На сегодняшний день внешняя среда имеет определяющее значение для всех без исключения организаций. Успех деятельности организации зависит от сил внешнего окружения, от способности организации функционировать во взаимосвязи с внешней средой. В целях выживания и развития в условиях чрезвычайно динамичной внешней среды организации необходимо приспосабливаться к изменениям, а также самой активно формировать свое будущее. В рамках данной статьи будет рассмотрена внешняя среда стоматологической клиники ООО «Краун» и ее влияние на формирование стратегии развития предприятия.
Стоматологическая клиника ООО «Краун» создана по решению учредителей от 27.07.1993 г. и является юридическим лицом, действующим в соответствии с Уставом, зарегистрированным Инспекцией по налогам и сборам России по г. Саратову [1]. Организационно-правовая форма − общество с ограниченной ответственностью. Основной вид деятельности − «Врачебная практика», основная отрасль компании − «Амбулаторно-поликлинические учреждения». ООО стоматологическая клиника «Краун» работает на рынке стоматологических услуг с 1993 г. и успела зарекомендовать себя как клинику с высоким качеством оказываемых услуг и сервиса.
PEST-анализ и SWOT-анализ показал, что в настоящее время экономические факторы оказывают наибольшее влияние на деятельность организации. Экономический кризис, повлекший за собой снижение доходов населения и снижение спроса на оказание платных медицинских услуг, − это одна из основных проблем, с которой вынуждена бороться организация, и от мер по его преодолению зависит выживание организации на рынке.
В связи с этим, необходимо рассмотреть основные методы реагирования на изменения факторов внешней среды. Среди них наиболее распространенными являются следующие [2]:
− «борьба с огнем», или реактивный стиль управления. Данный подход предполагает принятие управленческих мер после свершения изменений;
− расширение сфер деятельности, или диверсификация производства. Данный подход используется как средство возможного уменьшения коммерческого риска при изменении факторов внешней среды;
− совершенствование организационной структуры управления для повышения его гибкости. Данный подход подразумевает создание различных структур, которые будут ориентированы на достижение конечных результатов. Например, центры прибыли, стратегические единицы бизнеса и другие гибкие структуры;
− стратегическое управление. Данный метод находит выражение в стратегии предприятия.
С целью совершенствования стратегии качества целесообразно проводить опросы клиентов. Опрос клиентов поможет выбрать правильный метод реагирования на изменения внешней среды и покажет степень удовлетворенности клиентов, которая играет немаловажное значение в повышении качества облуживания. К сожалению, в настоящий момент в ООО «Краун» для изучения удовлетворенности клиентов практически ничего не делается. Поэтому целесообразно провести опрос в офисе компании, после проведения какой-либо процедуры или консультации. Опрос потребителей может осуществляться по специальной анкете-опроснику (табл. 1).
Таблица 1. Анкета-опросник для изучения потребительских предпочтений клиентов клиники ООО «Краун»
№ п/п |
вопросы |
Варианты ответов |
1 |
Как часто Вы обращаетесь к услугам медицинских центров? |
1 раз в год 2 раза в год Более 2 раз в год Менее 2 раз в год |
2 |
Какие медицинские услуги Вам наиболее необходимы? |
|
3 |
От куда Вы узнали о нашей компании? |
От друзей От знакомых Из Интернета ИЗ СМИ другое |
4 |
Как часто Вы посещаете нашу клинику |
|
5 |
Что Вам нравится в нашей клинике? |
Обслуживание Цены Скидки Место расположение центра другое |
6 |
Что Вам не нравится в нашей клинике? |
Обслуживание Цены Скидки Место расположение центра другое |
7 |
Сколько денежных средств Вы готовы тратить в год на свое здоровье? |
до 10 тыс. руб. от 10-20 тыс. руб. от 20-30 тыс. руб. другое |
8 |
Какой врач Вас обслуживает (укажите Ф.И.О.) |
|
9 |
Оцените его обслуживание по 5 бальной шкале |
|
10 |
Напишите Ваши предложения и пожелания |
Итак, исследуемая организация – стоматологическая клиника ООО «Краун» – может быть охарактеризована как относительно успешное предприятие, существующее на рынке в течение более 20 лет с положительной репутацией, зарекомендовавшее себя как поставщик качественных медицинских услуг. По результатам PEST-анализа и SWOT-анализа можно сделать вывод, что определяющими внешними факторами явлюсь экономические факторы. Основными угрозами для организации являются снижение потребительского спроса и снижение цен на медицинские услуги, сопровождающие экономический кризис. Таким образом, преодоление кризиса является главной задачей предприятия, от решения которой зависит его выживание и развитие. Для успешного функционирования предприятия необходимы грамотная стратегия, гибкое реагирование на внешние условия, использование сильных сторон предприятия (профессионализм персонала, качество услуг) расширение сфер деятельности, усовершенствование управленческой структуры.
Литература
1. Устав стоматологической клиники ООО «Краун»
2. Есипов В., Маховикова Г., Терехова В. Оценка бизнеса: учеб. пособие. − СПб.: Питер, 2010. − 512 с.