ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР СОВРЕМЕННОЙ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР СОВРЕМЕННОЙ АЛЬТЕРНАТИВНОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.

Каримова А.Г. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обучение – это вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся учителем до должного уровня, составляющего цель обучения. В настоящее время, по российскому законодательству ребенок может получить образование вне стен школы и сдать экзамены экстерном. Сейчас семейное образование становится популярным среди родителей, которые, понимают, что нужно идти в ногу со временем и чувствуют личную ответственность за образование своих детей.

Давайте посмотрим на всю историю человечества. В большинстве случаев обучение было домашним, а школьное образование зародилось не так давно и позволить его себе могли не многие. Как мы знаем, некоторые люди, повлиявшие на ход истории, и в частности, образования, вообще не ходили в школу и при этом все равно выросли гениями. В наше время основная причина домашнего обучения состоит в том, что современная школьная система в значительной степени отстала от жизни. Школа, какой мы сейчас ее видим, возникла в эпоху индустриализации и была призвана ликвидировать безграмотность рабочих. Однако общество радикальным образом изменилось, и многие педагоги говорят о том, что классно-поурочная система устарела. К сожалению, в России не ведется достаточное множество статистических исследований, позволяющих привести исчерпывающие данные, однако в крупных городах нашей страны обучать детей самостоятельно предпочитают все больше и больше семей. Это самостоятельные, ответственные, креативные, жертвующие своим временем и силами родители.

В школах нашей страны существует определенная программа, список литературы, четкие инструкции и дисциплина, от которых, в процессе обучения детей, учителя отступают очень редко. В то время как дома при обучении своего ребенка родители могут использовать любые источники информации и составить свой график занятий. Особенно легко это сделать родителю, так или иначе связанному с учебным процессом и наукой, ему не составит труда выбрать достойные пособия и показать пример самодисциплины, в результате при домашнем обучении, количество знаний может превысить объем школьной программы. Домашнее обучение не является чем-то принудительным, оно не ограничено по времени и не отделено каким-то промежутком времени, и может подстраивать под биологические часы человека. По способу восприятия информации люди делятся на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дискретов, поэтому уравнивание учеников недопустимо, и нельзя сделать вывод, что если ученик не успевает по каким – то предметам, то он прилагает недостаточно старания и упорства. При домашнем обучении нет отстающих и нет отличников. Получение необходимых знаний дома можно сравнить с обучением плаванью. Оно позволяет детям думать, принимать решения самостоятельно, чтобы научиться ориентироваться, как во внешнем, окружающем, мире, так и в мире поступающей информации. Это, в свою очередь, может помочь ощутить ребенку свободу, что очень хорошо, например, для ребенка-интроверта, который с трудом адаптируется в школьных стенах. Совместная учеба с родителями дает ребенку чувство защищенности и родства, ведь ничего не сближает лучше постоянно выполняемого общего дела, в такой семье вероятность конфликтов минимальна, родители, чувствуя свою сопричастность, не станут ругать ребенка за какие-то промахи. Так же, одним из плюсов домашнего обучения, является появление огромного множества образовательных он-лайн курсов, с помощью которых можно не только обучить своего ребенка, но и расширить свой кругозор.

Однако, в домашнем обучении есть свои минусы, которые приходится учитывать. В России на домашнем обучении, в основном, находятся дети с особенностями развития. И для этого есть много причин, например, родители, не имея педагогического образования, не могут обучать своих детей дома, потому как им довольно сложно выбрать правильный метод и программу обучения ребенка. Так же, если в начальных классах папа или мама в состоянии сами объяснить материал ребенку, то объяснить программу старших классов под силу не всем, тем более подготовить старшеклассника к вступительным экзаменам в ВУЗ. Огромным минусом домашнего образования можно назвать отсутствие социума вокруг ребенка. В университете или на работе, никто не будет учитывать биологические часы, и все будут работать по расписанию, а резкая перестройка в может стать ударом по организму. Индивидуальное обучение вряд ли подойдет общительным, активным экстравертам. Обучаясь дома, ребенок не учится взаимодействовать с окружающими его людьми, не умеет выступать перед аудиторией, не развивает свои ораторские способности, и если он дополнительно не посещает какие-то кружки или секции, в будущем ему будет сложно идти на контакт и заводить друзей, или же реагировать на конкуренцию. Ведь дети должны получать не только положительный, но и отрицательный опыт, искать выход из сложившейся ситуации, и всему этому нельзя обучить в теории. Находясь в окружении своей семьи, ребенок лишен дурного влияния сверстников и нежелательных компаний, лишен постороннего влияния на религиозные взгляды и убеждения, их критики или высмеивания. Например, если ребенок слабо развит физически, индивидуальное образование избавит его от насмешек одноклассников.

Общественное образовательное обучение не зря называется общественным, оно подразумевает усреднение большинства детей. Семейное обучение никогда не заменит школу полностью. Однако это здоровая альтернатива, не противопоставленная школе, а взаимодействующая с ней, помогающая и школе развиваться, улучшаться, находить новые современные формы обучения.

Литература:

  1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. – СПб . : Вектор, 2011. – 400 с.

  2. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. – СПб. : Либроком, 2010. – 218 с.

  3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М. : Просвещение, 2000.

Просмотров работы: 377