1. Сокращение числа организаций высшего образования в РФ за период 2008-2014 гг.
Начиная с 2008 года наблюдается постепенное сокращение организации высшего образования (рис. 1). Автором установлено, что в течение 2008-2014 гг. за один календарный год на территории Российской Федерации в среднем закрывалось порядка тридцати организации. Наибольше всего организации высшего образования в РФ было закрыто в 2013 году.
Рис. 1 – Число организаций высшего образования в РФ за 2004-2014 гг.1
В 2014 г. зафиксировано наименьшее число организации высшего образования за 2008-2014 гг. Тем не менее, это значение существенно превосходит данные за 1992 г. Тогда в РФ насчитывалось 535 образовательных организаций высшего образования [1].
2. Увеличение доли частных организации высшего образования от общего числа организации высшего образования в РФ.
В 90-х гг. прошлого столетия в России начинают появляться частные организации высшего образования. Как показал анализ статистических показателей доля таких организации от общего числа организации высшего образования в РФ постоянно растет. Об этом свидетельствуют данные представленные на рис. 2.
Так в частности, если в 1994 г. в РФ удельный вес частных организации высшего образования от общего числа организации составлял 22%, в 2004 г. – 38%, то в 2014 г. значение данного показателя составило уже 42% соответственно.
Рис. 2 – Удельный вес частных и государственных организации
высшего образования от общего числа в РФ2
3. Сокращение доли государственных организации высшего образования от общего числа организации высшего образования в РФ.
Об этом свидетельствуют данные, также представленные на рис. 2. Как видно, в 1994 г. доля государственных организации высшего образования от общего числа организации высшего образования составляла 78%. В 2004 г. это значение уже составляло 62%, а в 2014 г. – 58% соответственно.
4. Сокращение числа частных организации высшего образования.
В абсолютном выражении, число частных организации высшего образования на территории Российской Федерации за последние пять лет стабильно уменьшается. Об этом свидетельствуют данные представленные в табл. 1.
Таблица 1 – Результаты динамического анализа количества частных организации
высшего образования в РФ за 2004-2014 гг.3
Год |
Число частных организации высшего образования |
Абсолютное отклонение |
Темп прироста |
2004 |
409 |
17 |
4,34% |
2005 |
413 |
4 |
0,98% |
2006 |
430 |
17 |
4,12% |
2007 |
450 |
20 |
4,65% |
2008 |
474 |
24 |
5,33% |
2009 |
452 |
-22 |
-4,64% |
2010 |
462 |
10 |
2,21% |
2011 |
446 |
-16 |
-3,46% |
2012 |
437 |
-9 |
-2,02% |
2013 |
391 |
-46 |
-10,53% |
2014 |
402 |
11 |
2,81% |
В табл. 1 также представлены результаты динамического анализа, который проведен автором по данным «ФСГС» [1]. В результате этого было установлено, что среднегодовой темп снижения числа частных организации высшего образования за 2010-2014 гг. составил -2,2%. Также автором установлено, что в среднем за календарный год за аналогичный период времени в РФ закрывалось десять частных организации высшего образования. Интересно, что по сравнению с 2013 годом, в 2014 году зафиксирован несущественный прирост числа частных организации высшего образования (табл. 1).
5. Сокращение числа государственных организации высшего образования в РФ.
Если в 2004 г. в РФ насчитывалось 662 государственных организации высшего образования, то в 2014 г. – 548 организации соответственно. Тенденция к уменьшению количества государственных организации высшего образования существенно усиливается с 2010 года (табл. 2).
Автором также проведен динамический анализ по данному показателю. В результате проведенного анализа, было установлено, что в среднем за 2010-2014 гг. за один календарный год в РФ сокращалось порядка 23 государственных организации высшего образования. Среднегодовой темп снижения показателя за рассматриваемый период времени составил -3,70%.
Таблица 2 – Результаты динамического анализа количества государственных организации высшего образования в РФ за 2004-2014 гг.
Год |
Число государственных организации высшего образования |
Абсолютное отклонение |
Темп прироста |
2004 |
662 |
10 |
1,53% |
2005 |
655 |
-7 |
-1,06% |
2006 |
660 |
5 |
0,76% |
2007 |
658 |
-2 |
-0,30% |
2008 |
660 |
2 |
0,30% |
2009 |
662 |
2 |
0,30% |
2010 |
653 |
-9 |
-1,36% |
2011 |
634 |
-19 |
-2,91% |
2012 |
609 |
-25 |
-3,94% |
2013 |
578 |
-31 |
-5,09% |
2014 |
548 |
-30 |
-5,19% |
Интересно, что количество организации высшего образования в 2014 г. практически сравнялось со значением зафиксированном в 1992 г. Тогда в России насчитывалось 535 таких организации [1].
6. Снижение численности обучающихся (студентов) в системе высшего образования России.
Начиная с 2008 г. наблюдается устойчивая тенденция к снижению числа студентов в РФ. Об этом свидетельствуют данные представленные на рис. 3.
Рис. 3 – Численность студентов в образовательных организациях
высшего образования (в тыс. чел.)4
Одна из причин снижения показателя, заключается в уменьшении численности молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет, проживающих в РФ (рис. 3). Эта тенденция берет свое начало с 2002 года.
Рис. 4 – Численность мужчин и женщин в возрасте от 15 до 19 лет в РФ (в млн. чел.)5
Данная ситуация обусловлена снижением рождаемости в 90-х гг. в РФ. По состоянию на 2014 г. в РФ зафиксировано наименьшее значение доли молодых людей от обшей численности населения за период 1992-2014 гг.
Рис. 5 – Доля населения в возрасте от 15 до19 лет от общей численности населения6
В перспективе ситуация должна переломиться. Об этом свидетельствуют данные представленные на рис. 6. Как видно по данному рисунку, начиная с 2000 г. число родившихся в РФ неуклонно увеличивается. Так в частности, если в 2000 г. в РФ родилось 1,3 млн. человек, то в 2014 г. – 1,9 млн. чел. соответственно.
Рис. 6 – Число родившихся в РФ (в млн. чел.)7
Также автором по данным «ФСГС» было установлено, что в РФ в 2013 г. впервые за более чем двадцатилетний период (1992-2012 г.) был зафиксирован естественный прирост населения [2].
7. Увеличение доли обучающихся по заочной форме обучения от общей численности обучающихся в РФ.
Как видно из табл. 3 наблюдается постепенное уменьшение доли студентов, обучающихся по заочной форме обучения. Автором установлено, что динамика показателя в целом является несущественной. За период 2010-2015 гг. доля студентов, обучающихся по заочной форме обучения уменьшилась на 3,6%. Доля студентов, обучающихся по очной форме обучения в целом не изменилась. Данные по экстернату согласно [4] с 2014/2015 учебного года не рассчитываются.
Таблица 3 – Распределение студентов по формам обучения в РФ8
Год / Форма обучения |
Очная |
Очно-заочная |
Заочная |
Экстернат |
2005/06 |
49,7% |
5,3% |
42,9% |
2,2% |
2006/07 |
49,0% |
5,1% |
43,7% |
2,2% |
2007/08 |
47,9% |
4,7% |
45,1% |
2,3% |
2008/09 |
46,0% |
4,6% |
47,1% |
2,3% |
2009/10 |
44,2% |
4,4% |
49,1% |
2,4% |
2010/11 |
43,6% |
4,3% |
50,5% |
1,6% |
2011/12 |
43,9% |
4,1% |
50,7% |
1,4% |
2012/13 |
44,8% |
3,8% |
50,3% |
1,2% |
2013/14 |
46,4% |
3,4% |
49,3% |
1,0% |
2014/15 |
49,4% |
3,0% |
47,5% |
– |
2015/16 |
49,9% |
3,1% |
46,9% |
– |
8. Рост инвестиции в основной капитал по виду деятельности «образование».
Не смотря на увеличение в абсолютном выражении инвестиции в основной капитал (среднегодовой прирост за 2010-2013 гг. составляет 19,8 млрд. руб.), доля инвестиции в образование от всех видов деятельности за рассматриваемый период времени уменьшилась (табл. 4).
Таблица 4 – Данные о размере инвестициях в основной капитал (в млрд. руб.) по виду деятельности «образование» за 2010-2013 гг.9
Показатель / Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Инвестиции в основной капитал |
163,7 |
198,3 |
213,3 |
223,1 |
Доля от итога (в %) |
1,8 |
1,8 |
1,7 |
1,7 |
9. Увеличение доли людей, имеющих высшее образование от общего числа занятых в экономике.
Проведенный автором структурный анализ (табл. 5) показывает, что в РФ наблюдается тенденция к постепенному увеличению доли людей, имеющих высшее образование от общего числа занятых в экономике.
Таблица 5 – Структурный анализ занятых в экономике по уровню образования в РФ10
Показатель / Год |
2000 |
2005 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Численность занятых в экономике (в тыс. чел.) |
65070 |
68339 |
69934 |
70857 |
71545 |
71391 |
Число людей с высшим образованием (в тыс. чел.) |
13891 |
16646 |
20381 |
21129 |
21740 |
22616 |
Доля людей, имеющих высшее образование от общего числа занятых |
21,3% |
24,4% |
29,1% |
29,8% |
30,4% |
31,7% |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Официальный сайт «ФСГС». Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991 – 2014 гг. (приложение к сборнику "Российский статистический ежегодник. 2015"). Таблица 6 : [сайт]. http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13_p/Main.htm (дата обращения 14.12.2016).
2. Официальный сайт «ФСГС». Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991 – 2014 гг. (приложение к сборнику "Российский статистический ежегодник. 2015"). Таблица 3 : [сайт]. http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13_p/Main.htm (дата обращения 14.12.2016).
3. Официальный сайт «ФСГС». Раздел «Образование» : [сайт].
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/# (дата обращения 14.11.2016).
4. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
5. Официальный сайт «ФСГС». Сборник Финансы России - 2014 г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_51/Main.htm (дата обращения 14.11.2016).
6. Индикаторы образования: 2016: статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2016. – 320 с. https://www.hse.ru/data/2016/03/21/1128209800/Индикаторы%20образования%202016.pdf (дата обращения 14.11.2016).