СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ И ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ЗАО «ХЛЕБОЗАВОД № 28» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА ЗАТРАТ И ПУТИ СНИЖЕНИЯ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ В ЗАО «ХЛЕБОЗАВОД № 28»

Сергунина Е.В. 1
1РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Себестоимость промышленной продукции является объективной экономической категорией, характеризующей выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий, непосредственно связанных с использованием в процессе производства продукции (работ, услуг) сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Проблема повышения себестоимости хлебобулочной продукции вызывают большой интерес ученых и практиков.

Предприятия по производству хлебобулочной продукции являются связующим звеном между сельскохозяйственными производителями и покупателями продукции. ЗАО «Хлебозавод № 28» относится именно к такой группе предприятий.

Совершенные экономические условия обуславливают необходимость более эффективного управления предприятием и в первую очередь себестоимостью продукции, т.к. в условиях резкого сокращения покупательной способности населения и как следствие этого сокращения объемов продаж и ограничения возможности повышения цен реализации, единственным способом увеличения прибыли является эффективное управление себестоимостью продукции.

Объектом исследования является закрытое акционерное общество «Хлебозавод № 28».

ЗАО «Хлебозавод № 28» – лидер рынка хлебобулочной продукции и в Москве и Московской области. Основным видом деятельности общества является производство и реализация хлебобулочных изделий.

Для того, чтобы выявить резервы снижения себестоимости и разработать общие мероприятия по совершенствованию учета затрат необходимо провести экономических анализ затрат и структуры себестоимости продукции ЗАО «Хлебозавод № 28». При этом сравнить показатели отчетного и базисного периода, определить отклонение и темп роста, выявить и проанализировать наиболее затратные статьи калькуляции.

Для начала, рассмотрим структуру затрат на производство продукции (таблица 1).

Таблица 1 – Структура затрат на производство продукции

Название показателя

2013 год

2014 год

2015 год

Отклонение (+,-)

тыс. руб.

Структура затрат, %

тыс.

руб.

Структура затрат,%

тыс. руб.

Структура затрат, %

тыс. руб.

%

Материальные затраты

547 341

40,01

590 736

39,28

659 222

39,14

+170 313

+34,84

Расходы на оплату труда

279 201

20,41

262 684

17,47

303 992

18,05

+41 802

+15,94

Отчисления на

социальные нужды

78 430

5,73

81 248

5,40

85 753

5,09

+18 456

+27,42

Амортизация

26 875

1,96

37 501

2,49

34 449

2,05

+16 820

+95,41

Прочие затраты

436 249

31,89

531 685

35,35

600 766

35,67

+275 444

+84,67

Итого по элементам

1 368 096

100,00

1 503 854

100,00

1 684 182

100,00

+522 835

+45,02

Данные свидетельствуют о том, что в отчетном году, также как и в прошлых, наибольший удельный вес занимают материальные затраты (39,14 %), что говорит о материалоемком характере производства. Следовательно, важнейшим направлением снижения затрат на производство будет поиск резервов по сокращению этих расходов. Как известно, главным источником экономии материалов является их рациональное использование.

Таким образом, повышение общей суммы затрат было вызвано повышением в абсолютном выражении суммы почти каждого элемента затрат.

Рисунок 1 Структура затрат на производство продукции в 2015 году

Структуру затрат наглядно иллюстрирует рисунок 1 по данным таблицы 1. Как видим, удельный вес затрат овеществленного труда (материалы, амортизация, и ⅔ от прочих затрат) в отчетном периоде увеличились по сравнению с предыдущим годом. Такое изменение характеризует повышение материальных затрат на производство. Таким образом, анализ данных показывает, что на данном предприятии произошло изменение структуры затрат на производство, что вызвано увеличением материальных затрат.

Далее рассмотрим затраты на один рубль произведенной продукции.

Затраты на рубль произведенной продукции – очень важный обобщающий показатель, характеризующий уровень затратоемкости продукции в целом по предприятию. Во-первых, он универсален, поскольку может рассчитываться в любой отрасли производства, а во-вторых, наглядно показывает прямую связь между себестоимостью и прибылью. Более подробно структуру затрат на 1 рубль товарной продукции рассмотрим в таблице 2.

Таблица 2 Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции

Показатели

2013 год

2014 год

2015 год

Темп роста (+,-), тыс. руб.

Объем товарной продукции, тыс.р.

1 626 582

1 746 140

1 829 059

+12,45

Себестоимость товарной продукции, работ, услуг, тыс. р.

1 205 108

1 234 099

1 358 512

+12,73

Затраты на 1 рубль товарной продукции, работ, услуг, коп.

74,09

70,68

74,27

+0,24

По данным таблицы можно сделать вывод о том, что объем товарной продукции в 2015 году по сравнению с 2013 годом увеличился на 12,45 %, также себестоимость товарной продукции увеличилась на 12,73 %.

В 2015 году затраты на рубль товарной продукции увеличились на 0,24 % по сравнению с 2013 годом и составили 0,74 р.

При этом материальные затраты в 2015 году на 1 рубль товарной продукции увеличились на 36,04 %, прочие затраты увеличились на 32,85 %. Заработная плата, отчисления в фонды на 1 рубль товарной продукции также увеличились на по сравнению с этими показателями за 2012 год.

Таким образом, в ЗАО «Хлебозавод № 28» увеличение затрат на рубль товарной продукции в 2015 году обеспечено увеличением уровня материальных затрат.

Уровень организации материально-технического снабжения оказывает непосредственное влияние на производственную деятельность предприятия. Основной задачей ЗАО «Хлебозавод № 28» в данном вопросе является регулирование процесса своевременного снабжения производства необходимыми комплектующими, полуфабрикатами, вспомогательными материалами и другими материальными ресурсами.

Анализ эффективности материальных ресурсов должен быть направлен на обоснование планов их экономии и соблюдении норм их расхода, на определение внутрипроизводственных резервов снижения материалоемкости продукции, экономии материальных затрат и увеличения за счет этого выполнения объемов производства.

Таким образом, необходимо применить мероприятия по снижению себестоимости продукции на предприятии.

Рассмотрим основные пути усовершенствования калькулирования себестоимости продукции на предприятии ЗАО «Хлебозавод № 28».

Одним из путей усовершенствования калькулирования себестоимости продукции является снижение материалоемкости продукции.

Снижение материалоемкости продукции позволит предприятию:

  1. существенно улучшить свое финансовое положение за счет снижения себестоимости продукции и увеличения прибыли, остающейся в его распоряжении.

  2. увеличить выпуск продукции из одного и того же количества сырья и материалов;

  3. более успешно конкурировать с другими фирмами на рынке продаж, особенно за счет снижения продажной цены на свою продукцию и др.

Возможны следующие пути улучшения использования материальных ресурсов на предприятии:

  1. внедрение малоотходной и безотходной технологии производства;

  2. комплексное использование сырья на предприятии;

  3. широкое применение искусственных и синтетических материалов;

  4. улучшение качества продукции;

  5. более качественная подготовка сырья и материалов к производству;

  6. создание совершенной нормативной базы на предприятии др.

Конкретные пути снижения материалоемкости должны определяться исходя из тщательного анализа и выявления истинных причин неудовлетворительного использования материальных ресурсов на предприятии. Наиболее ощутимые результаты в решении проблемы снижения материалоемкости продукции можно получить на основе разработки и реализации долговременной программы по ресурсосбережению на предприятии.

Необходимо также обратить внимание и на зарубежные методы снижения себестоимости продукции, например, метод калькулирования себестоимости АВС (Activity Based Costing).

Метод калькулирования себестоимости АВС применяется с целью экономически обоснованного формирования себестоимости продукции с полным распределением затрат. Важное преимущество системы АВС в том, что она являет собой механизм управления затратами в долгосрочной перспективе через контроль деятельности, выступающей причиной затрат.

Информация, полученная методом АВС, может открыть возможности для увеличения прибыльности различными способами, многие из которых носят долгосрочный характер. Например, метод АВС часто выявляет, что производство некоторых видов продуктов относительно более дорогое при производстве и, следовательно, неприбыльное при текущем уровне цен.

Основной причиной невыполнения запланированных предприятием мероприятий по снижению издержек производства является отсутствие в ЗАО «Хлебозавод № 28» денежных средств по причине нехватки оборотных средств, наличия дебиторской задолженности, увеличения бартерных операций. Для закупки дешевых материалов и комплектующих, транспорта предприятию необходимо искать пути привлечения денег на расчетный счет, расширения рынков сбыта продукции.

Необходимо расширение предполагаемого ассортимента продукции и предлагаемых услуг, обладающих низкой себестоимостью и, следовательно, низкой ценой. В связи с этим необходимо уменьшить объемы бартерных операций и заменить их денежными расчетами для уменьшения стоимости приобретаемого сырья.

Резервы экономии накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, сокращения потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев и др.

Основными проблемами работы предприятия являются: удорожание стоимости приобретенных сырья, материалов; фактическая себестоимость готовой продукции выше рыночных цен в регионе из-за неплатежеспособности потребителей готовой продукции; большой удельный вес в себестоимости занимает стоимость предъявленного пара, который необходим по технологии.

Для снижения затрат и увеличения прибыльности на предприятии предлагается предпринять следующие меры:

  1. строительство котельной для производства собственного пара;

  2. уменьшение транспортно-заготовительных расходов за счет приобретения собственного транспорта;

  3. снижение общезаводских и общехозяйственных расходов.

Итак, в общем плане программа по снижению издержек производства на ЗАО «Хлебозавод № 28» должна включать:

  1. комплекс мероприятий по более рациональному использованию материальных ресурсов;

  2. мероприятия, связанные с определением и поддержанием оптимального размера предприятия, позволяющие минимизировать затраты в зависимости от объема производства;

  3. мероприятия, связанные с улучшением использования основных фондов;

  4. мероприятия, связанные с улучшением использования рабочей силы;

  5. мероприятия, связанные с совершенствованием организации производства и труда.

Таким образом, для решения проблемы снижения себестоимости производства и учета затрат на предприятии должна быть разработана общая концепция (программа), которая должна ежегодно корректироваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств. Эта программа должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение себестоимости производства и учета затрат на продукцию.

Библиографический список

  1. Бартенева С.С. Управленческий анализ себестоимости и рентабельности продукции: автореф. дис. канд. экон. наук/ С. С. Бартенева. – Москва, 2011. – 27 с.

  2. Зимин Н.Е. Диагностика финансового состояния предприятия: учебное пособие / Н.Е. Зимин. 3-е издание переработанное и дополненное. – М.: ООО «УМЦ «ТРИАДА», 2013. – 283 с.

  3. Керимов В.Э. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы: учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015. – 475 с.

  4. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. [Электронный ресурс] Режим доступа - http://www.mcx.ru/.

IMPROVEMENT OF COST ACCOUNTING AND WAYS OF REDUCTION OF COST OF PRODUCTS IN CJSC "BAKERY № 28"

E.V. Sergunina

Moscow Timiryazev Agricultural Academy

Moscow, Russia

Cost price of industrial products is an objective economic category, which characterizes operating costs of enterprises in monetary form, directly related to the using of raw materials, fuel, energy, fixed assets, labor and other costs of production of goods (works, services) and sales.

Raising cost of bakery products is the real problem for scholars and practitioners.

Bakery production enterprises are the link between agricultural producers and consumers of products. CJSC "Bakery № 28" refers specifically to a group of companies.

The perfect economic conditions necessitate more effective management of the enterprise and the first thing in this is production costs, because a sharp decline of purchasing power of the population and, consequently of this is reduction in sale volume and limit in opportunities to increase sales prices. And the only way to increase profit is effective control of production costs.

Object of research is a closed joint-stock company "Bakery № 28".

CJSC "Bakery № 28 is a market leader in bakery production sphere in Moscow and the Moscow region. The main activity of the company is the production and sales of bakery products.

In order to reveal the reserves to reduce costs and develop common measures to improve cost accounting is necessary to conduct economic analysis of the costs and the production cost structure of CJSC "Bakery № 28". At the same time compare the indicators of the reporting and the base period, determine the deflection and the rate of growth, identify and analyze the most expensive items of calculation.

To start, consider the structure of production costs (table 1).

Table 1 - The structure of the production costs

Indicator name

2013

2014

2015

Deviation (+, -)

000’RUB

%

000’RUB

%

000’RUB

%

000’RUB

%

Material costs

547 341

40.01

590 736

39.28

659 222

39.14

+170313

+34.84

Labour costs

279 201

20,41

262 684

17.47

303 992

18,05

+41 802

+15.94

Social contributions

78 430

5.73

81 248

5.40

85 753

5.09

+18 456

+27.42

Depreciation

26 875

1.96

37 501

2.49

34 449

2.05

+16 820

+95 41

Other expenses

436 249

31.89

531 685

35.35

600 766

35.67

+275 444

+84.67

Total

1 368 096

100

1 503 854

100

1 684 182

100

+522 835

+45.02

Evidence suggests that in the reporting year, as in the past periods, the largest share belongs to the material costs (39.14%), which indicates the nature of the material production. Consequently, the most important direction in reducing of the costs of production is searching for reserves to reduce these costs. As is known, the main source of economy of materials is their rational use.

Thus, the increase in total costs was due to an increase (in absolute terms) the amount of nearly every cost element.

Figure 1 - Structure of the production costs in 2015

The cost structure is clearly illustrated in figure 1 (data in table 1). As can be seen, the proportion of materialized labor costs (materials, depreciation and ⅔ other costs) increased compared in the reporting period to the previous year. This change is characterized by increased material costs for the production. Thus, the analysis of the data shows that the enterprise has changed the cost structure for the production, which is caused by the increase in material costs

Next, consider the costs per one ruble of output.

Costs per ruble of output is a very important general indicator, which characterizes the level of input intensities of production as a whole the enterprise. Firstly, it is universal because it can be calculated in any branch of production and, secondly, clearly shows a direct link between cost and profit. For more information of the structure of costs per one ruble of marketable products we can consider in table 2.

Table 2 - The analysis of the cost per one ruble of marketable products

Indicators

2013

2014

2015

Growth rate (+, -), 000’RUB

Volume of marketable products

000’RUB

1 626 582

1 746 140

1 829 059

+12.45

Cost of marketable products, services

000’RUB

1 205 108

1 234 099

1 358 512

+12.73

The cost per one ruble of marketable products (services), cop.

Kopecks

74.09

70.68

74.27

+0.24

According to the table, we can conclude that the marketable product volume increased by 12.45%, as the commodity cost of production increased by 12.73% in 2015 compared with 2013 year.

In 2015, the cost per ruble of marketable products increased by 0.24% compared with 2013 year and amounted to 0.74 ruble (74 kopecks).

In this case, material costs in 2015 per one ruble of marketable products increased by 36.04%, other expenses increased by 32.85%. Wages, contributions to the funds per 1 ruble of marketable products also increased in comparison to these indicators for the 2012 year.

Thus, increasing costs of marketable products per one ruble in 2015 provided an increase in the level of material costs in CJSC "Bakery № 28".

Organizations level logistics has a direct impact on the production activities of the enterprise. The main task of CJSC "Bakery № 28" on this issue is to regulate the process of timely supply of necessary components, semi-finished products, auxiliary materials and other material resources for production.

The analysis of efficiency of material resources should be directed to substantiate plans for their economies and respect for the norms of their consumption, to determine the internal production reserves to reduce material intensity, saving material costs and to increase volume of production.

Thus, it is necessary to apply measures to reduce the cost of production in the company.

Consider the main ways to improve the calculation of the cost of production in the enterprise CJSC "Bakery №28".

One of the ways to improve calculation of the cost of production is the reduction of materials consumption.

Reduction of material production will enable the company:

  1. to significantly improve its financial position by reducing production costs and increase profit;

  2. to increase output from the same amount of raw materials;

  3. to better compete other companies in the sales market, especially due to lower selling prices for its products, etc.

The possible ways to improve the use of material resources in the enterprise:

  1. the introduction of low-waste and non-waste technology;

  2. the integrated use of raw materials in the enterprise;

  3. widespread use of artificial and synthetic materials;

  4. quality products;

  5. more quality preparation of raw materials to production;

  6. the creation of an advanced regulatory framework in enterprise, etc.

Specific ways to reduce the consumption of materials should be determined on the basis of careful analysis and identify the true causes of the unsatisfactory use of material resources in the enterprise. The most tangible results in addressing reduction of material production can be obtained through the development and implementation of a long-term program for resource conservation in the company.

It is also necessary to pay attention to foreign methods of reducing production costs, for example, the method of calculation of the cost of ABC (Activity Based Costing).

The method of calculation of the cost ABC is used to economically feasible form of production costs with full allocation of costs. An important advantage of the ABC system is that it is a mechanism of cost management in the long term through the control activities, serving the cause of costs.

The information received by the FAA, may open opportunities to increase profitability in different ways, many of which are long-lasting. For example, the ABC method often reveals that the production of certain types of products relatively more expensive to manufacture and, therefore, unprofitable at the current price level.

The main reason of failure of the planned company indicators to reduce the cost of production is the lack of cash on account in JSC "Bakery № 28", because of lack of working capital, the accounts receivable and increasing of barter transactions. The company needs to look for ways to attract money to the account and the expansion of product markets for the purchase of cheap materials and components and cars.

It should be the expansion of the estimated range of products and services offered, having a low cost and, therefore, low price. In this connection it is necessary to reduce the volume of barter transactions, and replace them with cash transactions to reduce the cost of purchased raw materials.

Reserves of saving overhead costs identified on the basis of factor analysis for each item costs by a reasonable reduction of the administrative staff, the economical use of funds for business trips, postal and telegraph and office expenses, reduce losses from spoilage of materials and finished products, downtime pay, etc.

The main problems of the enterprise are:

  1. the rise in the cost of purchased raw materials;

  2. the actual cost of finished products above market prices in the region due to the insolvency of consumers of finished products;

  3. a large proportion of the cost has the cost of the presented steam, which is required for the technology business.

To reduce costs and increase the profitability of the company is requested to take the following measures:

  1. construction of a boiler to produce their own steam,

  2. decrease transportation and procurement costs by purchasing of own transport;

  3. reduction plant and general costs.

So, in general terms, the program to reduce production costs at the CJSC "Bakery № 28" shall include:

  1. a set of measures for a more rational use of material resources;

  2. the activities related to the definition and maintenance of the optimum size of the enterprise, allowing to minimize the cost, depending on the volume of production;

  3. activities related to the improvement of fixed assets;

  4. the activities related to the improvement of labor;

  5. activities related to improving the organization of production and labor.

Thus, the general concept (program) should be developed to address the problem of reducing the cost of production and accounting of costs in the company, which should be annually adjusted to reflect the changed circumstances in the enterprise. This program should take into account all the factors that affect the reduction of production costs and accounting of production costs.

Bibliographic list

  1. Barteneva S.S. Administrative analysis of costs and product profitability: synopsis dis. econ. cand. science / Bartenev S.S. - Moscow, 2011. - 27 p.

  2. Zimin N.E. Diagnosis of the financial condition of the company: textbook / Zimin N.E.. 3rd edition revised and enlarged. - M.: OOO "UMTS "TRIADA", 2013. - 283 p.

  3. Kerimov V.E. Cost accounting, costing and budgeting in certain sectors of the production sphere: the textbook. - M.: Publishing and trading corporation "Dashkov and K", 2015. - 475 p.

  4. RF Ministry of The Agriculture [Electronic resource] Access - http://www.mcx.ru/.

Просмотров работы: 1205