ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОРАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА

Тазова А.Р. 1
1Адыгейский государственный университет, 3 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности молодого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную, работу, рационально строить свою деятельность, преодолевать трудности во время самостоятельной подготовки к занятиям, снимать эмоциональные и психические нагрузки, управлять своим эмоциональным состоянием.

Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит названия самовоспитания и саморазвития.

Самовоспитание и саморазвитие – это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Профессиональное саморазвитие и самовоспитание–это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку. Личностное саморазвитие, профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.

Этой проблемой занимались выдающиеся деятели, такие как: Н.М. Шапирова, В.И. Андреев, И.П. Радченко, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенко и др.

В исследовании мы предполагаем что, уровень творческой индивидуальности и степень саморазвития педагога можно повысить, если разработать и реализовать индивидуальный план, включающий деловые игры, упражнения, знакомство с новой научной и методической литературой, а также изучение работы опытных педагогов.

В настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. Личности, способной конструировать самое себя, определять и изменять свою жизненную стратегию.

При организации профессионального самовоспитания необходимо придерживаться следующих последовательных действий.

  1. Целеполагание: выбор личностно значимых целей и задач самовоспитания.

  2. Планирование, выбор действий, создание программы самовоспитания.

  3. Выбор методов и средств самовоспитания.

  4. Реализация в учебно-научной деятельности целей и задач программы профессионального самовоспитания.

  5. Самоконтроль: сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми.

  6. Коррекция программы самовоспитания с учетом результатов самоконтроля и самооценки.

Важную роль в обретении профессионализма играют психолого-педагогические условия:

  • личное отношение к профессии;

  • понимание своих личных ограничений и ресурсов профессиональной деятельности;

  • личный опыт жизни в целом, а не профессиональные требования (определяет отношение к вариантам саморазвития);

  • особенности индивидуального видения средств деятельности (являются основным содержанием формирования личности специалиста);

  • проблемные ситуации, цели и методы профессиональной деятельности;

  • методологические установки и нормы профессионального мышления (возникают в сознании человека в результате рефлексивного освоения им профессиональной деятельности).

В эксперименте принимал участие коллектив ДОУ (6 педагогов: из них – 2 молодых специалиста, 2 – со средним стажем работы, 2 – с большим стажем работы).

Эксперимент проводился в три этапа.

Цель эксперимента.

Определить и провести работу по повышению уровня творческой индивидуальности и степени саморазвития педагогов данного ДОУ.

I. Для реализации этой цели на констатирующем этапе нами использовались следующие диагностические методики:

  • карта наблюдения за деятельностью педагога ДОУ;

  • анкета сотрудника дошкольного учреждения;

  • анкета молодого специалиста;

  • карта анализа речевого поведения воспитателя;

  • тесты, определяющие коммуникативные знания педагога;

  • диагностическая карта возможностей и затруднений педагогов;

  • анкета (оценка профессиональных качеств воспитателя) «Воспитатель глазами коллег по работе»;

  • анкета «Родители о воспитателе».

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что нашим воспитателям (особенно молодым) необходимо повышать уровень профессионализма.

Для того, чтобы получить желаемый результат и приблизить свой реальный образ к идеалу, нужно уметь управлять собственным развитием. Необходимо выстроить свою профессионально-образовательную стратегию, которая учитывала бы конкретные особенности педагога и запросы, а также образовательную траекторию как способ достижения желаемой цели.

II. На формирующем этапе эксперимента нами были разработаны индивидуальные рекомендации для нуждающихся в помощи педагогов. В них мы предложили ознакомление с новой методической литературой, публикациями из журналов. С целью повышения степени саморазвития педагогов со всеми сотрудниками систематически проводились упражнения, деловые игры:

  1. «Вариант» (упражнять воспитателей в моделировании рабочего дня для использования в организации разнообразной детской деятельности; совершенствование навыков планирования; поиск и выбор наиболее эффективного варианта выполнения задания; формирование умения вести дискуссию).

  2. «Педагогический пробег» (уточнить знания педагогов по проблемам, которые были ведущими в учебном году и над которыми углубленно работал весь коллектив дошкольного учреждения; упражнять в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе.

  3. «Алло, справочное педагогическое бюро?» (выявить и уточнить знания педагогов по теме методического мероприятия).

Теоретические беседы, консультации, индивидуальные и групповые, проводились нами в течение эксперимента со всеми сотрудниками ДОУ.

III. По истечении трех месяцев, во время которых мы проводили занятия и упражнения по повышению уровня профессионализма педагогов, нами был проведен контрольный этап эксперимента по диагностическим методикам констатирующего.

В этом опросе приняли участие только молодые педагоги. Они отметили, что наша помощь оказалась эффективной и по определенным направлениям у них сформировались достаточно глубокие знания и практические умения.

Весь коллектив был удовлетворен проведенным экспериментом и выразил желание продолжить работу над повышением профессионализма и уровня саморазвития. Некоторые педагоги заинтересовались данной проблемой и накапливают материал.

Просмотров работы: 509