ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В УСЛОВИЯХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТАБИЛЬНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Кусая А.О. 1
1Южный Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Валютный контроль является частью единой государственной системы финансового контроля. Валютный контроль связан с международными и национальными валютными системами, валютными рисками, внутриэкономическими и трансграничными платежами, а также с межстрановыми переливами капиталов.

В настоящее время работа таможенных органов Российской Федерации, в том числе в части осуществления валютного контроля, строится на основании системы управления рисками (далее - СУР), в том числе и по предотвращению оттока денежных средств из Российской Федерации.

Формирование Банком России на регулярной основе информации о юридических лицах-резидентах участниках ВЭД, включенных в перечень, сформированный Банком России в соответствии с письмом Банка России от 30.09.2013 № 193-Т «О снижении риска потери деловой репутации и вовлечения уполномоченных банков в осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» и направление такой информации в ФТС России для проведения анализа и разработки профилей риска по выявлению случаев декларирования товаров поименованными в списках лицами позволит в короткие сроки эффективно пресекать нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования[1].

Сегодня существует ряд проблем, при осуществлении таможенными органами валютного контроля в отношении наличных денежных средств, перемещаемых физическими лицами, а именно:

- недостаточная информативность пассажирской декларации;

- недостаточная эффективность штрафов за недостоверное декларирование.

Для реализации рекомендации ФАТФ «Курьеры наличных» в статью 272 «Представление документов при таможенном декларировании товаров для личного пользования» указанного проекта Таможенного кодекса ЕАЭС внесено требование о представлении физическими лицами таможенным органам документов, подтверждающих происхождение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, в случаях определенных Евразийской экономической комиссией.

Кроме того, для реализации данной нормы Евразийской экономической комиссией должен быть разработан проект решения коллегии ЕЭК, утверждающий критерии отнесения физических лиц к «курьерам наличных», а также случаи представления физическими лицами таможенным органам документов, подтверждающих происхождение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов.

Внесение указанных изменений позволит в дальнейшем внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России), в части установления ответственности за недостоверное представление сведений о наличных денежных средствах, перемещаемых через границу Таможенного союза, физическими лицами.

В условиях функционирования ЕАЭС для повышения эффективности выявления, пресечения и профилактики правонарушений в сфере валютного контроля требуется обеспечить информационное взаимодействие с уполномоченными органами республик Беларусь, Казахстан, Армения, Киргизия с минимальными временными затратами, минимизировать риски неправомерного использования конфиденциальных сведений.

Работа таможенных органов по осуществлению валютного контроля и выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации имеют как положительные, так и отрицательные аспекты.

К положительным аспектам относятся:

- выступление ФТС России с законодательной инициативой по внесению изменений в акты Таможенного законодательства ЕАЭС, в законодательные акты Российской Федерации;

- проведение рабочих встреч с участием представителей ФТС России (других таможенных органов) с ФНС России и другими налоговыми органами, в ходе которых выработаны позиции и достигнуты соглашения по ряду вопросов неоднозначного толкования правовых норм, осуществлению обмена информацией и по судебной практике при рассмотрении дел, возбужденных по статье 15.25 КоАП России.

- проведение рабочих встреч с участием представителей ФТС России и Банка России. Так, например, в рамках рабочих встреч определены мероприятия по совершенствованию информационного обмена между ФТС России и Банком России, такие как внесение изменений в алгоритм формирования информации для уполномоченных банков в случае ликвидации банка; разработка предложений о включении в состав передаваемой банкам информации о выпущенных декларациях на товары сведений о стоимости невыпущенных товаров и их согласование с Банком России и другие.

Реализация данных мероприятий направлена на упрощение процедур валютного контроля при формировании форм учета и отчетности по валютным операциям и совершенствование системы информационного обмена между таможенными органами, Банком России и уполномоченными банками.

К отрицательным аспектам относятся:

- при организации работы по обеспечению соблюдения валютного законодательства в некоторых таможенных органах имеет место недостаточное взаимодействие функциональных отделов таможенных органов при реализации СУР, что приводит к низким результатам в части минимизации рисков.

Поскольку в настоящее время наиболее крупные нарушения валютного законодательства выявляются у юридических лиц, фактически прекративших свою деятельность на момент проведения проверочных мероприятий (фирм-однодневок), это затрудняет процесс взыскания административных штрафов по данным нарушениям и приводит к росту задолженности перед федеральным бюджетом.

В целях предупреждения роста задолженности перед государством в 2015 году ФТС России реализовала комплекс мер по противодействию незаконным валютным операциям. Так, совместно с Банком России организовано информационное взаимодействие, направленное на противодействие схеме незаконного вывода денежных средств из Российской Федерации, в основе которой лежит оплата ввозимых на территорию Российской Федерации товаров без уплаты пошлин и налогов по намеренно завышенным ценам.

Для законодательного урегулирования проблем валютного контроля, возникающих в сфере деятельности фирм-однодневок, ФТС России подготовила законодательные инициативы в части противодействия валютным операциям по мнимым (притворным) сделкам. На основе данных предложений Минфином России подготовлен законопроект, предусматривающий наделение таможенных и налоговых органов полномочиями по обращению в суд для применения последствий ничтожности мнимых (притворных) сделок.

В 2015 году по фактам нарушения валютного законодательства таможенные органы возбудили 168 уголовных дел по ст. 193 УК РФ «Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации» на сумму около 34 млрд рублей, 90 дел по статье 193.1 УК РФ «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов» на сумму свыше 19 млрд рублей, а также 5 тыс. дел об административных правонарушениях по ст.15.25 КоАП РФ «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» на сумму 180 млрд рублей[3].

В части контроля за перемещением физическими лицами наличных денежных средств в 2015 году наблюдалась тенденция сокращения объемов ввоза и вывоза наличной валюты, а также количества случаев ввоза и вывоза наличной валюты крупными суммами (превышающими в эквиваленте 1 млн. долларов США (вывоз: 2014 году – 52 случая, 2015 год – 12 случаев; ввоз: 2014 году – 754 случая, 2015 год – 155 случаев (см.рис.1)).

Рис. 1. Количество случаев ввоза и вывоза наличной валюты крупными суммами

В 2015 году таможенными органами по фактам недекларирования или недостоверного декларирования физическими лицами наличной валюты возбуждено 88 уголовных дел за контрабанду по статье 200.1 УК РФ на сумму 244 млн. рублей (на 7% больше, чем в 2014 году), заведено 3339 дел об административных правонарушениях по статье 16.4 КоАП РФ, по которым назначены наказания на сумму 378 млн. рублей (на 24% больше, чем в 2014 году(см.рис.2)[5].

Рис. 2. Факты недекларирования или недостоверного декларирования физическими лицами наличной валюты по статьям 200.1.УК РФ и 16.4 КоАП РФ

Таким образом, Федеральная таможенная служба осуществляет контрольно-надзорные функции за участниками внешнеторговой деятельности. Благодаря, наделению ФТС РФ статусом органа валютного контроля позволяет еще больше активизироваться таможенным органам в валютно-финансовой среде внешнеторговой деятельности России.

Таким образом, произошла не только смена уполномоченного органа валютного контроля, но и на сегодняшний день Минфин России предлагает ужесточить ответственность за нарушения валютного законодательства, а именно путем внесение следующих поправок:

- установить ответственность в виде дисквалификации на срок от 1 года до 3-х лет за отдельные нарушения валютного законодательства и совершение правонарушений, связанных с репатриацией денежных средств, должностным лицом и лицом, ответственным за проведение внешнеторговой сделки, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение;

- предлагается дополнительно предусмотреть ответственность лиц, ответственных за проведение внешнеторговой сделки, за нарушения валютного законодательства, предусмотренного частями 1, 4 и 5 статьи 15.25 КоАП;

- расширить понятие должностного лица, что позволит привлечь к ответственности руководителей организаций, и установить возможность передачи органом или должностным лицом дел об административных правонарушениях, предусмотренных указанными частями статьи 15.25 КоАП РФ, на рассмотрение судье;

- установить административную ответственность за нарушение порядка представления информации о сроках исполнения нерезидентами обязательств по договорам (контрактам);

- вводится положение, в соответствии с которым уполномоченные банки будут отказывать в осуществлении валютной операции, если она противоречит требованиям валютного законодательства РФ;

- установить административную ответственность за невыполнение резидентом требования по получению на свои счета в банках валюты РФ, по внешнеторговым контрактам, для которых предусматривается оформление паспорта сделки[4].

В заключении хотелось бы отметить, что для активизации роли валютного контроля в обеспечении финансовой стабильности национальной экономики в последующих годах необходимо не только ужесточать меры при проведении валютных операций, но и целесообразно применять валютное регулирование и валютный контроль на основе принципов государственно-частного партнерства в целях привлечения валютных ресурсов для кредитования совместных инновационно-инвестиционных проектов. В этом случае важно использовать дифференцированный режим валютного регулирования с использованием льгот и санкций.

Список литературы

  1. Леонова О.В. Актуальные проблемы валютного контроля сегодня. Российский экономический вестник № 1 (январь) 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rfej.ru/rvv/id/354CBA/$file/50-54.pdf (Дата обращения: 11.10.2016.)

  2. Журнал Евразийская экономическая интеграция № 4(29) 2015.

Режим доступа: http://www.eabr.org/r/research/publications/eei/index.php?id

  1. Доклад члена Коллегии (Министра) по таможенному сотрудничеству Гошина В.А. Ростов н/Д: Российская таможенная академия, Ростовский филиал. 2015.

  2. Россия и мир: 2016. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / Рук. проекта – А.А. Дынкин, В.Г. Барановский. – М.: ИМЭМО РАН, 2015. – 147 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.imemo.ru/files/File/ru/publ/2015/2015_024.pdf (дата обращения 15.09.2016г.)

  3. Росстат официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/accounts/#(дата обращения 11.09.2016г.)

Просмотров работы: 1085