ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Браим К.С. 1
1Череповецкий государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность изучения моторики ребёнка и систем, обеспечивающих мышечную деятельность, состоит в том, что именно эти исследования позволяют более успешно решать задачи дальнейшего совершенствования физического воспитания и трудового обучения детей с целью подготовки молодого поколения к деятельности в различных сферах жизни. Психомоторика непременно присутствует в самых различных проявлениях человеческой активности: речи (сокращения мышц гортани и полости рта, жестикуляция), письма, эмоциональной экспрессии (мимика, поза), локомоции (ходьба, бег), инструментальных двигательных действий.

Потребность в двигательной активности, которую проявляет ребёнок дошкольного возраста обусловлена физиологически, вызывая положительные изменения физического и психологического развития, совершенствование всей функциональной системы организма. Именно психофизические качества влияют не только на укрепление здоровья, но и на физическое совершенствование дошкольников, на овладение различных движений.

В исследованиях Е.Н. Вавиловой, В.А. Муравьева, Н.Н. Назаровой, М.Ю. Кистяковского рассматриваются особенности развития моторных функций у дошкольников. Авторы считают, что в развитии моторики большую роль играет физическое воспитание дошкольников, которое способствует проявлению самостоятельности и активности.

Л.П. Матвеева даёт определение ловкости как способности быстрого овладения новыми движениями (способность к обучению), быстрого пристраивания деятельности, соответствующие требованиям в быстро меняющейся обстановке.

Физиологу Н.А. Бернштейну принадлежат более глубокие исследования ловкости. Автор считает, что ловкость – это не психофизическое качество, а способность, считая ловкость особым качеством индивида. Н.А. Бернштейн отмечает, что ловкость является двигательной способностью при выходе из любого положения, т.е. способностью, которая сможет справиться с возникшими двигательными задачами, найти правильное, быстрое, рациональное и находчивое решение.

«Программа воспитания в детском саду» содержит раздел по физическому воспитанию, в который включены различные действия и упражнения с мячом. Такие занятия включены уже с 2-х лет, и усложняются при последующем обучении.

Роль речи в формировании произвольных движений изучал А.Р. Лурия, который отмечал, что речь ребенка, сопровождая его двигательные реакции, упорядочивает их, преодолевает их диффузный, импульсивный характер, делает их более организованными и дифференцированными.

По данным Р.Е. Левиной, большинство детей с общим недоразвитием речи как в речевом, так и в психологическом плане не готовы к школьному обучению, поскольку у них отмечается выраженное отставание в развитии психомоторики, речи и эмоционально-волевой сферы.

Наличие особенностей моторного развития у детей с общим недоразвитием речи, значимость двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка, необходимость специальной коррекционно-педагогической работы по развитию у детей моторных функций являются в настоящее время актуальными.

Решение данной проблемы определяет цель исследования:

Цельюисследования - выявление состояния общей моторики у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Объект исследования - общая моторика у детей с нарушениями речи.

Предмет исследования - состояние общей моторки у детей с нарушениями речи.

Задачи исследования:

  1. Определить степень изученности проблемы исследования состояния общей моторики у детей с нарушениями речи.

  2. Осуществить подбор диагностического инструментария направленного на выявление состояния общей моторики у детей с нарушениями речи.

  3. Осуществить экспериментальное исследование для выявления особенностей общей моторики в сравнении со сверстниками с нормой речевого развития.

  4. Проанализировать полученные результаты и выявить особенности общей моторики у детей с нарушением речи в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Гипотезой исследования является предположение о том, что у старших дошкольников с нарушениями речи наблюдается снижение уровня сформированности моторных показателей в сравнении с возрастной нормой, что предполагает необходимость применения дифференцированного подхода в организации и определении содержания коррекционного воздействия.

Методы исследования определялись в связи с задачами курсовой работы:

1. Теоретический: анализ литературы по теме исследования.

2. Организационные: сравнительный, комплексный.

3.Экспереминтальный: констатирующий эксперимент включающий беседу, метод экспериментальных оценок.

4.Статический: таблицы, гистограммы.

Исследование проводилось на базе МДОУ «Детский сад №102 комбинированного вида» и МБДОУ «Детский сад №46 комбинированного вида». В исследовании приняли участие 5 детей с нарушениями речи, которые составили экспериментальную группу, а также 5 детей с нормальным развитием речи, которые составили контрольную группу. Средний возраст детей на момент исследования составил 6,5-7 лет.

Структура и объем курсовой работы:

Курсовая работа состоит из оглавления, введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений. В приложениях приведены описания контингента детей, стимульный материал, протоколы обследования.

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  1.  
    1. Понятие и общая характеристика ловкости

Объективным показателем развития двигательной функции дошкольников является координация движений. В развитии психофизических качеств дошкольников ловкость занимает особое место. Н.А. Бернштейн даёт определение ловкости как способности выхода из любого положения, т.е. способности, которая сможет справиться с любыми возникшими двигательными задачами. Автор выделяет существенные признаки ловкости, к которым относит:

- правильность (точность и адекватность),

- быстроту (скорость),

- рациональность (экономичность и целесообразность) [3].

На неоднородность ловкости по уровневой структуре обращают внимание такие авторы как Н.А. Бернштейн и Л.П. Матвеев.

В исследованиях Н.А. Бернштейна говорится о 2-х «разрядах» ловкости. Автор выделяет телесную и предметную (ручную) ловкость [3].

В работах Л.П. Матвеева в понятие ловкости состоит из большего количества компонентов в зависимости от её проявления:

- «телесная ловкость», проявляется при смене позы,

- ловкость которая связана с усложнением и сменой обстановки,

- «ручная» или «предметная» ловкость, проявляется в упражнении с различными предметами,

- ловкость, которая требует согласования усилий нескольких участников,

- ловкость, которая проявляется в командных играх и требует тактического согласования действий, а также в играх на тактическое противодействие и взаимодействие участников [16].

Л.П. Матвеев определяет, что ловкость является способностью к быстрому обучению, к быстрой перестройке двигательной деятельности в быстро меняющейся обстановке [16].

Ю.Ф. Курамшин, рассматривая ловкость как интегральное проявление координационных способностей, выделяет различие координационных способностей и ловкости. Автор считает, что координационные способности могут проявляться в различных видах деятельности, которые связаны с удержанием позы и согласованностью движений, а ловкость проявляется там, где есть неожиданность, внезапность, отмечается находчивость, быстрота, переключаемость движений [11].

Ю. Ф. Курамшин и О. А. Двейрина, говоря о многообразии проявления координационных способностей, рассматривают три группы.

- движения, которые способны к регулированию пространственных, временных и динамических параметров,

- движения, которые способны поддержать равновесие как статическое, так и динамическое,

- движения, которые способны к мышечному расслаблению [11].

К показателям ловкости Ю. Ф. Курамшин и О. А. Двейрина, относят такие факторы, как быстрое обучение, использование двигательного опыта, быстрое реагирование на изменение ситуации [11].

Таким образом, термин «ловкость» применяется для определения координации движения человека, следовательно, ловкость - это сложно координированное качество, которое необходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта.

  1.  
    1. Характеристика и состояние общей моторики у детей в дошкольном возрасте

Исходя из исследований Н.А. Бернштейна, следует, что в зависимости от того, какую информацию несут сигналы обратной связи (сообщают ли они о степени напряжения мышц, об относительном положении частей тела, о скорости или ускорении движения рабочей точки, о ее пространственном положении, о предметном результате движения), афферентные сигналы приходят в различные чувствительные центры головного мозга и, соответственно, переключаются на моторные пути на разных уровнях. Каждый уровень имеет специфические, свойственные только ему моторные проявления движений.

Н.А. Бернштейн отмечает, что «координация движений есть преодоление избыточных степеней свободы движущегося органа, иными словами, превращение его в управляемую систему. Или координация есть организация управляемости двигательного аппарата» [3].

Таким образом, Н.А. Бернштейн доказал, что двигательный акт представляет собой сложную функциональную систему, работа которой обусловлена многими факторами, любой двигательный акт обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов, представленных в сложном сплетении в коре головного мозга. В процессе выработки двигательного динамического стереотипа человеком совершаются различные по сложности движения, и в связи с совершенствованием движений в двигательном акте участвует целая иерархия уровней. Уровень, берущий на себя реализацию основных смысловых коррекций, - ведущий. Подчиненные ему нижележащие уровни, обеспечивающие выполнение вспомогательных технических коррекций, - фоновые. В каждом двигательном акте в поле сознания попадает содержание только ведущего уровня, коррекции фоновых уровней остаются за порогом сознания.

И.П. Павлов в своих работах о системности, динамическом стереотипе объясняет процесс образования и совершенствования двигательных навыков. Раннее развитие моторики грудного ребенка проявляется в первых движениях при крике и дыхании, в поворотах головы к груди матери, к пальцу, касающемуся его щеки, в рефлексах сосания [18].

С 4 - 5 месяцев появляются попытки схватывать предмет самостоятельно. Эта реакция сжатия кулачка протекает по типу спинального рефлекса: двигательные возбуждения приводят к тому, что ладонь сама сталкивается с предметом и удачно его захватывает. В 5-6 месяцев наступает переход от синкинезий к синергиям (Синкинезии – одновременные движения, лишенные смысловой связи. Синергии – содружественные движения или их компоненты, направленные к совместному разрешению определенной двигательной задачи) [18].

К 7 месяцам ребенок обретает позу. При вставании наблюдается четвероногий синдром: поворот со спины на живот, вставание на ноги. Созревание системы красного ядра, а также прижизненное совершенствование моторики дают возможность ребенку сидеть, садиться, ложиться, поворачиваться, а несколько позднее – вставать и стоять.

Второе полугодие (с 7 месяцев) является прелокомоторным периодом: период подготовки к ходьбе и бегу. Двуногая локомоция развивается к началу 2-го года жизни. В 12-18 месяцев у ребенка имеются только два взаимообратных (реципрокных) импульса: один -прямого, другой - попятного направления. Полный комплект динамических волн ходьбы заполняется только к 5 годам. Неспособность к точности зависит от недоразвития корковых механизмов и от недостаточно выработанных двигательных стереотипов. Таким образом, в возрасте 3-7 лет преобладает выразительная, изобразительная и обиходная моторика [18].

Оформление моторного динамического стереотипа до степени развития, свойственного взрослому, завершается только после полового созревания, т.е. намного позже, чем заканчивается анатомическое формирование центральной нервной системы.

Таким образом, сущность развития моторики в онтогенезе заключается не в биологически обусловленном дозревании морфологических субстратов, а в накоплении на основе этих субстратов и с их помощью индивидуального опыта человека. В течение всей жизни индивид продолжает пополнять этот психомоторный опыт, приобретать новые навыки, умения и координационные комбинации.

Развитие психомоторики ребенка в 5-7 лет достигает своего пика, как «возраста грации», когда ребенок особенно чуток к двигательным действиям, а тело приобретает гармоническую стройность. В этом возрасте ребенок может научиться использовать и развивать двигательные пути для более тонких и сложных действий: писать, рисовать, шить и играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, срисовывать с данной схемы и т.д. Развитие психомоторики определяется формированием общей моторики, навыков поведения, развитием тонкой моторики рук, зрительно-моторной координации и кинестезии, что в целом обеспечивает возможность выполнения произвольных движений и действий [6].

Таким образом, необходимость развития психомоторики обусловлена дальнейшими перспективами обучения ребенка в школе, где в начальных классах основная деятельность его уже связана с движениями мелкой моторики рук. В этом возрасте очень важно научиться управлять своими мышцами пальцев и кистей рук, так как излишнее напряжение в организме ведет за собой к ряду закономерных телесно-психических отклонений.

  1.  
    1. Развитие общей моторики у детей с нарушениями речи

Как отмечают многие ученые (Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова и др.), у детей с ОНР часто имеется нарушение не только речевого, но и психомоторного развития. У них отмечается неустойчивое внимание, незначительный объем памяти. Присутствует также и неврологическая симптоматика, усугубляющая общую картину психоречевого развития. Повышенная возбудимость, расторможенность, неустойчивость эмоционального фона у таких детей влечет за собой быструю утомляемость, неспособность долго сосредотачиваться на одном задании и, как следствие, потерю интереса к выполняемому заданию. Все это необходимо учитывать в работе и выстраивать методику занятий с учетом специфики эмоционально волевой сферы данной категории детей [14, 15].

В своей работе Н. Н. Трауготт отмечала, что у всех детей с моторной алалией выявляются следующие особенности общей моторики, такие как симптомы пирамидной недостаточности (изменение тонуса) и недоразвитие моторики, которые выражаются в нарушениях походки, сутулости [25].

У детей с сенсорной алалией выявляются нарушения двигательной сферы: общее двигательное беспокойство, иногда легкий хореатозный гиперкинез.

Нарушение моторики проявляется и в такой речевой патологии как стёртая дизартрия. Общая моторная сфера детей со стертой формой дизартрии характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса. Часто при выраженной общей подвижности движения ребенка со стертой формой дизартрии остаются неловкими и непродуктивными [15].

Наиболее ярко недостаточность общей моторики проявляется у дошкольников с данным нарушением при выполнении сложных движений, требующих четкого управления движениями, точной работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений. К примеру, ребенок со стертой формой дизартрии несколько позднее своих сверстников начинает захватывать и удерживать предметы, сидеть, ходить, прыгать на одной и двух ногах, неуклюже бегает, лазает на шведской стенке. В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок долго не может научиться ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках [12].

В настоящее время среди детей дошкольного возраста одним из преобладающих речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Системное изучение двигательной сферы детей с общим недоразвитием речи показывает, что у большинства из них несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в общей, лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук [12].

Таким образом, состояние психомоторных и сенсорных функций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи значительно ниже возрастной нормы; у детей отмечается дефицит таких процессов, как внимание и память, общая и мелкая моторика, зрительно-пространственная ориентация и речеслуховое восприятие.

Вывод

Потребность в двигательной активности, которую проявляет ребёнок дошкольного возраста обусловлена физиологически, вызывая положительные изменения физического и психологического развития, совершенствование всей функциональной системы организма. Именно психофизические качества влияют не только на укрепление здоровья, но и на физическое совершенствование дошкольников, на овладение различных движений.

Ловкость является способностью к быстрому обучению, к быстрой перестройке двигательной деятельности в быстро меняющейся обстановке.

Развитие психомоторики ребенка в старшем дошкольном возрасте достигает своего пика, когда ребенок особенно чуток к двигательным действиям, а тело приобретает гармоническую стройность.

Общая моторная сфера детей с ОНР характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (синкенезии), нарушения мышечного тонуса.

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 2.1. Цель, задачи, организация исследования

Цельюисследования является выявление состояния общей моторики у детей с нарушениями речи.

Объектисследования - общая моторика у детей с ОНР (3 уровень).

Предмет исследования – состояние общей моторки у детей с ОНР (3 уровень).

Задачиисследования:

  1. Осуществить подбор диагностического инструментария направленного на выявление состояния общей моторики у детей с ОНР (3 уровень).

  2. Осуществить экспериментальное исследование для выявления особенностей общей моторики в сравнении со сверстниками с нормой речевого развития.

  3. Проанализировать полученные результаты и выявить особенности общей моторики у детей с ОНР (3 уровень) в сравнении с нормально развивающимися сверстниками.

Этапы проведения эксперимента:

1.Ориентировочный этап. Изучение специальной литературы, подборка методики и практического материала для проведения эксперимента.

2.Диагностический этап. Процедура исследования моторной сферы у детей с ОНР и с нормальным речевым развитием.

3.Аналитический этап. Обобщение результатов эксперимента.

Исследование проводилось в 2016 учебном году на базах:

- МДОУ «Детский сад №102 комбинированного вида», находящегося по адресу: г. Череповец, ул. Партизана Окинина, 10

Телефон: +7 (8202) 29-10-49, 29-73-11

Заведующий: Беланова Людмила Анатольевна.

- МБДОУ «Детский сад №46 комбинированного вида», находящегося по адресу: г.Череповец, пр-т Шекснинский, 9.

Телефон: 31-10-99

Заведующий: Кузнецова Нэля Васильевна

В нём приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста.

Экспериментальную группу (ЭГ) составили 5 дошкольников с общим недоразвитием речи (третий уровень).

В контрольную группу (КГ) вошли 5 сверстников без речевых нарушений.

Включение в исследование детей с одинаковым уровнем речевого развития одного возраста позволило выяснить особенности развития моторной сферы после проведения эксперимента в экспериментальной (ОНР 3 уровень) и контрольной (без речевых нарушений) группах.

Методика исследования состояла из четырёх серий заданий:

1 серия: Выявление особенностей общей моторики

  1. Статическая координация

1.1. Процедура: Ребёнок попеременно стоит то на правой, то на левой ноге (свободная нога согнута под прямым углом в коленном суставе, левое бедро параллельно правому, слегка отведено, руки вдоль туловища).

Инструкция:

- «Внимательно посмотри, как делаю я, и сделай так же».

- «Подними левую ногу и постой на правой, пока я считаю до 10».

1.2. Процедура: Ребёнок стоит на цыпочках.

Инструкция:

- «Внимательно посмотри, как делаю я, и сделай так же».

- «Встань на цыпочки и постой, пока я считаю до 10».

Оценка:

4 балла – позу удерживает. По образцу выполняет с первой попытки. Так же выполняет без ошибок по словесной инструкции. Движения достаточного объёма, силы, поза удерживается без напряжения. При исследовании статики схождения с места нет, балансирование минимально

3 балла – позу удерживает, но корпус тела покачивается. Правильно выполняет с 1-2 попыток по образцу. Допускает неточности в выполнении по словесной инструкции. Движения достаточной силы, объема, но удерживает позу недостаточно длительно, с напряжением, отмечаются поиски нужной позы

2 балла – трудности удерживания позы на левой ноге. Выполняет с ошибками на пространственное расположение по образцу. Затрудняется в нахождении нужной позы при выполнении по словесной инструкции. Поза удерживается плохо, напряженное выполнение, тремор. При нахождении и формировании пальцевой позы отмечается помощь другой рукой. При исследовании статики общих движений сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует руками, туловищем, головой

1 балл – на цыпочках позу удерживает, не может стоять на одной ноге. Допускает ошибки (на расположение в пространстве) при выполнении по образцу. По словесной инструкции самостоятельно не воспроизводит. При исследовании статики общих движений отмечается схождение с места, касается пола другой ногой или падает. Отсутствует удержание позы, отмечаются наличие разнообразных синкинезий при выполнении

0 баллов – с заданием не справился

  1. Динамическая координация

2.1. Процедура: Ребёнок прыгает с места через верёвку, которая находится на расстоянии 20 см от пола.

Инструкция:

- «Встань ровно, ноги вместе, перепрыгни через верёвку».

2.2. Процедура: Ребёнок прыгает попеременно то на правой, то на левой ноге (руки на бёдрах)

Инструкция: - «Встань ровно, ноги вместе, руки на бёдра. Подпрыгни сначала на одной ноге, а потом на другой».

Оценка:

4 балла – правильно воспроизводит с 1-2 попытки, после 1 показа (допускается 5 показов). Не испытывает затруднений при выполнении словесной инструкции. Задания выполняет плавно, точно, одновременно. При исследовании динамики общих движений приседания выполняются правильно, не касаясь пятками пола, прыжок производится свободно

3 балла – правильно выполняет задание с 2-3 попыток (1-2 показа). Допускает неточности при воспроизведении по словесной инструкции. Движения выполняются с недостаточным объёмом, силой. Движения не всегда одновременные, недостаточно точные. При исследовании динамики общих движений прыжок неловкий, нет толчка двумя ногами, при выполнении броска в цель отмечается напряжение рук, тела

2 балла – правильно выполняет задание с 3-й и более попытки (4-5 показа). Испытывает трудности при переключении с одного движения на другое. Движения выполняются с недостаточным объёмом, силой. Отмечается не одновременное выполнение упражнений. При исследовании динамики общих движений, при прыжке сильные взмахи руками, не удаётся оттолкнуться двумя ногами; при приседании отмечается напряжение, тремор, частые остановки.

1 балл – не воспроизводит после 5 показов. Допускает ошибки при выполнении по словесной инструкции. Отмечается чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, множественные синкинезии. При исследовании динамики общих движений неправильная техника выполнения, прыжок через верёвку не удаётся.

0 баллов - с заданием не справился

  1. Скорость движения.

3.1. Процедура: Ребёнок садится и встаёт по команде

Инструкция: «По моей команде ты должен быстро сесть, а потом встать» быстро по команде сесть на пол и так же быстро встать»

3.2. Процедура: Ребёнок садится и ложится на пол

Инструкция: «По моей команде сесть на пол, лечь, снова сесть и встать»

Оценка:

4 балла – выполняет всё быстро и ловко

3 балла – замедляет движение при выполнении задания лёжа

2 балла – выполняет медленно вторую, более объёмную команду

1 балл – обе команды выполняет очень медленно

0 баллов - с заданием не справился

  1. Одновременность движений

4.1. Процедура: Ребёнок выполняет три приседания.

Инструкция:

- «Сделай, не останавливаясь, три плавных приседания».

4.2. Процедура: Ребёнок попадает мячом в мишень, помещённой на расстоянии 1,5м от ребёнка; предлагается по 3 попытки для правой и левой руки.

Инструкция:

- «Возьми мячик в правую руку, попади им в мишень. Теперь попробуй ещё раз»;

- «Поменяй руки, теперь возьми мячик в левую руку, хорошо прицелься и попробуй попасть в мишень».

4.3. Процедура: Ребёнок выполняет одновременные движения руками и ногами. Предлагается катушка ниток; маршируя, он должен сматывать с катушки нитку и наматывать её на указательный палец сначала правой, затем левой руки (в течении 15 сек).

Инструкция:

- «Возьми катушку в левую руку. А теперь одновременно с ходьбой сматывай нитку с клубка и наматывай на указательный палец правой руки. Когда скажу стоп, остановись»;

- «Поменяй руки, теперь возьми катушку в левую руку, а нитку наматывай на палец правой руки. Не забудь, ты должен всё это время маршировать».

Оценка:

4 балла – правильно воспроизводит с 1-2 попытки, после 1 демонстрации (допускается 5 демонстраций). Не испытывает затруднений при выполнении словесной инструкции. Задания выполняет плавно, точно, одновременно. При исследовании динамики общих движений приседания выполняются правильно, не касаясь пятками пола, прыжок производится свободно

3 балла – правильно выполняет задание с 2-3 попыток (1-2 демонстрации). Допускает неточности при воспроизведении по словесной инструкции. Движения выполняются с недостаточным объёмом, силой. Движения не всегда одновременные, недостаточно точные. При исследовании динамики общих движений прыжок неловкий, нет толчка двумя ногами, при выполнении броска в цель отмечается напряжение рук, тела

2 балла – правильно выполняет задание с 3-й и более попытки (4-5 демонстраций). Испытывает трудности при переключении с одного движения на другое. Движения выполняются с недостаточным объёмом, силой. Отмечается не одновременное выполнение упражнений. При исследовании динамики общих движений, при прыжке сильные взмахи руками, не удаётся оттолкнуться двумя ногами; при приседании отмечается напряжение, тремор, частые остановки.

1 балл – не воспроизводит после 5 демонстраций. Допускает ошибки при выполнении по словесной инструкции. Отмечается чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений, множественные синкинезии. При исследовании динамики общих движений неправильная техника выполнения, прыжок через верёвку не удаётся.

0 баллов - с заданием не справился

2.2 Результаты экспериментального изучения особенностей общей моторики у детей дошкольного возраста с ОНР (3 уровень)

При исследовании общей моторики были получены результаты, которые отражены в таблице (см. таблицу 1).

Таблица 1

Состояние общей моторики детей экспериментальной и контрольной групп

Задание

Дошкольники с нарушениями речи

Дошкольники с нормальным речевым развитием

Баллы

4

3

2

1

0

4

3

2

1

0

Статическая координация

-

2

2

1

-

3

1

1

-

-

Динамическая координация

-

1

3

1

 

1

3

1

-

-

Скорость движений

-

1

2

2

-

1

2

1

1

-

Одновременность движений

 

1

3

1

-

2

2

1

-

-

Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод, что качество выполнения заданий в экспериментальной группе (дети с ОНР (3 уровень)) было хуже, чем в контрольной группе (дошкольники с нормальным речевым развитием).

0 баллов не набрал ни один ребёнок контрольной группы. В экспериментальной группе (ЭГ) не было детей, которые смогли набрать 4 балла.

Было отмечено, что наибольшие трудности дети с нарушением речи и с нормальным речевым развитием испытывали при выполнении заданий на скорость и на одновременность движения.

У дошкольников с нарушением речи в общей моторике отмечается относительно сохранная статическая координация движений. Трудности проявлялись при выполнении заданий на одновременно организованные движения и динамическую координацию. При выполнении заданий у детей с нарушением речи отмечалось неточное выполнение, двигательная утомляемость, медленный темп, ограниченный объем движений.

Таким образом, уровень сформированности общей моторики у дошкольников с ОНР (3 уровень) находится на более низком уровне, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием (см. таблицу 2).

Таблица 2

Уровень сформированности общей моторики

Вид упражнения

Дошкольники с ОНР (3 уровень)

Дошкольники с нормальным речевым развитием

Средний балл

1. Статическая координация

2,3

3,6

2. Динамическая координация

2,0

3,1

3. Скорость движений

1,7

2,8

4. Одновременность движений

1,8

3,0

За все задания

1,95

3,12

% сформированности

48,75%

78,12%

В контрольной группе дошкольники выполняли статические упражнения практически безошибочно (средний балл 3,6). У 2 дошкольников к концу выполнения отмечалось напряжение ног, но заданную позу сохраняли. У 3 детей было отмечено чёткое и точное выполнение заданий.

У 4 дошкольников экспериментальной группы выявлено нарушение статической координации общих движений. Дети не могли удержать заданной позы, дошкольники часто покачивались, сходили с места. Лучше всего выполнено задание, стоя на одной ноге.

У большинства дошкольников с нормальным речевым развитием отмечалось правильное, точное выполнение заданий, направленных на исследование динамической организации движений. Движения выполнялись координировано и в полном объёме.

Дошкольники с нарушением речи большинство заданий выполнили в ограниченном объёме движений. Отмечалась неловкость, неточность, замедленность, некоординированность выполнения. Ни один испытуемый не выполнил точно и правильно инструкцию. Движения были неловкие, неуклюжие, отмечались лишние сопутствующие движения.

Таким образом, выполнение заданий на исследование динамической координации движений характеризуется недостаточно согласованной деятельностью различных мышечных групп, неловкостью выполняемых движений.

Гистограмма 1

Уровень сформированности общей моторики у дошкольников с ОНР (3 уровень) и у детей с нормальным речевым развитием

При исследовании общей моторики дошкольников с нарушением речи было отмечено, что тонус движения нарушен. Было отмечено у 3 детей вялое выполнение. Большинство детей не усваивают инструкцию с первого раза, требуется повторение заданий ещё раз. Не смогли выполнить задания в полном объём 2 дошкольника, сходили с места; 1 ребёнок делает рывок в стороны. У всех дошкольников экспериментальной группы наблюдалось скованность движения рук и ног. У 1-ого ребёнка нарушена переключаемость движений, выполнения заданий в неполном объёме, наблюдались синкинезии, такие как - вытягивает вперёд голову. 3 дошкольника балансируют туловищем.

Таким образом, трудности согласования двигательного акта с внешним пространством проявляются:

- в несвоевременности,

- в точности и координации движении, которые требовалось выполнить. Можно предположить, что данные нарушения связаны с недостаточной деятельностью уровня пространственного поля. У детей экспериментальной группы при выполнении упражнений была отмочена недостаточная работа нижнего подуровня пространственного поля, которая проявляется в нарушении направления движений, недостаточная работа верхнего подуровня, которая выражается в нарушении целевой точности и координации движения.

При выполнении двигательного акта дети затрудняются в быстром переходе от одного элемента движения к другому, сопровождая их проговариванием. У некоторых дошкольников проговаривание не соответствует заданной инструкция, появляются лишние или, наоборот, отсутствующие элементы движения. Можно предположить, что такая опора на речевые импульсы может рассматриваться как своеобразная помощь в осуществлении единого, плавного двигательного акта.

Полученные результаты при обследовании общей моторики позволяют сделать вывод, что у большинства детей экспериментальной группы движения были недостаточно координированы по сравнению с возрастной нормой, некоторые двигательные навыки недостаточно развиты.

Можно отметить, какой средний балл был отмечен у каждого ребенка в общей группе упражнений на статику и динамику, а также распределить детей по уровням выполнения всех заданий: высокий, средний, низкий. Подсчитать количественное соотношение ЭГ и КГ.

Подсчет количества детей рассчитывался:

Низкий уровень: 0 – 2 балла

Средний уровень: 2,1 – 3 балла

Высокий уровень: 3,1 – 4 балла.

Таблица 3

Исследование статической организации

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

ЭГ

0

2

3

КГ

2

3

0

Таблица 4

Исследование динамической организации

 

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

ЭГ

0

2

3

КГ

3

2

0

Как можно видеть из таблиц, количественное соотношение детей по уровням значительно отличается. По выполнению упражнений на статическую организацию в контрольной группе нет детей с низким уровнем выполнения, но и с высоким уровнем выполнения всего 2 дошкольника. Большинство детей выполнили задание на среднем уровне. В экспериментальной группе так же большинство детей выполнило на средний уровень, нет детей на высокий уровень, есть дети с низким уровнем выполнения.

В контрольной группе задания на динамическую организацию выполнили большинство детей на высоком и среднем уровнях, на низком – ни один ребёнок. В экспериментальной группе обратное соотношение: низкий и средний уровни, нет высокого уровня. Следовательно, можно дать общую оценку результатов, что контрольная группа выполнила на средне – высокий уровень, а экспериментальные группы выполнили на средне – низкий уровень.

Обобщение результатов эксперимента и использование бальной системы оценок позволило выделить три группы детей на основании сформированности у них моторики (см. гистограмму 2).

Гистограмма 2

Уровень сформированности общей моторики у дошкольников и их сверстников с нормальным речевым развитием

I группа (высокий уровень). На этом уровне оказалось 3 дошкольников без речевой патологии. Высокий уровень не показал ни один ребёнок с нарушением речи. Движения и действия у этих детей сформированы в достаточном объеме. Тестовые задания на исследования статической и динамической координации выполнялись ими точно, в нормальном темпе, с нормальной переключаемостью движений.

II группа (средний уровень). На данном уровне оказалось 2 дошкольника без речевых нарушений, 2 дошкольника с ОНР (3 уровень). У детей данной группы сформирована статическая координация движений - умеют по заданию фиксировать определенное время нужную позу; сформирована динамическая координация движений – движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности. При исследовании состояния общей моторики у этих детей был отмечен медленный темп выполнения заданий, наличие единичных ошибок при выполнении движений.

III группа (низкий уровень). На данном уровне оказалось наибольшее число испытуемых - 3 дошкольников с ОНР (3 уровень). Двигательные расстройства выражаются или в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушении плавности, переключаемости движений, высокого тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, беспокойства, хаотичности движений.

Характерным для дошкольников данной группы было нарушение как статической, так и динамической координации движений со стороны общей моторики. Мышечный тонус неустойчив, движения напряженные и несоразмерные. Имеются нарушения координации движений. Особенно страдает динамический праксис. Дошкольники с трудом запоминают последовательность движений, с трудом переключаются с одной серии движений на другую, а двигательные ошибки не исправляют самостоятельно. Словесная инструкция по двигательным задачам является недостаточной, при обучении необходимы наглядные образцы.

Вывод

Таким образом, результаты эксперимента позволили сделать вывод о том, что у дошкольников с ОНР (3 уровень) наблюдаются различные уровни сформированности общей моторики, характеризующиеся вариативностью и качественной неоднородностью. Внутри каждой группы дошкольников были выявлены и проанализированы доминирующие по несформированности уровни организации движений. С детьми с нарушением речи должна быть организована коррекционная работа на формирование как статической, так и динамической организации движения.

Разный уровень сформированности психомоторики обусловил дифференцированный подход к детям. Анализ особенностей состояния моторики у групп детей, выделенных по результатам исследования, позволил определить различия в содержании и приемах коррекционно-логопедической работы, в подборе дидактического материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Потребность в двигательной активности, которую проявляет ребёнок дошкольного возраста обусловлена физиологически, вызывая положительные изменения физического и психологического развития, совершенствование всей функциональной системы организма. Именно психофизические качества влияют не только на укрепление здоровья, но и на физическое совершенствование дошкольников, на овладение различных движений.

Термин «ловкость» применяется для определения координации движения человека, следовательно, ловкость - это сложно координированное качество, которое необходимо ребенку для успешного использования двигательного опыта. Ловкость является способностью к быстрому обучению, к быстрой перестройке двигательной деятельности в быстро меняющейся обстановке.

Развитие общей моторики ребенка в старшем дошкольном возрасте достигает своего пика, когда ребенок особенно чуток к двигательным действиям, а тело приобретает гармоническую стройность.

Общая моторная сфера детей с ОНР характеризуется неловкими, скованными, недифференцированными движениями. Может встречаться небольшое ограничение объема движений верхних и нижних конечностей, при функциональной нагрузке возможны содружественные движения (син-кенезии), нарушения мышечного тонуса.

Развитие моторики обусловлено дальнейшими перспективами обучения ребенка в школе, где в начальных классах основная деятельность его уже связана с движениями мелкой моторики рук, а излишнее напряжение в организме ведет за собой к ряду закономерных телесно-психических отклонений.

В процессе экспериментального исследования изучалось состояние статической координации движений, динамической координации движений (последовательно и одновременно организованных движений), скорость и отчетливость выполнения движений, наличие синкинезий.

Исследование основывалось на понимании того, что взаимосвязь развития речи и движения у дошкольников с ОНР (3 уровень) подчиняется тем же закономерностям, что и у дошкольников с нормальным речевым развитием. Однако процесс развития произвольных движений протекает при нарушении речи медленнее и в более поздние сроки, то есть у дошкольников с ОНР (3 уровень) наблюдаются различные уровни сформированности психомоторики, характеризующиеся вариативностью и качественной неоднородностью.

При проведении эксперимента у дошкольников с ОНР (3 уровень) были выявлены существенные различия в состоянии общей моторики по сравнению с дошкольниками с нормальным речевым развитием. У детей наблюдалась разной степени выраженности несформированность общей моторики, несовершенство организации движений на разных уровнях, трудности контроля и регуляции двигательного акта.

Проведенное исследование констатирует у детей с ОНР (3 уровень) недостаточную сформированность как статической, так и динамической координации движений.

В данном экспериментальном исследовании гипотеза нашла свое подтверждение, что у старших дошкольников с нарушениями речи наблюдается снижение уровня сформированности общих моторных показателей в сравнении с возрастной нормой.

Таким образом цель достигнута, задачи решены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  1. Аксенова Н. Повышение уровня двигательной активности и дозировка физической нагрузки на физкультурных занятиях// Дошкольное воспитание 2000. № 6. - С. 37

  2. Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет // Теория и практика физической культуры, 1986, № 10. – С. 17 - 19

  3. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии. - М.: Физкультура и спорт, 1991. – 288 с.

  4. Дворкина Н.И. Сопряженное развитие физических качеств и психических процессов детей дошкольного возраста / Н. И. Дворкина // Современный олимпийский спорт и спорт для всех. - 2003. - Т-1. - С. 230 - 232

  5. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М.А. Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 4. - С.10-14

  6. Ермак Н.Н., Шебеко В.Н. Методика обучения физическим упражнениям // В кн. Физическое воспитание дошкольников М.: Академия, 2000. – С. 25 – 89

  7. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека / А. Жичкина. // Дошкольное воспитание– 2002. – № 4. – С. 26 – 27

  8. Кожухова Н. Некоторые аспекты физического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание №3. 2000. - С. 52

  9. Кособуцкая, Г.В. Организация физической подготовки старших дошкольников / Г. В. Кособуцкая // Дошкольное воспитание. - 2009. - №12. – 39 с .

  10. Кудрявцев В. Физическая культура и развитие ребенка// Дошкольное воспитание. - № 2. – 2004

  11. Курамшин Ю.Ф., Двейрина О.А. Теория и методика физической культуры / Под. ред. проф. Ю. Ф. Курамшина / Координационные способности и методика их развития. — 2-е изд., испр. — М.: Советский спорт, 2004. — 464 с.

  12. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии - М.: Просвещение, 1968 – 156 с

  13. Лурия А.Р. Язык и сознание // Статья.

  14. Лопатина Л.В. Приемы обследования дошкольников со стертой формой дизартрии и дифференциация их обучения // Дефектология, 1986, № 2, - С. 64 - 70

  15. Мастюкова Е.М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. – 1987. - № 3. – С. 3

  16. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры, учебник для институтов физической культуры. - М.: ФиС, 1991. – 543 с.

  17. Муравьев В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного возраста. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.

  18. Павлов И.П. Полное собрание сочинений / И.П. Павлов — М.: АНС, 1952. — Т. 6. — 463 с.

  19. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — 3-е изд.

  20. Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности // Дошкольное воспитание, 2000. № 6. - С. 30 – 37

  21. Рунова М.А. Особенности организации занятий по физической культуре / М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №9. – С. 42 - 52.

  22. Рычкова Н.А. Приемы обследования моторики у заикающихся детей дошкольного возраста // Н.А. Рычкова - Дефектология №3, 1984. - С. 69 – 73

23. Серебровская М.В. Методика массового исследования моторики // Методы изучения детей и подростков. 4.1. М., 1979.

24. Степанова В.С. Развитие ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе организации подвижных игр // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2013. – № 5.

25. Трауготт Н.Н. Межполушарное взаимодействие при локальных‚ поражениях головного мозга // Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. - М. - 1986. - С. 14 – 23.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Исследование моторики дошкольников экспериментальной группы

Испытуемые

Пробы

Степень сформ.

Статическая координация

Динамическая координация

Скорость движения

Одновременность движений

1. Александр З.

1

1

1

1

1,0

Н

2. Екатерина К.

3

3

2

2

2,5

С

3. Анастасия В.

2

2

1

2

1,75

Н

4. Елена М.

2

2

2

2

2,0

Н

5. Александра Б.

3

2

3

3

2,75

С

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Исследование моторики дошкольников контрольной группы

Испытуемые

Пробы

Степень сформ.

Статическая координация

Динамическая координация

Скорость движения

Одновременность движений

1. Диана Л.

4

3

2

2

2,75

С

2. Александр М.

2

2

1

4

2,25

С

3. Ксения Р.

4

3

3

3

3,25

В

4. Иван С.

3

3

4

4

3,5

В

5. Артём А.

4

4

3

3

3,5

В

Просмотров работы: 13054