ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Захарова Е.И. 1, Васильева В.С. 2
1ФГБОУ ВПО «Южно - Уральский государственный гуманитарно - педагогический университет» факультет инклюзивного и коррекционного образования
2Южно-уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г.Челябинск, факультет инклюзивного и коррекционного образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование пространственных представлений является довольно длительным и сложным процессом, который начинается в раннем детстве, продолжается в дошкольном возрасте и совершенствуется в период школьного обучения.

Недостаточность сформированности пространственных, пространственно-временных и квазипространственных представлений напрямую влияет на уровень интеллектуального развития ребенка, проявляется в школьный период в нарушениях письма, чтения и счета (М.М. Семаго, Н.Я. Семаго).

В ряде научных исследований (Шошин П.Б., Переслени Л.И.,1981, Дунаева З. М., 1980, Шевченко С.Г.1981) указывается на то, что у большинства детей с задержкой психического развития отмечаются отклонения в формировании пространственных представлений.

У детей с задержкой психического развития могут страдать различные звенья, входящие в единый процесс пространственного восприятия: чувственное восприятие, предметно-пространственная ориентировка, пространственная организация двигательного акта, вербализация пространственных компонентов.

У данной категории детей наблюдается несформированность даже самых элементарных уровней овладения пространственных представлений (схемы тела), не говоря уже о трудностях анализа пространственных взаимоотношений внешних по отношению к телу объектов как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Понятно, что все последующие уровни пространственных представлений оказываются «в дефиците». Это может быть связано со смещением сроков и нарушенной последовательностью раннего моторного развития данной категории детей (А. В. Семенович).

У детей возникают трудности ориентировки практически во всех направлениях пространства (особенно правого и левого). В исследовании З. М. Дунаевой выявлено, что вплоть до конца дошкольного возраста дети с ЗПР не имеют четких представлений о пространственных взаимоотношениях объектов, схеме тела стоящего напротив человека.

Ориентировка в направлениях пространства в продолжение довольно длительного периода осуществляется на уровне практических действий; часто возникают трудности при пространственном анализе и синтезе ситуации.

Дети не способны самостоятельно проанализировать изменившиеся пространственные условия, не владеют навыками преобразования пространства, испытывают трудности переноса навыков ориентировки в ситуацию модели. Пространственные представления неустойчивы, недостаточно обобщены, дифференцированы. Отмечается разрыв между наглядным и словесным компонентами пространственного анализа, что обусловлено недоразвитием речемыслительных процессов.

В речи присутствуют лишь наиболее простые предлоги, выражены затруднения в понимании даже относительно несложных пространственных, пространственно-временных и, как следствие, причинно-следственных отношений, что свидетельствует о недоразвитии вербального и квазипространственного уровня формирования пространственных представлений.

Поскольку развитие пространственных представлений тесно связано со становлением конструктивного мышления, то и формирование представлений данного вида у детей с ЗПР также имеет свои особенности. Например, при складывании сложных геометрических фигур и узоров дети с ЗПР часто не могут осуществить полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить её в единое целое.

Детям сложно узнавать предметы в контурном, схематическом изображении, с наложенным изображением, расположенные в непривычном ракурсе.

Практически недоступны детям с ЗПР задания по дорисовыванию верхней (нижней), левой (правой) частей рисунка. Даже симметричное дорисовывание предмета в пределах готового контура вызывает значительные затруднения (З.М. Дунаева).

При срисовывании изображений дети с ЗПР пытаются их упростить – уменьшают количество элементов, неверно располагают части рисунка по отношению друг к другу.

Отклонения в формировании пространственных представлений у детей с ЗПР могут быть вызваны следующими причинами:

-отставание в развитии процессов зрительного восприятия,

-замедление процесса переработки поступающей через органы чувств информации, что в условиях недостаточного времени восприятия ведет к неполному, нестойкому и не всегда правильному узнаванию предъ­являемого материала;

-нарушение функции поиска, замедленность опозна­вания и обследования окружающего пространства или данного объекта;

-неумение вычленять элементы из объекта, воспри­нимаемого как единое целое;

-снижение функционального взаимодействия анализаторных систем (зрительной, слуховой, двигатель­ной и др.);

-ухудшение качества пространственного восприятия и различения по мере ухудшения условий восприятия и усложнения воспринимаемых объектов;

-снижение памяти, уменьшение ее объема, затрудне­ния при запоминании и воспроизведении материала;

-недоразвитие зрительно-моторной координации;

-низкая познавательная активность;

-несформированность мыслительных операций;

-речевые нарушения;

-уменьшение продолжительности периода относи­тельно хорошей работоспособности, во время которой они способны усвоить материал и выполнить задание.

Несформированность пространственных представлений ведет к появлению у детей с ЗПР нарушений игровой, конструктивной, графической деятельности, счетных операций. Это проявляется в трудностях:

  • целостного восприятия объекта, буквы, цифры;

  • зрительно-пространственного анализа (количество элементов и их расположение относительно друг друга);

  • ориентировки на плоскости при выполнении графических заданий;

  • ориентировки в последовательности выкладывания и написания элементов;

  • осуществления зрительного, акустического, кинетического, кинестетического контроля.

Таким образом, можно сделать вывод, что задача формирования ориентировки в пространстве, пространственных и квазипространственных представлений является актуальной для большинства детей с задержкой психического развития.

Список литературы:

  1. Задержка психического развития: Вопросы дифференциации и диагностики /Л.И. Переслени //Вопросы психологии.-2009.-№ 1-С.34.

  2. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие Н.Ю. Горбачевская СПб.: "Речь", 2006.

  3. Организация и содержание деятельности психолога специального образования/ Под ред. М.М.Семаго, Н.Я.Семаго - М., Аркти, 2005.

  4. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога/ Под ред. М.М.Семаго, Н.Я.Семаго - М., 2000.

  5. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Практическое пособие/ Под ред. Н.Я. Семаго - М., Айрс-пресс, 2007.

  6. Пространственные представления в речи. Демонстрационный материал/ Под ред. Н.Я.Семаго - М., Айрис-пресс, 2006.

  7. Пространство языка (лингвистическое пространство). Демонстрационный материал// Под ред. Н.Я.Семаго - М., Айрис-пресс, 2006.

  8. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы. // Дефектология. №1/ Под ред. Н.Я.Семаго - М.: Школа-пресс, 2000.

  9. Психологическое изучение и некоторые виды коррекции недоразвития пространственной функции у детей с задержкой психического развития // Проблемы диагностики задержки психического развития/ Под. ред. З.М.Дунаева - М.: Педагогика, 1985.

  10. Формирование пространственных представлений у детей с задержкой психического развития/ Под. ред. З.М.Дунаева - М.: Советский спорт, 2006.

Просмотров работы: 2835