ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Нарикбаев Н.Р. 1
1ФГБОУ ВО «БГПУ им. М. Акмуллы»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современная социокультурная реальность, ее противоречивые тенденции и вызовы, обращенные к личности, образовали множество идей, инноваций, практик. Сфера образования стала полем возрастающей конкуренции и индивидуализации активности. В этих условиях главным конкурентным преимуществом становится качество [2].

Проблемы оценки качества образования нашли свое отражение в важнейших нормативных правовых актах, определяющих образовательную политику Российской Федерации: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г.», «Концепция развития российского образования на 2016-2020 годы» в соответствии с которыми в государственный сектор образования должны войти укомплектованные квалифицированными кадрами образовательных организаций, способные обеспечить построение экономики России, основанной на знаниях. Сходные приоритеты обозначены в выступлениях Президента России, руководителей Министерства образования и науки России, Федеральной службы по надзору в сфере образования, а также ведущих ученых и педагогов, где с нарастающей интенсивностью звучит проблема повышения качества отечественного образования. Понятие «качество образования» из сферы обсуждения переместилось в область государственной политики в сфере образования.

В последние десятилетие система общего образования в связи с его реформированием, принятием Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», введением федеральных государственных образовательных стандартов столкнулась с проблемой оценки качества образования как эффективного механизма его обеспечения и реализации норм законодательства об образовании.Исследование материалов судебной практики, итогов прокурорских проверок, результатов предписаний органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере образования, а так же печатных изданий свидетельствует о повышении роста правонарушений в сфере общего образования, в том числе и в отрасли оценивания качества образования.

Сегодня работодатели, принимающие молодых квалифицированных работников, освоивших успешно профессиональные образовательные программы сталкиваются с вопиющей безграмотностью своих работников, отсутствием стандартного набора знаний который работник должен был обладать, получая общее образование, поэтому, многие работодатели стремятся либо оставлять на рабочем месте работников с пенсионным возрастом, либо тщательно подходить к вопросу подбора персонала, с учетом оценивания уровня общего образования у претендентов. Во многом, такие негативные тенденции нашли свое отражение в связи с реализацией школами общеобразовательных программ с нарушениями законодательства, в том числе несоответствия результатов обучения установленных рабочими программами федеральному государственному образовательному стандарту, а так же нарушения ведения процедур промежуточной аттестации, неоднозначным ведением внутренней системы оценки качества образования, которое осуществляется самими педагогами.

В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям образовательной организации относится: проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования, ФЗ-273 дает легальное определение понятию «качество образования» - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы[1].

Внутренняя система оценки качества общего образования должна производиться для достижения качества образования, которое обязано соответствовать ожиданиям и потребностям потребителей образовательных программ на основании приведения всех образовательных условий в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

Федеральный государственный стандарт начального, основного, среднего общего общего образования определяет требования к образовательному процессу, через реализацию общеобразовательных программ. Данные требования возможно представить в виде 3 объектов оценки качества общего образования: 1.Качество результатов освоения основной общеобразовательной программы. 2. Качество реализации общеобразовательной программы. 3. Качество условий реализации общеобразовательной программы. В структуре модели внутришкольной системы оценки качества образования должны быть отражены следующие компоненты: образовательные результаты ФГОС (личностные, метапредметные, предметные), условия, определенные в стандартах, а также образовательный процесс, то есть качество реализации основной образовательной программы. Данная модель отражает целостность структуры трех составляющих, где системообразующим фактором является качество результата образовательного процесса (или уровень образовательных достижений обучающихся). Результат образовательного процесса определяется качеством самого процесса и качеством условий, необходимых для его реализации.

Основным средством внутренней системы оценки качества образования является оценивание предметных результатов обучения. Оно включает в себя входной, промежуточные и итоговые формы контроля. По итогам внутришкольного контроля любая общеобразовательная организация должна выявлять у обучающихся объективный уровень знаний, принимать управленческие решения и выстраивать методические рекомендации для повышения уровня предметных результатов обучения, путем изменения учебной программы, учебно-методического комплекса, повышения профессиональных компетенций педагогического работника, реализации дополнительных образовательных программ. На практике, педагоги и руководители образовательных организаций к итогам таких форм аттестации относятся лояльно, зачастую такие формы контроля проводятся не объективно, не соответствуют требованиям к результатам обучения, в оценке знаний отсутствует системность, не используются эффективные измерители качества знаний, сами измерители (контрольные и проверочные задания) не соотносятся никак с контрольно-измерительными материалами единого государственного экзамена, выводы и итоги не подводятся на должном уровне.

Самым стабильным элементом внутренней системы оценки качества стал и остается единый государственный экзамен (ЕГЭ), однако, даже результаты ЕГЭ и его аналитические отчеты не всегда используются руководителями образовательных организаций для принятия управленческих решений и совершенствования образовательного процесса.

В итоге такая оценка качества знаний приводит к разрыву, потери объективности в системе внутренней оценки качества образования, а в дальнейшем ведет к понижению уровня качества знаний у учащихся.

В целом можно констатировать, что эффективность образовательной деятельности во многом зависит от совершенства тех процедур и механизмов, которые являются атрибутами любой системы оценки качества образования: информационно-методическое обеспечение образовательной деятельности, ее нормативное регулирование; рефлексивные методы контроля качества, изучение образовательных потребностей, маркетинговые исследования; управление ресурсами [4].

В целях улучшения системы оценивания результатов освоения общеобразовательных программ обучающимися необходимо пересмотреть подходы по осуществлению проверки знаний. Для выявления объективных знаний, повышения результатов качества знаний целесообразно на государственном уровне, на постоянной основе ввести мониторинговые исследования, направленные на внешнюю оценку учебных достижения. Такие исследования можно проводить, используя положительный опыт внедрения такого инструмента измерения качества образования как в республике Казахстан, где с 2005 по 2011 год проводился промежуточный государственный контроль (ПГК) на уровне среднего образования. Объектами оценки промежуточного государственного контроля были предметные знания учащихся 4-х и 9-х классов. Образовательные достижения учащегося по результатам сдачи ПГК оценивались отметкой «освоил», если он набирал 30% правильных ответов от общего числа тестовых заданий. Организации среднего образования, в которых более 7 % обучающихся не преодолевали по результатам ПГК пороговый уровень, подлежали внеочередной государственной аттестации. Перечень школ для проведения ПГК определялся министерством образования Республики Казахстан, причем с каждым годом охват школ был все большим.

С 2012 года в Республике Казахстан вместо промежуточного государственного контроля начала внедряться форма внешней оценки учебных достижений (ВОУД). Задачами ВОУД являются: 1) осуществление мониторинга учебных достижений обучающихся; 2) оценка эффективности учебного процесса; 3) проведение сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых организациями образования [4]. Участниками ВОУД являются учащиеся 9-х классов. Выборка организаций образования составляет 10-20% школ Казахстана. По итогам Внешней оценки учебных достижений с целью ознакомления общественности с состоянием дел в среднем образовании методическими центрами Казахстана издаются аналитические отчеты и статьи, органами управления образования принимаются управленческие решения. Данные системы показали свои положительные результаты, сегодня система образования Казахстана успешно развивается и активно интегрируется.

Начиная с 1988 года, Россия активно участвует во всех международных исследованиях качества общего образования, проводимых Международной ассоциацией по оценке образовательных достижений. По данным исследования PIRLS в 2006 году российские школьники 4-х классов (выпускники начальной школы) показали хорошие результаты среди своих сверстников из 40 стран мира по умению читать и понимать тексты. Учащиеся из России не имеют существенных различий в уровне освоения общеобразовательных программ в сравнении со своими сверстниками в большинстве развитых стран мира. Исключение составляет лидирующая в мире группа стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Сингапур). Вместе с тем уже в этих исследованиях было выявлено, что при наличии достаточно высокого уровня овладения предметными знаниями и умениями российские школьники испытывают затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме[3].

В России успешно ведется мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации высшего образования, по результатам которого образовательные организации высшего образования могут подвергаться внеплановой проверки. Такой мониторинг уже дал свои положительные результаты, удалось повысить качество предоставления образовательных услуг, многие неэффективные вузы закрыты или реорганизованы. Возможно, стоило бы, с учетом специфики общедоступности и обязательности общего образования органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования внедрить данный положительный опыт в уровень общего образования.

Объективная система оценки качества образования должна служить ориентиром для определения целей и задач обучения, улучшения образовательных условий для реализации образовательных программ, основой для решения задач стоящим перед педагогическим коллективом.

Качество услуг в системе российского образования должно соответствовать лучшим образцам мировой практики. Только проанализировав объективно на основании независимых мониторинговых исследований состояние дел в системе общего образования можно выявить конкретные проблемы внутреннего оценивания качества знаний и предложить модели ответов для их решения.

Список литературы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации"// СЗ РФ.-31.12.2012-N 53 (часть I).-ст.7598; 04.07.2016.-N 24.-ст.4245;

2.Чечева Н. А. Качество образования: парадигмальный подход // Среднее профессиональное образование. -2008. -№7.-С.247-250;

3.Болотов Виктор Александрович, Вальдман Игорь Александрович, Ковалёва Галина Сергеевна, Пинская Марина Александровна Российская система оценки качества образования: главные уроки // Качество образования в Евразии. 2013. №1- С.85-91;

4.Шарошкина, М.К. Формирование модели муниципальной системы оценки качества образования [Текст] /М.К.Шарошкина // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки.- 2011. -№3.-С.121-130.

5.Абдиев, К.С. Национальная система оценки качества образования Республики Казахстан: описание инфраструктуры и проводимых оценочных мероприятий [Текст] / К.С. Абдиев //Качество образования в Евразии.-2014.-№2.-С.59-69.

Просмотров работы: 931