Опираясь на подход К.К. Колина профессор И.В. Бабурова подчеркивает особую значимость решения аксиологических проблем для педагогической общественности [1]. Проблемой изучения ценностей и ценностного отношения в разные времена занимались Н.Д. Никандров, В.А. Караковский, Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Н.Е. Щуркова, А.Е. Данилюк и др. Однако до сих пор единого взгляда на эти понятия нет. Как утверждает М.С.Каган, «приходится признать, что культурное, духовное, а значит, и ценностное единство человечества является – увы! – лишь возможностью, а не действительностью, и что не было его не только на протяжении всей…его истории, но не обретено оно еще и в наши дни» [3, с. 122]. По мнению философа, «все же сейчас начинают складываться объективные материально-практические предпосылки для превращения практически-единого бытия людей на поверхности планета Земля в его ценностно-осознанное единство, то есть превращения «человечества-в-себе» в «человечество-для-себя», в субъекта единой деятельности, направляемой едиными ценностями» [3, с. 122].
Одной из общепризнанных мировым сообществом ценностей признается образование. Под «образованием» понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [8]. В содержание этого понятия можно включить совокупность:
• системы знаний (о природе, обществе, технике, человеке, космосе), раскрывающей картину мира;
• опыта осуществления известных для человека способов деятельности;
•опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;
• опыта ценностного отношения к миру [5].
Человек учится всю свою жизнь. С.И. Гессен говорил, что «жизнь определяет образование и обратно; понять систему образования данного общества – значит понять строй его жизни» [2, с.25]. Действительно, знания, приобретаемые учащимися в процессе получения образования в школе, колледже, вузе позволят лучше ориентироваться в меняющемся мире. А если учащийся, студент приобрел знания и умения, выработал устойчивые навыки, усвоил разнообразные способы деятельности, то он способен преобразовать этот самый окружающий мир, сделать его лучше. В этот момент он (учащийся, студент) может проявить индивидуальность, лучшие свойства своей творческой натуры. Во время креативной деятельности происходит перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию, самостоятельное видение проблемы, видение альтернативы ее решения, комбинирование ранее усвоенных способов в новый способ и др.
Все это может свидетельствовать о том, личность осознала ценность образования, и у нее сформировалось ценностное отношение к нему. Ценностное отношение – это внутренняя позиция человека, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. Объектами ценностного отношения являются значимые для человека предметы и явления. Поскольку ценностное отношение – это связь субъекта и объекта, в которой свойство последнего не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нём является свойство объекта, отвечающее интересам человека или поставленной им цели [7]. Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно-переживаемую связь человека с окружающим миром [6] .
Один из самых творческих периодов в жизни человека – это студенческие годы. Студенчество представляет собой особую социальную категорию молодежи, организационно объединенной институтом высшего образования. Студенчество отличается наиболее высоким образовательным уровнем, социальной активностью, достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Характерной особенностью этого возрастного периода является профессиональная направленность на подготовку выбранной будущей профессии. Это время сложнейшего структурирования интеллекта человека, которое очень индивидуально и вариативно [9]. Для студента ведущими видами деятельности становятся профессионально-учебная и научно-исследовательская при резком росте самостоятельном учебной, экономической и др. Как правило, приобретаемые знания, умения и навыки выступают для студента уже в качестве средств будущей профессиональной деятельности.
С целью мониторинга ценностного отношения к получению высшего образования студентов Уральского государственного лесотехнического университета, обучающиеся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм», осенью 2016 г. нами было проведено анонимное анкетирование, в котором приняли участие 49 студентов (43 девушки, 6 юношей) II-V курса очной и заочной форм обучения в возрасте 17 – 25 лет. Респондентам был задан вопрос: «Ваше отношение к получению высшего образования?». Результаты анкетирования приведены в табл.1.
Таблица 1
Отношение студентов УГЛТУ, обучающихся по направлению
подготовки 43.03.02 «Туризм», к получению высшего образования
№ |
варианты ответа |
% респондентов, выбравших этот ответ |
1 |
Стать высококвалифицированным специалистом |
32,7 |
2 |
Получить знания, которые пригодятся мне в жизни |
20,4 |
3 |
Повысить свой культурный уровень |
4,1 |
4 |
Получать в будущем высокую зарплату |
8,2 |
5 |
Получить диплом |
22,4 |
6 |
Получить в будущем интересную, перспективную работу |
10,2 |
7 |
Получить возможность поступить в аспирантуру |
0 |
8 |
Затрудняюсь ответить |
2 |
9 |
Другое |
0 |
Результаты анкетирования показали, что 32,7% опрошенных хотят стать высококвалифицированным специалистом, 20,4% получить необходимые для жизни знания, 22,4% получить диплом, 10,2% рассчитывают, имея высшее образование, получить интересную, перспективную работу. 2% респондентов затруднились с ответом.
Таким образом, более половины студентов, участвующих в анкетировании, признают ценность получения высшего образования. Студенты считают образование одним из социальных лифтов, поскольку с его помощью можно получить интересную, перспективную, работу, а кроме того, приобрести высокий статус, который, в свою очередь, подразумевает высокий доход и высокое положение в профессиональной иерархии. Совершенно очевидно, что повышение профессионального статуса невозможно без профессионального образования и повышения квалификации.
Библиографический список
1. Бабурова И.В. Глобализация и аксиологические проблемы воспитания личности // И.В. Бабурова. // Аксиологические проблемы педагогики: сборник научных трудов /под ред. Е.В. Чмелевой. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2014. – Вып. 6. – 164 с. – С.18-23.
2. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.
3. Каган М.С. Философская теория ценности. /М.С. Каган. – СПб.: Петрополис, 1997. - 205 с.
4. Колин К.К. Этнос и нация в культурологической перспективе // Альма-Матер. – 2004. – №7. – С. 27 – 33., с. 27
5. Лернер И.Я. Теория современного процесса обучения, её значение для практики/ И.Я. Лернер // Советская педагогика. 1989.- № 11. – 247 с. – С. 9-16.
6. Масленникова С.Ф. Ценности и ценностные отношения студентов технического вуза / С.Ф. Масленникова // Образование и наука. 2010 –№ 9 – С. 33-39.
7. Сластенин В.А. Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. – М.: ACADEMIA, 2003. – 192 с.
8. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=158523
9. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: Изд-во Междун. пед. академии, 1994.