В современных условиях возрастает роль исторического и обществоведческого образования, так как нельзя представить по-настоящему образованного, культурного человека, патриота и гражданина своей страны, без знаний основ истории и обществознания. В то же время преподавание права и обществознания не может находиться в стороне от глобального явления, а именно информатизации общества, т.е. создания единого информационного пространства. В данный момент, в педагогической среде преподаватель обществознания должен реализовывать компетентностный подход, т.к это основное требование федеральных государственных образовательных стандартов.
Изучение обществознания призвано создавать условия для того, чтобы ее выпускники были готовы исполнять знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, а также умели работать с информацией, источниками, документами, материалами СМИ.[2] Анализируя, учебный предмет история, следует отметить, что она богата большим количеством дат, фактов, персоналий и понятий. Однако не стоит забывать, что в современном мире постепенно отпадает необходимость перегружать память обучающихся, потому что имеются различные источники для хранилища информации (компьютерные базы данных, Интернет), и важно научить школьников пользоваться ими. Что касается «Обществознания», тут ситуация практически аналогичная. Взяв во внимание подготовку учащихся к ЕГЭ по обществознанию, невозможно не обращаться к материалам СМИ, так как целый ряд заданий требует аргументации из общественной жизни. Сегодня перед учителем, важной целью становится задача соотнесения данных, которые приводятся в учебнике с фактами и событиями действительности.
От умения учителя отбирать источники, документы, определять место их включения в урок, организовывать усвоение текста через применение наиболее эффективных методических приемов во многом зависит достижение педагогических целей урока. При отборе текстов следует учитывать, что они могут расширять, конкретизировать, актуализировать знания, но не перегружать их.
Тексты должны служить основой для познания явлений прошлого и современности, быть органически связаны с программным материалом, быть доступными по содержанию и объему, содержать дополнительную информацию, способствовать развитию приемов учебной работы и познавательных способностей выпускников.
СМИ в наше время играет большую роль в формировании общественного мнения. Конечно, необходимо делать скидку на субъективность освещения событий, но в этом есть и свои положительные стороны: ученик, работая, с такими источниками учится критически мыслить и помогает сформировать свою точку зрения.
Итак, отметим, зачем нужно включать материалы СМИ в изучение обществознания и права?
1. Материалы СМИ необходимы для актуализации изучаемого на уроке материала, иллюстрируют теоретические положения курса
2. Работа учащихся с данным источником информации делает их более компетентными в вопросах современного развития общества, что необходимо при формировании гражданских ценностей в рамках правового демократического государства
3. Привлечение материалов СМИ создают дополнительную мотивацию к изучению курса
4. Использование материалов СМИ диктуется и Единым государственным экзаменом по обществознанию, так как многие задания требуют иллюстрации учениками примерами тех или иных положений, аргументов и т.п. с опорой на личный опыт учащихся и факты общественной жизни. [3]
Использование материалов СМИ, находит применение в воспитании гражданственности, социальной ответственности, а так же при формировании различных знаний и умений в решении типичных задач в области социальных, духовных, политических и экономических отношений.
На наш взгляд, использование СМИ позволяет формировать и развивать умения и навыки обучающихся, а так же помогает учителю в организации обучения учащихся. Применение источников улучшает процесс организации учебной деятельности; индивидуализирует процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, используя удобные способы восприятия информации, что вызывает у учащихся положительные эмоции и формирует положительные учебные мотивы. [4]
Учитывая приемы работы с текстами СМИ, можно определить основные способы работы с материалами:
Для учителя- включение данных из газет в изложение нового материала; пересказ или прочтение отдельных газетных публикаций; анализ газетной информации и ее комментирование; использование материалов периодической печати для подготовки познавательных, проблемных заданий; разработка памяток для комментирования событий внутренней и международной жизни;
Для учащихся- чтение и комментирование газетных материалов по указанию учителя; коллективный анализ и подготовка ответов на вопросы учителя; выполнение самостоятельных заданий по подбору газетных материалов к определенной теме и определение места их включения в урок; подготовка небольших сообщений на основе собранных материалов, планов, таблиц, схем, диаграмм. [5]
Как же могут данные источники применяться на уроке? Во-первых, на одном уроке в неделю можно выделить 5 – 10 минут для информационных сообщений учащихся о событиях в контексте изучаемой темы. Например, на уроках права во время изучения темы «Права человека», целесообразно дать задание учащимся найти в СМИ примеры нарушений прав в нашей стране и определить, какое конституционное право было нарушено с указанием статьи Конституции. Также можно дать задание найти дополнительную информацию по данной теме. Следующим способом вовлечения обучающихся в «информационное пространство СМИ», является аргументация высказанной точки зрения и приведение собственных примеров из общественно-политической и социально- экономической жизни современного общества при написании заданий ЕГЭ типа №, 33,34,36 (написание эссе). Таким образом, можно заметить, что широкое использование учащимися информационных материалов СМИ на уроках обществознания позволяет формировать и развивать самые разнообразные умения и навыки необходимые школьникам.
Во-вторых, материалы СМИ правовой направленности могут во многом повысить степень восприятия учащимися отвлеченных норм права. При использовании в преподавании средств массовой информации особое внимание следует обратить на такие издания как «Российская газета», «Парламентская газета», «Аргументы и факты», «Юрист спешит на помощь», «Юридический вестник», «Человек и закон», в которых публикуется большое количество материалов, связанных с изложением и подробным комментированием новейших изменений в современном законодательстве. В «Российской газете» и «Парламентской газете» публикуется буквально все основные законы, принятые Государственной Думой, Постановления и другие нормативные акты Правительства РФ. В Интернете на правовом сайте Российской газеты выложено более 22 000 юридических документов. Умелая работа с ними и систематизация позволяет учителю обществознания быть в курсе самых последних юридических новинок.
Подводя итог, нам хотелось бы отметить, что работа с источниками позволяет развивать и формировать метапредметные умения учащихся. А именно: выделение главного, конкретизация обобщенной идеи, анализ, сравнение и сопоставление общественных явлений, выявление взаимосвязи различных подходов в оценке, оперирование полученными знаниями при рассмотрении конкретных фактов и явлений прошлого из социальной действительности, составление различных таблиц, схем, логических цепочек и прочего.
Список литературы:
1)Иванова, Л.Ф. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова; Под ред. Л.Н. Боголюбов. - М.: Дрофа, 2008. - 606 c.
2) Концепция социально-гуманитарного (обществоведческого) образования в
современной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2008. –№ 7–8.
3)Корлыханова И.А «Использование материалов СМИ в подготовке уроков обществознания и права в школе» Учительский сайт/ Режим доступа: https://infourok.ru 2016
4)Волкова Ж.В. «СМИ на уроках истории и обществознания» Социальная сеть/ Режим доступа: http://nsportal.ru 2015
5) Краткий курс лекций по дисциплине Методика преподавания обществознания «Методика использования различных источников в процессе изучения обществознания» http://studme.org/