Нельзя не заметить универсальности игр: их можно применять на различных ступенях обучения и с учащимися разных возрастных групп, хотя выбор конкретных игр будет напрямую зависеть от этих двух факторов. Игры также можно использовать при разных формах работы на уроке и на различных его этапах. Возможность использования игр при обучении иностранному языку не только детей, но и взрослых доказывается успешностью методики интенсивного обучения иностранным языкам Г. А. Китайгородской, а многообразие имеющихся на данный момент игр позволяет использовать их как при обучении только начинающих овладевать иностранным языком, так и тех, кто обладает уже достаточно высоким уровнем языковой подготовки. Таким образом, «при должном подборе игр и их организации они окажутся полезными и в старших классах» [3]. Помимо возраста и уровня подготовки учащихся, выбор конкретных игр также будет зависеть педагогического мастерства и фантазии учителя.
Итак, обучающая игра – это особым образом организованное на занятиях по языку ситуативное упражнение, при выполнении которого создаются возможности для многократного повторения речевого образца (образцов) в условиях, максимально приближенных к условиям реального речевого общения (с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью речевого акта) [1]. Игры, используемые на уроках английского языка, могут быть:
лексические;
грамматические;
фонетические;
орфографические;
творческие (аудитивные и речевые) [2].
Лексические, грамматические, фонетические и орфографические игры являются подготовительными, так как они направлены на формирование речевых навыков. Творческие игры способствуют развитию речевых умений.
С помощью фонетических игр учащиеся овладевают ритмом языка, отрабатывают произношение и отдельные фонемы. Они часто проводятся в начале урока в качестве фонетической зарядки. Через орфографические игры происходит освоение правописания английских слов и развитие навыков грамотного письма. Грамматические игры способствуют овладению учащимися различными грамматическими структурами языка, что предоставляет возможность для перехода к активной речи. Лексические игры нацелены на повторение учащимися уже знакомых им лексических единиц и тренировку в употреблении новых.
Ролевые игры способны в наибольшей мере приблизить игровую ситуацию к реальной жизни, способствуя развитию речевых умений и творческих способностей учащихся. Важно помнить, что любой язык – это в первую очередь средство общения, которое люди используют в повседневной жизни и без которого она просто немыслима. Наличие на уроке атмосферы иноязычного общения способно изменить отношение учащихся к английскому языку, так как те начинают осознавать реальную возможность и даже необходимость его использования в будущей профессиональной деятельности и личной жизни. Таким образом, участие в ролевых играх даёт школьникам возможность использовать английский язык в будущем в условиях реального общения. Ролевые игры также способствуют развитию воображения, умения слушать партнёра. Они создают у учащихся позитивный настрой, помогают избавиться от барьеров в общении, расширяют активный словарный запас и, что наиболее важно, способствуют становлению коммуникативной компетенции. Подготовка и проведение ролевых игр требуют от учителя английского языка не только много времени и усилий, но и наличия творческого потенциала и увлечённости работой.
Важно отметить, что игры, используемые учителем на уроках английского языка, не должны терять своего обучающего потенциала. Не следует использовать их на занятиях лишь для снятия утомления у учащихся или в качестве развлечения. Каждая выбранная или самостоятельно разработанная учителем английского языка игра должна быть направлена на достижение заранее поставленных дидактических целей и в конечном итоге способствовать формированию у учащихся определённых знаний, умений и навыков. Е. И. Пассов определил основные цели использования игр на уроках иностранного языка:
развитие необходимых способностей и психических функций;
развитие определенных речевых умений;
формирование определённых навыков;
развитие умения общаться;
познание фактов культуры;
непроизвольное запоминание речевого материала [3].
Последнее особенно характерно для обучающих игр, ведь учащийся не осознаёт той учебной задачи, которую перед ним ставит во время игры учитель. Он играет, но и незаметно для себя чему-то учится, запоминает что-то новое. Для ребёнка главное в игре – это её процесс, результат же игры видит учитель. Это означает, что игры способствуют активизации непроизвольного запоминания и снижению утомляемости и напряжения при изучении английского языка. Они помогают снизить затрачиваемые учащимися усилия, так как в игре усвоение языкового материала происходит гораздо быстрее.
Таким образом, обучающие игры имеют множество преимуществ, и каждому современному учителю английского языка необходимо иметь в своей методической копилке и применять в педагогической практике хотя бы несколько видов обучающих игр. Обучающие игры вряд ли могут полностью заменить собой традиционные методы обучения, однако они способны стать очень эффективным дополнением к ним, выступив в качестве средства интенсификации и гуманизации учебного процесса.
Список литературы
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. — 448 с.
2. Конышева А. В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А. В. Конышева. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 175 с.
3. Пассов, Е. И. Урок иностранного языка [Текст] / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – М.: Глосса-Пресс, Ростов н/Д.: Феникс, 2010. – 640 с.