Эта работа приобретает особую актуальность в наши дни, когда возрастает значение самодисциплины и самоуправления, когда жизненный успех все больше зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит названия самовоспитания и саморазвития.
Самовоспитание и саморазвитие – это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
Профессиональное саморазвитие и самовоспитание–это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку. Личностное саморазвитие, профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.
Этой проблемой занимались выдающиеся деятели, такие как: Н.М. Шапирова, В.И. Андреев, И.П. Радченко, Ш.А. Амонашвили, С.Н. Лысенко и др.
В исследовании мы предполагаем что, уровень творческой индивидуальности и степень саморазвития педагога можно повысить, если разработать и реализовать индивидуальный план, включающий деловые игры, упражнения, знакомство с новой научной и методической литературой, а также изучение работы опытных педагогов.
В настоящее время в обществе все больше утверждается мысль о том, что образование из способа просвещения индивида должно превратиться в механизм развития творческой личности, ее индивидуальных способностей и дарований. Личности, способной конструировать самое себя, определять и изменять свою жизненную стратегию.
При организации профессионального самовоспитания необходимо придерживаться следующих последовательных действий.
Целеполагание: выбор личностно значимых целей и задач самовоспитания.
Планирование, выбор действий, создание программы самовоспитания.
Выбор методов и средств самовоспитания.
Реализация в учебно-научной деятельности целей и задач программы профессионального самовоспитания.
Самоконтроль: сравнение достигнутых результатов с ожидаемыми.
Коррекция программы самовоспитания с учетом результатов самоконтроля и самооценки.
Важную роль в обретении профессионализма играют психолого-педагогические условия:
личное отношение к профессии;
понимание своих личных ограничений и ресурсов профессиональной деятельности;
личный опыт жизни в целом, а не профессиональные требования (определяет отношение к вариантам саморазвития);
особенности индивидуального видения средств деятельности (являются основным содержанием формирования личности специалиста);
проблемные ситуации, цели и методы профессиональной деятельности;
методологические установки и нормы профессионального мышления (возникают в сознании человека в результате рефлексивного освоения им профессиональной деятельности).
В эксперименте принимал участие коллектив ДОУ (6 педагогов: из них – 2 молодых специалиста, 2 – со средним стажем работы, 2 – с большим стажем работы).
Эксперимент проводился в три этапа.
Цель эксперимента.
Определить и провести работу по повышению уровня творческой индивидуальности и степени саморазвития педагогов данного ДОУ.
I. Для реализации этой цели на констатирующем этапе нами использовались следующие диагностические методики:
карта наблюдения за деятельностью педагога ДОУ;
анкета сотрудника дошкольного учреждения;
анкета молодого специалиста;
карта анализа речевого поведения воспитателя;
тесты, определяющие коммуникативные знания педагога;
диагностическая карта возможностей и затруднений педагогов;
анкета (оценка профессиональных качеств воспитателя) «Воспитатель глазами коллег по работе»;
анкета «Родители о воспитателе».
Результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что нашим воспитателям (особенно молодым) необходимо повышать уровень профессионализма.
Для того, чтобы получить желаемый результат и приблизить свой реальный образ к идеалу, нужно уметь управлять собственным развитием. Необходимо выстроить свою профессионально-образовательную стратегию, которая учитывала бы конкретные особенности педагога и запросы, а также образовательную траекторию как способ достижения желаемой цели.
II. На формирующем этапе эксперимента нами были разработаны индивидуальные рекомендации для нуждающихся в помощи педагогов. В них мы предложили ознакомление с новой методической литературой, публикациями из журналов. С целью повышения степени саморазвития педагогов со всеми сотрудниками систематически проводились упражнения, деловые игры:
«Вариант» (упражнять воспитателей в моделировании рабочего дня для использования в организации разнообразной детской деятельности; совершенствование навыков планирования; поиск и выбор наиболее эффективного варианта выполнения задания; формирование умения вести дискуссию).
«Педагогический пробег» (уточнить знания педагогов по проблемам, которые были ведущими в учебном году и над которыми углубленно работал весь коллектив дошкольного учреждения; упражнять в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе.
«Алло, справочное педагогическое бюро?» (выявить и уточнить знания педагогов по теме методического мероприятия).
Теоретические беседы, консультации, индивидуальные и групповые, проводились нами в течение эксперимента со всеми сотрудниками ДОУ.
III. По истечении трех месяцев, во время которых мы проводили занятия и упражнения по повышению уровня профессионализма педагогов, нами был проведен контрольный этап эксперимента по диагностическим методикам констатирующего.
В этом опросе приняли участие только молодые педагоги. Они отметили, что наша помощь оказалась эффективной и по определенным направлениям у них сформировались достаточно глубокие знания и практические умения.
Весь коллектив был удовлетворен проведенным экспериментом и выразил желание продолжить работу над повышением профессионализма и уровня саморазвития. Некоторые педагоги заинтересовались данной проблемой и накапливают материал.