1. Сокращение числа организаций высшего образования в РФ за период 2008-2014 гг.
Начиная с 2008 года наблюдается постепенное сокращение организации высшего образования (рис. 1). Автором установлено, что в течение 2008-2014 гг. за один календарный год на территории Российской Федерации в среднем закрывалось порядка тридцати организации. Наибольше всего организации высшего образования в РФ было закрыто в 2013 году.
Рис. 1 – Число организаций высшего образования в РФ за 2004-2014 гг.1
В 2014 г. зафиксировано наименьшее число организации высшего образования за 2008-2014 гг. Тем не менее, это значение существенно превосходит данные за 1992 г. Тогда в РФ насчитывалось 535 образовательных организаций высшего образования [1].
2. Увеличение доли частных организации высшего образования от общего числа организации высшего образования в РФ.
В 90-х гг. прошлого столетия в России начинают появляться частные организации высшего образования. Как показал анализ статистических показателей доля таких организации от общего числа организации высшего образования в РФ постоянно растет. Об этом свидетельствуют данные представленные на рис. 2.
Так в частности, если в 1994 г. в РФ удельный вес частных организации высшего образования от общего числа организации составлял 22%, в 2004 г. – 38%, то в 2014 г. значение данного показателя составило уже 42% соответственно.
Рис. 2 – Удельный вес частных и государственных организации
высшего образования от общего числа в РФ2
3. Сокращение доли государственных организации высшего образования от общего числа организации высшего образования в РФ.
Об этом свидетельствуют данные, также представленные на рис. 2. Как видно, в 1994 г. доля государственных организации высшего образования от общего числа организации высшего образования составляла 78%. В 2004 г. это значение уже составляло 62%, а в 2014 г. – 58% соответственно.
4. Сокращение числа частных организации высшего образования.
В абсолютном выражении, число частных организации высшего образования на территории Российской Федерации за последние пять лет стабильно уменьшается. Об этом свидетельствуют данные представленные в табл. 1.
Таблица 1 – Результаты динамического анализа количества частных организации
высшего образования в РФ за 2004-2014 гг.3
| Год | Число частных организации высшего образования | Абсолютное отклонение | Темп прироста | 
| 2004 | 409 | 17 | 4,34% | 
| 2005 | 413 | 4 | 0,98% | 
| 2006 | 430 | 17 | 4,12% | 
| 2007 | 450 | 20 | 4,65% | 
| 2008 | 474 | 24 | 5,33% | 
| 2009 | 452 | -22 | -4,64% | 
| 2010 | 462 | 10 | 2,21% | 
| 2011 | 446 | -16 | -3,46% | 
| 2012 | 437 | -9 | -2,02% | 
| 2013 | 391 | -46 | -10,53% | 
| 2014 | 402 | 11 | 2,81% | 
В табл. 1 также представлены результаты динамического анализа, который проведен автором по данным «ФСГС» [1]. В результате этого было установлено, что среднегодовой темп снижения числа частных организации высшего образования за 2010-2014 гг. составил -2,2%. Также автором установлено, что в среднем за календарный год за аналогичный период времени в РФ закрывалось десять частных организации высшего образования. Интересно, что по сравнению с 2013 годом, в 2014 году зафиксирован несущественный прирост числа частных организации высшего образования (табл. 1).
5. Сокращение числа государственных организации высшего образования в РФ.
Если в 2004 г. в РФ насчитывалось 662 государственных организации высшего образования, то в 2014 г. – 548 организации соответственно. Тенденция к уменьшению количества государственных организации высшего образования существенно усиливается с 2010 года (табл. 2).
Автором также проведен динамический анализ по данному показателю. В результате проведенного анализа, было установлено, что в среднем за 2010-2014 гг. за один календарный год в РФ сокращалось порядка 23 государственных организации высшего образования. Среднегодовой темп снижения показателя за рассматриваемый период времени составил -3,70%.
Таблица 2 – Результаты динамического анализа количества государственных организации высшего образования в РФ за 2004-2014 гг.
| Год | Число государственных организации высшего образования | Абсолютное отклонение | Темп прироста | 
| 2004 | 662 | 10 | 1,53% | 
| 2005 | 655 | -7 | -1,06% | 
| 2006 | 660 | 5 | 0,76% | 
| 2007 | 658 | -2 | -0,30% | 
| 2008 | 660 | 2 | 0,30% | 
| 2009 | 662 | 2 | 0,30% | 
| 2010 | 653 | -9 | -1,36% | 
| 2011 | 634 | -19 | -2,91% | 
| 2012 | 609 | -25 | -3,94% | 
| 2013 | 578 | -31 | -5,09% | 
| 2014 | 548 | -30 | -5,19% | 
Интересно, что количество организации высшего образования в 2014 г. практически сравнялось со значением зафиксированном в 1992 г. Тогда в России насчитывалось 535 таких организации [1].
6. Снижение численности обучающихся (студентов) в системе высшего образования России.
Начиная с 2008 г. наблюдается устойчивая тенденция к снижению числа студентов в РФ. Об этом свидетельствуют данные представленные на рис. 3.
Рис. 3 – Численность студентов в образовательных организациях
высшего образования (в тыс. чел.)4
Одна из причин снижения показателя, заключается в уменьшении численности молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет, проживающих в РФ (рис. 3). Эта тенденция берет свое начало с 2002 года.
Рис. 4 – Численность мужчин и женщин в возрасте от 15 до 19 лет в РФ (в млн. чел.)5
Данная ситуация обусловлена снижением рождаемости в 90-х гг. в РФ. По состоянию на 2014 г. в РФ зафиксировано наименьшее значение доли молодых людей от обшей численности населения за период 1992-2014 гг.
Рис. 5 – Доля населения в возрасте от 15 до19 лет от общей численности населения6
В перспективе ситуация должна переломиться. Об этом свидетельствуют данные представленные на рис. 6. Как видно по данному рисунку, начиная с 2000 г. число родившихся в РФ неуклонно увеличивается. Так в частности, если в 2000 г. в РФ родилось 1,3 млн. человек, то в 2014 г. – 1,9 млн. чел. соответственно.
Рис. 6 – Число родившихся в РФ (в млн. чел.)7
Также автором по данным «ФСГС» было установлено, что в РФ в 2013 г. впервые за более чем двадцатилетний период (1992-2012 г.) был зафиксирован естественный прирост населения [2].
7. Увеличение доли обучающихся по заочной форме обучения от общей численности обучающихся в РФ.
Как видно из табл. 3 наблюдается постепенное уменьшение доли студентов, обучающихся по заочной форме обучения. Автором установлено, что динамика показателя в целом является несущественной. За период 2010-2015 гг. доля студентов, обучающихся по заочной форме обучения уменьшилась на 3,6%. Доля студентов, обучающихся по очной форме обучения в целом не изменилась. Данные по экстернату согласно [4] с 2014/2015 учебного года не рассчитываются.
Таблица 3 – Распределение студентов по формам обучения в РФ8
| Год / Форма обучения | Очная | Очно-заочная | Заочная | Экстернат | 
| 2005/06 | 49,7% | 5,3% | 42,9% | 2,2% | 
| 2006/07 | 49,0% | 5,1% | 43,7% | 2,2% | 
| 2007/08 | 47,9% | 4,7% | 45,1% | 2,3% | 
| 2008/09 | 46,0% | 4,6% | 47,1% | 2,3% | 
| 2009/10 | 44,2% | 4,4% | 49,1% | 2,4% | 
| 2010/11 | 43,6% | 4,3% | 50,5% | 1,6% | 
| 2011/12 | 43,9% | 4,1% | 50,7% | 1,4% | 
| 2012/13 | 44,8% | 3,8% | 50,3% | 1,2% | 
| 2013/14 | 46,4% | 3,4% | 49,3% | 1,0% | 
| 2014/15 | 49,4% | 3,0% | 47,5% | – | 
| 2015/16 | 49,9% | 3,1% | 46,9% | – | 
8. Рост инвестиции в основной капитал по виду деятельности «образование».
Не смотря на увеличение в абсолютном выражении инвестиции в основной капитал (среднегодовой прирост за 2010-2013 гг. составляет 19,8 млрд. руб.), доля инвестиции в образование от всех видов деятельности за рассматриваемый период времени уменьшилась (табл. 4).
Таблица 4 – Данные о размере инвестициях в основной капитал (в млрд. руб.) по виду деятельности «образование» за 2010-2013 гг.9
| Показатель / Год | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 
| Инвестиции в основной капитал | 163,7 | 198,3 | 213,3 | 223,1 | 
| Доля от итога (в %) | 1,8 | 1,8 | 1,7 | 1,7 | 
9. Увеличение доли людей, имеющих высшее образование от общего числа занятых в экономике.
Проведенный автором структурный анализ (табл. 5) показывает, что в РФ наблюдается тенденция к постепенному увеличению доли людей, имеющих высшее образование от общего числа занятых в экономике.
Таблица 5 – Структурный анализ занятых в экономике по уровню образования в РФ10
| Показатель / Год | 2000 | 2005 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 
| Численность занятых в экономике (в тыс. чел.) | 65070 | 68339 | 69934 | 70857 | 71545 | 71391 | 
| Число людей с высшим образованием (в тыс. чел.) | 13891 | 16646 | 20381 | 21129 | 21740 | 22616 | 
| Доля людей, имеющих высшее образование от общего числа занятых | 21,3% | 24,4% | 29,1% | 29,8% | 30,4% | 31,7% | 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Официальный сайт «ФСГС». Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991 – 2014 гг. (приложение к сборнику "Российский статистический ежегодник. 2015"). Таблица 6 : [сайт]. http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13_p/Main.htm (дата обращения 14.12.2016).
2. Официальный сайт «ФСГС». Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991 – 2014 гг. (приложение к сборнику "Российский статистический ежегодник. 2015"). Таблица 3 : [сайт]. http://www.gks.ru/bgd/regl/b15_13_p/Main.htm (дата обращения 14.12.2016).
3. Официальный сайт «ФСГС». Раздел «Образование» : [сайт].
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/education/# (дата обращения 14.11.2016).
4. ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
5. Официальный сайт «ФСГС». Сборник Финансы России - 2014 г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b14_51/Main.htm (дата обращения 14.11.2016).
6. Индикаторы образования: 2016: статистический сборник / Л.М. Гохберг, И.Ю. Забатурина, Н.В. Ковалева и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2016. – 320 с. https://www.hse.ru/data/2016/03/21/1128209800/Индикаторы%20образования%202016.pdf (дата обращения 14.11.2016).