В целом организм человека состоит на 86-50% из воды(86% у новорожденного, около 70% у взрослого человека и 50% у старика).
Достаточное поступление воды в организм является одним из основных условий здорового образа жизни. Вода активно участвует в химических реакциях, проходящих в нашем теле, доставляет питательные вещества в каждую клетку, выводит токсины, излишки солей.
Определенное и постоянное содержание воды – одно из необходимых условий существования живого организма. Человек чрезвычайно остро ощущает изменение содержания воды в организме и может прожить без нее всего несколько суток.
При потере воды до 2% массы тела(1-1,5 л) появляется жажда, при утрате 6-8% наступает полуобморочное состояние, при нехватке 10% появляются галлюцинации, нарушается глотание, при потере воды в объеме 12% от массы тела, человек погибает.
Потребность в воде зависит от характера питания, трудовой деятельности, состояния здоровья, возраста, климата и других факторов.
Потребность в воде увеличивается в среднем:
на 10% при повышении температуры тела на каждый градус выше 37°С;
при физической работе средней тяжести потребность повышается до 4-5л;
при тяжелой работе на свежем воздухе до 6 л, а при работе в горячих цехах может увеличиваться до15л.
Потребность в воде зависит от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем относительно большая потребность у него в воде. Именно поэтому проблема адекватной гидратации организма ребенка является актуальной в практике врача- педиатра.
На первом году жизни дети должны получать ежедневно 150 мл жидкости на 1 кг массы тела,
от 1 года до 3лет – 100 мл, от 3 до 7 лет – 80 мл.
В это количество входит и жидкость, содержащаяся в пищевом рационе.
Норма потребляемой жидкости рассчитывается следующим образом: 40-50 мл жидкости на 1 кг веса.
Целью данного исследования стало изучение особенностей питьевого режима детей раннего детства ( 1-3 года) в городе Перми. Основным методом исследованием явилось анкетирование родителей детей от 1 до 3 лет.
Анонимная анкета содержала 7 открытых вопросов:
1) Возраст ребенка
2) Имеется ли у ребенка в анамнезе патология мочевыделительной системы? Если да, то какая?
3) Сколько чистой питьевой воды выпивает Ваш ребенок в день?
4) Употребляет ли Ваш ребенок сладкие компоты/ морсы/ соки?
5) Какой источник питьевой воды вы предпочитаете для питания ребенка?
6) Как часто Ваш ребенок получает жидкую пищу (супы, кисели, грудное молоко и пр.)?
7) Как часто Ваш ребенок получает свежие фрукты и овощи?
Нами было опрошено 45 детей периода раннего детства в г.Перми , среди которых 11 детей имели патологию мочевыделительной системы, а 34 ребенка были здоровы.
Среди детей с патологией мочевыделительной системы:
По результатам данного опроса были получены следующие данные:
39% детей получают недостаточное количество питьевой воды , а именно менее 1 стакана (200 мл) в день.
27% опрощенных получают 1-2 стакана воды в день (250-400 мл);
23 % детей получают 2-3 стакана чистой воды в день, около 10 % детей получают более 3 стаканов в день (см рис. 1)
рис.1
На вопрос об употреблении сладких напитков, 27 % опрошенных ответили, что не употребляют их совсем, 33% детей получали нормальное количество сладкого напитка в день, однако 31% детей получали более 200 мл сладких соков/ морсов ежедневно, что превышает норму для данной возрастной категории (рис .2 )
рис.2
Нормы потребления сока для детей разного возраста:
До 6 месяцев сок не вводится.
6–12 месяцев – не более 120 мл сока, лучше разводить водой.
1–6 лет – до 200 мл в день.
7–18 лет – до 350 мл
Что же касается сладких напитков, с одной стороны они стимулируют потребление жидкости ребенком, который пьет неохотно, с другой же стороны, сладкое питье содержит в себе излишнее количество простых углеводов, потребление которых должно быть ограничено у детей раннего возраста. Сладкие напитки снижают аппетит. Так же прослеживается тенденция к замене чистой питьевой воды сладкими напитками в рационе детей.
Касательно источника питьевой воды, 30 % родителей используют кипяченую питьевую воду, 33% покупают бутилированную воду, 24%% пользуются домашним фильтром. Только 9% родителей используют специально подготовленную детскую воду (рис. 3)
рис .3
Большинство детей получают жидкую пищу и свежие фрукты и овощи ежедневно в достаточном количестве.
рис. 4
рис .5.
В заключении необходимо отметить, что большинство детей раннего детства не могут адекватно оценить чувство жажды и количество требуемой им жидкости. Это объясняет важность контроля количества потребляемой детьми жидкости за день.
Имеется тенденция тенденция к замещению обычной питьевой воды сладкими напитками и чаем.
Почти 30% родителей не дают детям сладких соков, морсов, компотов и пр.
Основной источник питьевой воды – покупная бутилированная вода (33%), кипяченая вода из-под крана (29%), фильтрованная (24%)
Часть родителей считает, что угольный фильтр («кувшин») очищает воду достаточно, чтоб давать ее ребенку без предварительного кипячения.
Только 9% родителей покупают специально подготовленную детскую воду (Агуша, ФрутоНяня и пр.) , большинство не знают, что она отличается минеральным составом от обычной покупной воды.
Литература:
Национальное руководство по нефрологии. Н.А. Мухин, 2009г.
Учебник. Пропедевтика детских болезней, Р.Р Кильдиярова, В.И. Макарова. 2012г.