века стало одним из важнейших геополитических факторов, определившим судьбы людей, стран и цивилизаций. Многие источники ссылаются на то, что одной из основополагающих причин распада СССР послужило как раз поражение в информационной войне. Экономическая нестабильность была перенесена на нестабильность политическую, тем самым, повлияв на дальнейший исход.

Список использованной литературы:

  1. Почепцов Г.Г Информационно-психологическая война. М: СИНТЕГ, 2000. 180с.

  2. Расторгуев С.П. Информационная война. М: Радио и связь, 1999. 416с.

  3. Свитич Л.Г. Социология журналистики.-М:ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2005. 119с.

  4. Шарп А.Д. От диктатуры к демократии. М: Новое издательство. 1993, С.69–71.

  5. Швец Д.А. Массовая коммуникация и массовое сознание. М:МГИМО,2003. С. 18 – 23.

Просмотров работы: 1025