ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

Кидрачев Р.Н. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Работа посвящена выделению и рассмотрению некоторых особенностей развития системы высшего образования России. На основе анализа статистических данных [1-6] автором работы выделены следующие особенности.

1. Сокращение числа организаций высшего образования в РФ за период 2008-2014 гг.

Начиная с 2008 года наблюдается постепенное сокращение организации высшего образования (рис. 1). Автором установлено, что в течение 2008-2014 гг. за один календарный год на территории Российской Федерации в среднем закрывалось порядка тридцати организации. Наибольше всего организации высшего образования в РФ было закрыто в 2013 году.

Рис. 1 – Число организаций высшего образования в РФ за 2004-2014 гг.1

В 2014 г. зафиксировано наименьшее число организации высшего образования за 2008-2014 гг. Тем не менее, это значение существенно превосходит данные за 1992 г. Тогда в РФ насчитывалось 535 образовательных организаций высшего образования [1].

2. Увеличение доли частных организации высшего образования от общего числа организации высшего образования в РФ.

В 90-х гг. прошлого столетия в России начинают появляться частные организации высшего образования. Как показал анализ статистических показателей доля таких организации от общего числа организации высшего образования в РФ постоянно растет. Об этом свидетельствуют данные представленные на рис. 2.

Так в частности, если в 1994 г. в РФ удельный вес частных организации высшего образования от общего числа организации составлял 22%, в 2004 г. – 38%, то в 2014 г. значение данного показателя составило уже 42% соответственно.

Рис. 2 – Удельный вес частных и государственных организации

высшего образования от общего числа в РФ2

3. Сокращение доли государственных организации высшего образования от общего числа организации высшего образования в РФ.

Об этом свидетельствуют данные, также представленные на рис. 2. Как видно, в 1994 г. доля государственных организации высшего образования от общего числа организации высшего образования составляла 78%. В 2004 г. это значение уже составляло 62%, а в 2014 г. – 58% соответственно.

4. Сокращение числа частных организации высшего образования.

В абсолютном выражении, число частных организации высшего образования на территории Российской Федерации за последние пять лет стабильно уменьшается. Об этом свидетельствуют данные представленные в табл. 1.

Таблица 1 – Результаты динамического анализа количества частных организации

высшего образования в РФ за 2004-2014 гг.3

Год

Число частных организации

высшего образования

Абсолютное отклонение

Темп прироста

2004

409

17

4,34%

2005

413

4

0,98%

2006

430

17

4,12%

2007

450

20

4,65%

2008

474

24

5,33%

2009

452

-22

-4,64%

2010

462

10

2,21%

2011

446

-16

-3,46%

2012

437

-9

-2,02%

2013

391

-46

-10,53%

2014

402

11

2,81%

В табл. 1 также представлены результаты динамического анализа, который проведен автором по данным «ФСГС» [1]. В результате этого было установлено, что среднегодовой темп снижения числа частных организации высшего образования за 2010-2014 гг. составил -2,2%. Также автором установлено, что в среднем за календарный год за аналогичный период времени в РФ закрывалось десять частных организации высшего образования. Интересно, что по сравнению с 2013 годом, в 2014 году зафиксирован несущественный прирост числа частных организации высшего образования (табл. 1).

5. Сокращение числа государственных организации высшего образования в РФ.

Если в 2004 г. в РФ насчитывалось 662 государственных организации высшего образования, то в 2014 г. – 548 организации соответственно. Тенденция к уменьшению количества государственных организации высшего образования существенно усиливается с 2010 года (табл. 2).

Автором также проведен динамический анализ по данному показателю. В результате проведенного анализа, было установлено, что в среднем за 2010-2014 гг. за один календарный год в РФ сокращалось порядка 23 государственных организации высшего образования. Среднегодовой темп снижения показателя за рассматриваемый период времени составил -3,70%.

Таблица 2 – Результаты динамического анализа количества государственных организации высшего образования в РФ за 2004-2014 гг.

Год

Число государственных

организации высшего образования

Абсолютное отклонение

Темп прироста

2004

662

10

1,53%

2005

655

-7

-1,06%

2006

660

5

0,76%

2007

658

-2

-0,30%

2008

660

2

0,30%

2009

662

2

0,30%

2010

653

-9

-1,36%

2011

634

-19

-2,91%

2012

609

-25

-3,94%

2013

578

-31

-5,09%

2014

548

-30

-5,19%

Интересно, что количество организации высшего образования в 2014 г. практически сравнялось со значением зафиксированном в 1992 г. Тогда в России насчитывалось 535 таких организации [1].

6. Снижение численности обучающихся (студентов) в системе высшего образования России.

Начиная с 2008 г. наблюдается устойчивая тенденция к снижению числа студентов в РФ. Об этом свидетельствуют данные представленные на рис. 3.

Рис. 3 – Численность студентов в образовательных организациях

высшего образования (в тыс. чел.)4

Одна из причин снижения показателя, заключается в уменьшении численности молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет, проживающих в РФ (рис. 3). Эта тенденция берет свое начало с 2002 года.

Рис. 4 – Численность мужчин и женщин в возрасте от 15 до 19 лет в РФ (в млн. чел.)5

Данная ситуация обусловлена снижением рождаемости в 90-х гг. в РФ. По состоянию на 2014 г. в РФ зафиксировано наименьшее значение доли молодых людей от обшей численности населения за период 1992-2014 гг.

Рис. 5 – Доля населения в возрасте от 15 до19 лет от общей численности населения6

В перспективе ситуация должна переломиться. Об этом свидетельствуют данные представленные на рис. 6. Как видно по данному рисунку, начиная с 2000 г. число родившихся в РФ неуклонно увеличивается. Так в частности, если в 2000 г. в РФ родилось 1,3 млн. человек, то в 2014 г. – 1,9 млн. чел. соответственно.

Рис. 6 – Число родившихся в РФ (в млн. чел.)7

Также автором по данным «ФСГС» было установлено, что в РФ в 2013 г. впервые за более чем двадцатилетний период (1992-2012 г.) был зафиксирован естественный прирост населения [2].

7. Увеличение доли обучающихся по заочной форме обучения от общей численности обучающихся в РФ.

Как видно из табл. 3 наблюдается постепенное уменьшение доли студентов, обучающихся по заочной форме обучения. Автором установлено, что динамика показателя в целом является несущественной. За период 2010-2015 гг. доля студентов, обучающихся по заочной форме обучения уменьшилась на 3,6%. Доля студентов, обучающихся по очной форме обучения в целом не изменилась. Данные по экстернату согласно [4] с 2014/2015 учебного года не рассчитываются.

Таблица 3 – Распределение студентов по формам обучения в РФ8

Год / Форма обучения

Очная

Очно-заочная

Заочная

Экстернат

2005/06

49,7%

5,3%

42,9%

2,2%

2006/07

49,0%

5,1%

43,7%

2,2%

2007/08

47,9%

4,7%

45,1%

2,3%

2008/09

46,0%

4,6%

47,1%

2,3%

2009/10

44,2%

4,4%

49,1%

2,4%

2010/11

43,6%

4,3%

50,5%

1,6%

2011/12

43,9%

4,1%

50,7%

1,4%

2012/13

44,8%

3,8%

50,3%

1,2%

2013/14

46,4%

3,4%

49,3%

1,0%

2014/15

49,4%

3,0%

47,5%

2015/16

49,9%

3,1%

46,9%

8. Рост инвестиции в основной капитал по виду деятельности «образование».

Не смотря на увеличение в абсолютном выражении инвестиции в основной капитал (среднегодовой прирост за 2010-2013 гг. составляет 19,8 млрд. руб.), доля инвестиции в образование от всех видов деятельности за рассматриваемый период времени уменьшилась (табл. 4).

Таблица 4 – Данные о размере инвестициях в основной капитал (в млрд. руб.) по виду деятельности «образование» за 2010-2013 гг.9

Показатель / Год

2010

2011

2012

2013

Инвестиции в основной капитал

163,7

198,3

213,3

223,1

Доля от итога (в %)

1,8

1,8

1,7

1,7

9. Увеличение доли людей, имеющих высшее образование от общего числа занятых в экономике.

Проведенный автором структурный анализ (табл. 5) показывает, что в РФ наблюдается тенденция к постепенному увеличению доли людей, имеющих высшее образование от общего числа занятых в экономике.

Таблица 5 – Структурный анализ занятых в экономике по уровню образования в РФ10

Показатель / Год

2000

2005

2010

2011

2012

2013

Численность занятых в экономике (в тыс. чел.)

65070

68339

69934

70857

71545

71391

Число людей с высшим образованием (в тыс. чел.)

13891

16646

20381

21129

21740

22616

Доля людей, имеющих высшее образование от общего числа занятых

21,3%

24,4%

29,1%

29,8%

30,4%

31,7%

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Официальный сайт «ФСГС». Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991 – 2014 гг. (приложение к сборнику "Российский статистический ежегодник. 2015"). Таблица 6 : [сайт]. http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13_p/Main.htm (дата обращения 14.12.2016).

2. Официальный сайт «ФСГС». Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991 – 2014 гг. (приложение к сборнику "Российский статистический ежегодник. 2015"). Таблица 3 : [сайт]. http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13_p/Main.htm (дата обращения 14.12.2016).

3. Официальный сайт «ФСГС». Раздел «Образование» : [сайт].

http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/# (дата обращения 14.11.2016).

4. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

5. Официальный сайт «ФСГС». Сборник Финансы России - 2014 г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_51/Main.htm (дата обращения 14.11.2016).

6. Индикаторы образования: 2016: статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2016. – 320 с. https://www.hse.ru/data/2016/03/21/1128209800/Индикаторы%20образования%202016.pdf (дата обращения 14.11.2016).

Просмотров работы: 747