В рамках статьи анализируется информационная и техническая инфраструктура предприятия по маркетингу в социальных медиа. Архитектура такого предприятия, построенная на языке моделирования ArchiMate, изображена на рисунке 1.
Рисунок 1. Архитектура предприятия по маркетингу в социальных медиа
Оптимальный состав предприятия по маркетингу в социальных сетях включает в себя следующие структурные подразделения:
Руководитель.
Экономист-маркетолог.
Исследовательский сектор:
аналитик продуктной группы;
аналитик по сбыту;
аналитик-исследователь.
Сектор продвижения:
аналитик по продвижению;
психолог-аналитик;
специалист по рекламе.
Сектор дизайна:
дизайнер.
Сектор сопровождения:
редактор контента;
аналитик-маркетолог.
Первый уровень – уровень бизнес-процессов, уровень деятельности включает в себя следующие структурные единицы: руководитель предприятия, специалист по рекламе, команда по продвижению и клиент. Уровень бизнес-процессов изображен на рисунке 3.
Рисунок 3. Уровень бизнес-процессов в архитектуре предприятия по маркетингу в социальных медиа
Клиент заинтересован в получении качественных услуг по продвижению продукта, которым занимаются команда по продвижению и специалист по рекламе. Команда по продвижению включает в себя 4 отдела, описанные выше. Она занимается аналитикой, формированием стратегии продвижения, тестированием, постоянным мониторингом процесса продвижения. В свою очередь процесс продвижения начинается с совещания по проекту, на котором происходит ознакомление с целями и задачами проекта всех сотрудников предприятия. Инициатором совещания является руководитель предприятия, который так же является специалистом в вопросах продвижения и организатором повышающих квалификацию персонала курсов, программ. Руководитель предприятия также находится в постоянном контакте с клиентом - с момента заключения договора до окончания процесса продвижения. Он также выбирает фирму-подрядчика для осуществления рекламных услуг. Специалист по рекламе нужен для передачи и согласовании информации, необходимой для продвижения, сторонним рекламным организациям, которые, участвуя в деятельности по продвижению, увеличивают эффективность процесса продвижения.
Второй уровень – уровень приложений – включает в себя средство для обеспечения деятельности Битрикс 24 и комплекс программных средств, также сюда можно отнести различные CRM-сервисы, которые отчасти реализованы в Битрикс 24. Уровень приложений в архитектуре предприятия по маркетингу в социальных медиа представлен на рисунке 4.
Рисунок 4. Уровень приложений в архитектуре предприятия по маркетингу в социальных медиа.
Программные средства, используемые в маркетинговой деятельности представлены в таблице 1.Таблица 1. Программные средства для обеспечения маркетинговой деятельности в социальных медиа
Тип приложений |
Классификация |
Подклассификация |
Примеры |
Приложения и сервисы для работы с целевой аудиторией |
Разрешенные |
Платные |
Церебро |
Бесплатные |
Барков.нет target-traning |
||
Нейтральные |
Узконаправленные |
Sociate.ru |
|
многофункциональные |
SOCPUBLIC.COM |
||
Запрещенные |
Боты |
VKbot SmmokinstaBot |
|
Приложения для накрутки |
Лайкер Турболайкер |
||
Приложения и сервисы для работы со статистикой |
Мультифункциональные приложения и сервисы для работы со статистикой |
Платные |
Youscan.io |
Бесплатные |
socialstats.ru |
||
Узкоспециализированные приложения и сервисы |
- |
Дезертир |
|
Встроенные инструменты для работы со статистикой |
- |
- |
|
Приложения и сервисы для работы с контентом |
Приложения и сервисы для парсинга |
Платные |
Popsters.ru |
Бесплатные |
hollypasta.ru |
||
Приложения и сервисы для постинга |
Платные |
Buffer |
|
Бесплатные |
Встроенные инструменты |
||
Дизайнерские приложения и сервисы |
Многофункциональные |
Adobe Photoshop Pixlr |
|
Узконаправленные |
Pictochart |
||
Приложения и сервисы для SEO |
Программные средства для анализа технического состояния сайта |
Платные |
SEO Power Suite |
Бесплатные |
Яндекс.Вебмастер Инструменты для вебмастеров Google |
||
Программные средства для анализа ссылок |
Платные |
Ahrefs |
|
Бесплатные |
Linkpad |
||
Программные средства для анализа позиций и конкурентов |
Платные |
TOPvisor SEMRush |
|
Бесплатные |
SitePosition Google Adwords |
||
Программные средства для анализа юзабилити и посетителей сайта |
Платные |
Decibel insight |
|
Бесплатные |
Яндекс.Метрика Google Analitics |
Таким образом, все существующие программные средства можно условно разделить на 4 группы, каждая из которых обладает своими функциональными возможностями. При осуществлении маркетинговой деятельности в социальных медиа важно не отдавать предпочтение какой-либо одной группе, а использовать программные средства всех четырех групп в равной степени для осуществления конкретных поставленных задач. Выбор программных средств зависит от бюджета, выделяемого на маркетинговую кампанию, а также от целей продвижения. Качество и количество функциональных возможностей программных средств в большинстве случаев зависит от типа доступа к ним.
Третий уровень – технологический – включает в себя серверы, компьютеры, локальные сети и интернет. Технологический уровень представлен на рисунке 5.
Рисунок 5. Технологический уровень в архитектуре предприятия по маркетингу в социальных медиа
Третий уровень представлен прежде всего персональными компьютерами персонала, которые взаимосвязаны между собой в локальную сеть и имеют также выход в интернет. Каждый персональный компьютер отвечает за выполнение прикладных программ и хранение данных той функциональной области, в которой действует сотрудник, работающий на данном персональном компьютере.
Структура затрат на формирование предприятия по маркетингу в социальных медиа представлена в таблице 2. Расчетный период функционирования отдела 3 года. По истечении расчетного периода необходим пересчет совокупных затрат.
Таблица 2. Структура затрат для оценки совокупной стоимости
Статья затрат |
Сумма затрат, руб. |
|
Основные затраты |
||
Стоимость технических компонентов системы |
300 000 |
|
Стоимость мебели |
150 000 |
|
Стоимость подготовительных работ |
5 000 |
|
Стоимость ПО |
314 000 |
|
Модернизация ПО |
57 000 |
|
Эксплуатационные затраты |
||
Затраты на сетевое управление |
60 000 |
|
Затраты на ремонт |
28 000 |
|
Затраты на выбор различных стратегий и конфигураций |
15 000 |
|
Затраты, связанные с управлением, контролем за лицензиями, дистрибуцией и конфигурированием программного обеспечения по сети |
36 000 |
|
Затраты, связанные со сбором информации, относящейся к имуществу, и включающие в себя инвентаризацию, контроль закупок и отслеживание конфигураций имущества |
36 000 |
|
Затраты, связанные с контролем за системой с целью обнаружения и предотвращения нарушений правил безопасности, вирусных атак и мероприятия по восстановлению после нарушений |
90 000 |
|
Затраты, связанные с конфигурированием новых решений или перенастройкой существующих решений (решение включает в себя компоненты системы, топологию, местоположение, а также любые физические или логические замену и инсталляцию) |
36 000 |
|
Затраты, связанные с установкой дополнительного оборудования или модернизацией (за исключением программной модернизации) |
36 000 |
|
Затраты, связанные с организацией, оптимизацией и восстановлением файлов в сети, затраты, связанные с контролем и проверкой оптимизации хранящихся данных |
42 000 |
|
Затраты на создание, испытание, управление и поддержку планов прогнозирования и восстановления неисправностей |
60 000 |
|
Затраты по управлению средствами хранения данных и репозиторием в реальном времени |
60 000 |
|
Прочие затраты |
||
Обеспечение доступа в Интернет |
30 000 |
|
Управление и поддержка — аутсорсинг |
120 000 |
|
Стоимость человеческих ресурсов |
||
Руководитель проекта |
1 440 000 |
|
Экономист-маркетолог |
900 000 |
|
Аналитик продуктной группы |
900 000 |
|
Аналитик по сбыту |
900 000 |
|
Аналитик-исследователь |
900 000 |
|
Аналитик по продвижению |
900 000 |
|
Психолог-аналитик |
870 000 |
|
Специалист по рекламе |
900 000 |
|
Дизайнер |
870 000 |
|
Редактор контента |
960 000 |
|
Аналитик-маркетолог |
960 000 |
|
Стоимость окружения вычислительного комплекса |
||
Энергопотребление |
180 000 |
|
Стоимость помещения |
1 440 000 |
|
Противопожарная система |
300 000 |
|
Прокладка сети (компьютерной и электрической) |
90 000 |
|
Кондиционирование и фильтрация воздуха |
45 000 |
|
Стоимость простоя |
||
Запланированного |
390 000 |
|
Незапланированного |
120 000 |
|
Стоимость сопровождения |
||
Стоимость аппаратного и программного обеспечения после истечения гарантийного срока |
300 000 |
|
Операционной системы |
120 000 |
|
Приложений или баз данных |
300 000 |
|
Другие затраты |
||
Стоимость внедрения единой системы безопасности |
150 000 |
|
Стоимость хранения резервных копий |
30 000 |
|
Приобретение дополнительной документации, руководств |
92 000 |
|
Стоимость процедуры выбора программных продуктов, затрат (косвенных) на их приобретение |
24 000 |
|
Скрытые затраты |
||
Обеспеченность серверов персоналом |
30 000 |
|
Сумма всех затрат |
12 706 000 |
При формировании затрат учитываются следующие факторы:
Персонал имеет достаточную квалификацию и опытные навыки для осуществления своих функциональных обязанностей.
Затраты на сетевое управление включают затраты, связанные с выплатой заработной платы системному администратору предприятия.
Стоимость человеческих ресурсов включает отчисления во внебюджетные фонды.
Во время планирования проекта важно учитывать риски. Риск – вероятное для проекта событие, наступление которого может как отрицательно, так и положительно отразиться на параметрах и результатах. Они могут быть связаны с расписанием (не соответствовать плану-графику работ), с ресурсами (сотрудниками) и бюджетом (не соответствие запланированным расходам).
Таким образом, в статье была рассмотрена информационная и техническая инфраструктура предприятия по маркетингу в социальных медиа, проанализирована архитектура этого предприятия, а также оценены затраты, связанные с формированием предприятия по маркетингу в социальных медиа.
Список использованных источников
Сайт «Мастерская Dr. Dimdim» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.info-system.ru/is/article/article_tco_is.html
Мингазов И.М. Социальные сети как инструмент продвижения / Мингазов И.М., Макашова В.Н. //Сборник научных трудов - Магнитогорск: МГТУ, 2015. – Т.1.
Давлеткиреева Л.З. Инжиниринг бизнес-процессов и разработка системной архитектуры для оптимальной организации Интернет-конференции/Л.З. Давлеткиреева, И.К. Скокова//Проблемы и достижения в науке и технике: Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Омск, 2015. 168 с. -С. 134-140.
Давлеткиреева Л.З. Инновационная модель подготовки ИТ-специалиста в образовательной среде вуза/Л.З. Давлеткиреева, М.В. Махмутова//Современные информационные технологии и ИТ-образование. -2012. -№ 8. -С. 118-128.
Давлеткиреева Л.З., Махмутов М.М. Теоретические аспекты применения информационно-предметной среды для профессиональной подготовки будущих специалистов по информационным технологиям//Сибирский педагогический журнал. -2009, № 5. -С. 78-91.
Давлеткиреева Л.З., Назаров В.О., Мусыгина А.А. Разработка технологической модели обработки данных и компонентов сети для КИС//Современные инновации в науке и технике : сб. научных трудов 4-ой Международной научно-практической конференции (17 апреля 2014 года)/редкол.: Горохов А.А. (отв. Ред.); В 4-х томах, Том 2., Юго-Зап. гос. ун-т. Курск, 2014. 413 с.-С.17-21
Давлеткиреева Л.З., Скокова И.К. Обоснование инструментальных средств моделирования бизнес-процессов проведения мероприятий с использованием дистанционных технологий//Современные технологии и управление: сб. научных трудов III Международной научно-практической конференции. -Светлый Яр.: Филиал ФГБОУ ВПО Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского, -2014. -714 с.
Давлеткиреева Л.З., Скокова И.К. Реинжиниринг бизнес-процесса организации ежегодной международной интернет-конференции-конкурса//Успехи современной науки. 2015. №1. С. 29 -32.
Давлеткиреева Л.З., Чусавитина Г.Н. Индивидуальная траектория профессиональной подготовки ИТ-специалистов при переходе на стандарт третьего поколения//Перспективы развития информационных технологий. 2011. №5. С. 22-27.
Давлеткиреева, Л. 3. Информационно-предметная среда как средство профессиональной подготовки будущих специалистов в университете: автореф. дис. канд. пед. наук/Л. 3. Давлеткиреева. Магнитогорск, 2006. -23 с.
Давлеткиреева, Л. З. Актуальность и преимущества проведения Интернет-конференции как одной из форм обмена опытом между образовательными учреждениями/Л. З. Давлеткиреева, И. К. Скокова//Современные тенденции развития науки и производства: сборник материалов Международной научно-практической конференции (23-24 октября 2014 года) -в 4-х томах, Том 1. -Кемерово: ООО «ЗапСибНЦ», 2014 -196 с. -C. 99-101.
Давлеткиреева, Л. З. Инновационные информационно-педагогические технологии в образовании: опыт проведения ежегодной одноименной Интернет-конференции-конкурса/Л. З. Давлеткиреева, И. К. Скокова//Современные информационные технологии и ИТ-образование : сб. избранных трудов IX Международной научно-практической конференции. Под ред. проф. В. А. Сухомлина. -М.: ИНТУИТ.РУ, 2014. -957 с. -C. 573-586.
Давлеткиреева, Л.З. Информационно-предметная среда как средство профессиональной подготовки будущих специалистов в университете: дис. …канд. пед. наук/Л.З. Давлеткиреева. -Магнитогорск, 2006. -157 с.
Климова, Т. Е. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной подготовке студентов: метод. пособие/Т. Е. Климова, Л. З. Давлеткиреева, М. В. Романова. -Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2006. -171 с.
Малюкова К.В., Назарова О.Б., Давлеткиреева Л.З. Развитие технической инфраструктуры страховой компании//Современные научные исследования и инновации. 2013. № 3. URL:http://web.snauka.ru/issues/2013/03/22836 (дата обращения: 23.10.2015).
Назарова О.Б., Давлеткиреева Л.З. Интеграция автоматизированных информационных систем в сфере продаж холдинговой компании//Актуальные вопросы научной и научно-педагогической деятельности молодых учёных: сборник научных трудов всероссийской заочной научно-практической конференции/под ред. Е.С. Ефремовой; редколл.: Е.А. Куренкова и др. -М.: ИИУ МГОУ, 2015. -240 с. -C. 86-96.
Савельева Т.А. Анализ типовой информационной и технической инфраструктуры отделов социальной поддержки населения для внедрения АИС «Социальная защита»/Т.А. Савельева, И.Д. Белоусова, Л.З. Давлеткиреева//Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 (31). С. 4.
Чумаков, С.Н. Использование веб-аналитики для развития бизнеса в Интернете /С.Н. Чумаков, Л.З. Давлеткиреева//Современные научные исследования и инновации, 2013. -№ 11 (31). -С. 7. -Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/11/28641
Чусавитина Г.Н., Давлеткиреева Л.З. Всероссийская научная школа для молодежи «Управление информационными ресурсами образовательных, научных и производственных организаций//Управление информационными ресурсами образовательных, научных и производственных организаций Всероссийская научная школа для молодежи/Чусавитина Г.Н. 2009. С. 13-31. (дата обращения: 21.02.2015).
Швалев И.С., Чусавитина Г.Н., Давлеткиреева Л.З. Сравнительная характеристика автоматизированных инструментальных средств управления информационными рисками//Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11. . URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/11/18524 (дата обращения: 19.09.2015).