Моделью называют любой мысленный, знаковый или материальный образ оригинала: отображение объектов и явлений в виде описаний теорий, схем, чертежей, графиков. То есть модель – это представитель, заместитель оригинала, используемый в процессе познания или в практической деятельности [5].
Знаково – символическое моделирование представляет собой запись каких – то особенностей, закономерностей оригинала с помощью знаков какого – либо искусственного языка [4].
Знаково – символическое моделирование отнесено в Стандарте к метапредметным умениям, формируемым и используемым не только в «Окружающем мире», но и при изучении других дисциплин.
Так же, согласно ФГОС НОО, одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования является овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям [10].
О моделировании упоминается и в примерной основной образовательной программе начального общего образования. При обучении «учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов.» [6].
По предметной области «Окружающий мир» оно выступает в качестве метапредметных результатов, таких как: моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора [6].
Действия с предметным содержанием (или предметные действия) —важная составляющая предметных результатов. В основе многих предметных действий лежат те же универсальные учебные действия, которые направлены на: использование знаково-символических средств; моделирование; сравнение, группировка и классификация объектов; действия анализа, синтеза и обобщения; установление связей (в том числе причинно-следственных) и аналогий; поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т. д.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование действий замещения и моделирования (использование готовых моделей для объяснения явлений или выявления свойств объектов и создания моделей) [6].
Развитие умений младших школьников проводится с учетом использования вербальных, знаково-символических, наглядных средств и приспособлений для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем, алгоритмов и эвристических средств решения учебных и практических задач, а также особенностей математического, технического моделирования.
Овладение учащимися знаково-символическим моделированием на ступени начальной школы становится действенным инструментом развития у них функциональной грамотности на последующих уровнях образованности.
В работах педагогов и психологов, таких как Г. А. Глотова [1], М. И. Макаров [3], Н. Г. Салмина [7], Е. Е. Сапогова [8], утверждается, что школьники испытывают значительные трудности при работе с информацией, представленной в определенной форме – в виде знаков искусственного языка: не воспринимают формул, не умеют читать графики, не видят закономерностей, отраженных в таблицах, не умеют раскрывать внутренний смысл знаков. Проанализировав причины этих трудностей, исследователи приходят к выводу, что причиной такого явления – недостаточная сформированность у учащихся знаково-символической деятельности/
А. С Турчин выделяет следующие основные функции знаково-символических средств в деятельности:
коммуникативную (передача информации от одного человека к другому);
познавательную (отражение реальности с выделением новых ее признаков);
замещающую (функциональное замещение объекта знаковым средством).
На микроуровне эти функции могут проявляться как индикативная (указательная — «вот он»); регуляторная (самоорганизация поведения); эстетическая и оценочная. Однако, очевидно, что это «функциональное деление» до известной степени условно — так, познавательные процессы предполагают и замещение объекта, в коммуникации происходит и дополнительное познание партнера по общению и т. д. [9].
Соответственно этим функциям в работах Н. Г. Салминой [7] выделены следующие виды знаково-символической деятельности: замещение, кодирование (декодирование), схематизация и моделирование. Эти виды деятельности являются ключевыми при проведении урока. Таким образом, использование знаково-символических систем на уроках значительно облегчая усвоение учебного материала.
Учебный процесс с использованием в обучении знаково – символической системы складывается из трех последовательных этапов (Табл. 1) [11].
Таблица 1
Система организации учебного процесса по Н. А. Фроловой
Этапы организации |
Составляющие элементы воспитания мотивации учебной деятельности |
Цели применения приемов |
Вводно-мотивационный |
Вызывание, возбуждение исходной мотивации |
Привлечение внимания к учебному материалу |
Формулировка и принятие учебной задачи |
Стимулирование учащихся на постановку определенных целей |
|
Операционно-познавательный |
Самоконтроль и самооценка возможности предстоящей деятельности |
Выработка и обсуждение плана предстоящей деятельности |
Подкрепление. Усиление возникшей мотивации |
Сообщение информации о предмете знания |
|
Контрольно-оценочный |
Создание положительной мотивационной перспективы |
Стимулирование положительной самооценки у учащихся |
Создание положительной мотивационной перспективы последующей деятельности |
Как показывает практика, знаково-символическое развитие, требует создания особых условий. Обучение детей по специальным программам приводит к развитию разных видов знаково-символической деятельности, а это, в свою очередь, способствует более эффективному усвоению знаний.
Список используемой литературы:
Глотова, Г.А. Человек и знак: Семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека [Текст]/ Г.А. Глотова. – Свердловск : Изд-во Урал. Ун-та, 1990. - 256 с.
Гусинский, Е.Н. Введение в философию образования [Текст] / Е.Н.Гусинский, Ю.И. Турчанинова. – М. : Логос, 2003. - 48 с.
Макаров, М.И. Формирование знаково-символической деятельности будущих учителей-словесников в процессе изучения научно-педагогических понятий [Текст] / Дис. канд. пед. наук. Барнаул, 1998. — 186 с.
Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС [Текст] / А.В.Миронов. – Изд. 2-е. – Волгоград : Учитель, 2015. – 36 с.
Миронов А.В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе: учебное пособие / А.В. Миронов. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 142 с.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2011.- 10 с., 60 с.
Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении [Текст] / Н.Г. Салмина. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1988. -288 с.
Сапогова Е.Е. Моделирование как этап знаково-символической деятельности дошкольника / Е.Е. Сапогова [Текст] // Вопросы психологии. 1995. - № 5-6. - С. 26-31.
Турчин, А. С. Особенности развития знаково-символической деятельности в онтогенезе/ А.С. Турчин [Текст] // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Серия «Психологические науки. Акмеология образования». 2006. — № 4. — 66 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2011.-157 с.
Фролова, Н. А. Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности/ Н.А. Фролова [Текст] // Начальная школа. 2006. — № 2. — 50 с.