ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Добрякова А.А. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Череповецкий государственный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития общества психика дошкольника перегружена потоком разнообразной информации, что создает значительное давление на эмоционально-волевую сферу детей. Такие нагрузки в дальнейшем могут неблагоприятно отразиться на психическом здоровье ребенка, проявляясь в виде повышенного уровня тревожности, агрессивности, в виде истерических реакций и страхов.

В связи с этим, изучение тревожно-фобических состояний детей дошкольного возраста, их специфических проявлений, причин и факторов возникновения приобретает большое значение в современной науке. Актуальность исследования детских страхов определяется пониманием важности того, насколько сильно эмоциональное благополучие ребенка влияет на развитие его личности, полноценное включение в социум (А. И. Захаров, В. С. Мухина, М. В. Осорина, М. А. Панфилова, А. М. Прихожан и др.). Тревожность и страхи, всегда сопровождающие эмоциональное неблагополучие могут нарушать детско-родительские отношения, отражаться на взаимоотношениях ребенка со сверстниками, препятствовать социальной активности.

Данная проблема особенно ярко проявляется у различных групп детей с нарушениями развития, одну из которых составляют дошкольники с недостатками речевого развития (общее недоразвитие речи, заикание). Речевые функции данной категории детей были подробно исследованы Р.Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной и др. Своеобразие мышления, памяти, восприятия, психического развития дошкольников с нарушениями речи рассмотрены с трудах Г. В. Чиркиной, Е. М. Мастюковой, Р. И. Лалаевой, С. Н. Шаховской, однако особенности эмоционально-волевой и личностной сфер детей данной категории остаются малоизученными, несмотря на труды С. М. Валявко, Т. Н. Волковской, А. И. Захарова, И. Ю. Левченко и др.

В целом у детей с общим недоразвитием речи имеется вторичные нарушения эмоциональной сферы. Из-за нарушения речи ребенок попадает в условия социальной депривации, в результате чего усвоение социального опыта затрудняется, специфичным путем идет усвоение эмоционального словаря. Существует ряд указаний на то, что у детей с ОНР эмоциональная лексика формируется с нарушениями и с большим отставанием в сроках (И.Ю. Кондратенко). Дети не умеют осознавать свои и чужие эмоции. Это приводит к тому, что ребенок не дифференцирует сходные эмоции, затрудняется в осознании и выражении как своего, так и чужого эмоционального состояния. Наиболее страдает понимание эмоций героев художественных произведений. В целом при общем недоразвитии речи наблюдается незрелость социальных эмоций и примитивность эмоционального реагирования. Более чем у половины детей с ОНР доминируют отрицательные эмоции и повышена склонность к стрессовым состояниям. По их собственной самооценке причиной снижения эмоционального состояния является сознание своей неполноценности. Дефект речи, несформированность отношений со сверстниками, дезадаптация не позволяют им быть более общительными и счастливыми (Л.М.Шипицина, ЛС.Волкова).

Неблагоприятное эмоциональное самочувствие ребенка с речевыми проблемами негативно влияет на его психическое здоровье, ограничивает его и без того сниженные социальные возможности в процессе адаптации и интеграции. Кроме того, такие дети в большей степени предрасположены к невротизации и возникновению страхов. В связи с этим встает вопрос о необходимости комплексного подхода к решению проблемы коррекции тревожности и преодоления страхов у детей с нарушениями речи, поиска наиболее эффективных путей преодоления психического неблагополучия.

Список литературы
  1. Детская логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Спец. дошк. педагогика и психология" / Денисова О.А. и др.; под редакцией В.И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2008.

  2. Колягина, В. Особенности возникновения и специфика проявления страхов у дошкольников с речевым дизонтогенезом и нормальным развитием/ В. Колягина // Дошкольное воспитание. ­ 2015. ­ № 4. ­ с. 100­-106.

Просмотров работы: 629