В современной практике РФ одним из важных источником формирования государственного бюджета являются налоговые поступления. Как и государственный бюджет, налоговые поступления следует планировать и прогнозировать.
Налоговое планирование совокупность форм и методов определения экономически обоснованных (оптимальных) налоговых параметров и решений соответствующих государственных органов управления, направленных на реализацию функций налогов и обеспечение максимально возможного объема налоговых поступлений в бюджетную систему в рамках заданных параметров налогового потенциала. Налоговое прогнозирование выступает базой налогового планирования. Основная задача налогового прогнозирования – определение на заданный временной период экономически обоснованного размера поступлений налогов в соответствующий бюджет (2).
В связи с введением иностранных санкций против Российской Федерации для «подрывания» ее экономической стабильности, планирование и прогнозирование налоговых поступлений играют важную роль при формировании государственного бюджета.
В данной работе мы рассмотрим планирование и прогнозирование такого налога, как налог на добычу полезных ископаемых. Данный налог регламентируется главой 26 Налогового кодекса Российской Федерации и является федеральным налогом.
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и ИП, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации(3).
Объектами налогообложения являются:
полезные ископаемые, добытые из недр на территории РФ;
полезные ископаемые, извлеченные из отходов (потерь) добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию;
полезные ископаемые, добытые за пределами территории РФ
В целях налогообложения добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае их отсутствия - стандарту организации.
Налоговой базой является:
1) количество добытых полезных ископаемых – при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), а также угля;
2) стоимость добытых полезных ископаемых – при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья. (4).
Ниже приведена таблица, в которой показана состав и структура налоговых поступлений налога и сборов за пользование природными ресурсами в консолидированный бюджет РФ за 2011- 2015 года.
Таблица 1 Состав налоговых поступлений НДПИ в консолидированный бюджет РФ
Показатель |
Год |
|||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
налог на добычу полезных ископаемых |
1406,3 |
2042,5 |
2459,4 |
2575,8 |
2904,2 |
3226,8 |
в том числе: |
||||||
Нефть |
1266,8 |
1845,8 |
2132,6 |
2190,2 |
2463,6 |
2703,5 |
газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья |
85,1 |
136,3 |
257,4 |
311,7 |
357,2 |
346,5 |
газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья |
9,4 |
6,4 |
9,8 |
12,6 |
16,0 |
80,5 |
*-Данные взяты из форм статистической налоговой отчетности.
Из данной таблицы видно, что в основном данный налог уплачивают за нефть, в малых суммах за природный газ, и совсем незначительных за газовый конденсат. Также можно рассмотреть, как из года в год сумма налоговых поступлений стремительно растет, что связано с развитием добывающей промышленности. В 2015 году уплаченная сумма налога на добычу полезных ископаемых выросла более чем в 2 раза, с 1406,3 тыс. руб. до 3226,8 тыс. руб.
Далее рассмотрим, какой удельный вес составляет НДПИ в отношении всего поступивших в консолидированный бюджет РФ денег.
Таблица 2 Структура налоговых поступлений НДПИ в консолидированный бюджет РФ
Показатель |
Удельный вес, % |
|||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|
налог на добычу полезных ископаемых |
18,4 |
21,0 |
22,5 |
22,8 |
23,0 |
23,5 |
в том числе: |
||||||
нефть |
16,5 |
19,0 |
19,5 |
19,3 |
19,5 |
19,7 |
газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья |
1,1 |
1,4 |
2,3 |
2,8 |
2,8 |
2,5 |
газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
*-Данные взяты из форм статистической налоговой отчетности.
По данным из таблицы 2 можно сделать вывод, что налоговые поступления в бюджет от НДПИ составляют значительную часть. Начиная с 2010 года, налог на добычу полезных ископаемых имеет положительную тенденцию и с каждым годом его доля в формировании консолидированного бюджета РФ растет.
Итак приступим к самому прогнозированию и планированию. Для рационального построения прогнозов поступления налогов в бюджет РФ необходимо использовать статистическое изучение динамики. Для этого определи тренд. Одним из широко применяемых методов выявления и описания основной тенденции (тренда) динамического ряда является метод аналитического выравнивания. На основе данного метода мы будем выявлять тенденцию налоговых доходов бюджета по НДПИ и валового внутреннего продукта.
Расчет налоговых доходов по статье налога на добычу полезных ископаемых лучше всего проводить по уравнению параболы: =1763,25+210,91t+19,13t2 и учетом ошибки равной 64,3 млн. руб.
Таблица 3 Прогноз налоговых поступлений по налогу на добычу полезных ископаемых
Годы |
t |
=1763,25+210,91t+19,13t2 |
Доверительный интервал |
|
Верхняя граница |
Нижняя граница |
|||
2016 |
6 |
3717,4 |
3781,7 |
3653,1 |
2017 |
7 |
4177,0 |
4241,3 |
4112,7 |
2018 |
8 |
4674,9 |
4739,1 |
4610,6 |
2019 |
9 |
5211,0 |
5275,3 |
5146,7 |
2020 |
10 |
5785,4 |
5849,6 |
5721,1 |
Прогноз свидетельствует о том, что величина налоговых доходов по налогу на добычу полезных ископаемых за период с 2016 по 2020 гг. увеличится с 3717,4 до 5785,4 млн. руб. Оптимистический прогноз говорит о том, что данная величина возрастет с 3781,7 до 5849,6 млн. руб., а пессимистический – с 3653,1 до 5721,1 млн. руб.
По построенному тренду ожидается что налоговые доходы в государственный бюджет от добычи полезных ископаемых за последующие 5 лет вырастит почти в 2 раза. С одной стороны это хорошо, потому что означает развитие и рост производительности в добывающей промышленности, и повышение экономической активности в данной сфере. Но с другой стороны, такое возрастание в добыче полезных ископаемых может плохо сказаться на окружающей среде из-за истощения земли и ее дальнейшей эрозии, а также производственных отходов, которые выбрасывают в атмосферу и гидросферу при переработке полезных ископаемых.
Список использованных источников:
1) Бюджетный кодекс Российской Федерации: от 31.07.1998 №145-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой РФ 17.07.1998г. (ред. от 15.02.2016). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
2) Барулин С.В. Налоговый менеджмент [Текст]: учебное пособие/ С.В. Барулин, Е.А. Ермакова, В.В. Степаненко.– М.:Дашков и Ко, 2012.–.260с.
3)Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): от 05.08.2000 №117-ФЗ [Электронный ресурс]: принят Гос. Думой 19 июля 2000 года: (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. В силу с 15.03.2016). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».
4) Ефимова М.Р. Общая теория статистики [Текст]: Учебник / М.Р. Ефимова, Е.В. Петрова, В.Н. Румяцев. – Москва: ИНФРА-М, 2013.- 416 с.
5) Сайт федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/ndpi/