ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЗАРУБЕЖНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Лежнева Е.В. 1
1ФГБОУ ВО «Московский Педагогический Государственный Университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям ценностные ориентации современной российской молодежи существенно отличаются от предыдущих поколений. Это связно не только с закономерным течением времени, так называемой проблемой «отцов и детей» но и существенными изменениями в стране и мире. Во-первых, в 1992 году произошел распад СССР, что повлекло за собой не только смену режима и долгий этап стабилизации общества, но что наиболее важно произошел «всплеск»: одномоментно стала доступна, прежде такая далекая зарубежная культура. Во-вторых, технологический прогресс в новом тысячелетии достиг небывалой скорости. Из-за этого изменилось само восприятие жизни: сейчас трудно представить, что буквально 10-15 лет назад новости узнавали только из газет и телевизионной программы «Время», а чтобы нужный адрес находили только с помощью местных жителей.

Такие серьезные изменения, происходящие в политической, социальной и духовной сфере жизни острее всего влияют на ценностные ориентации молодого поколения. Под термином «молодежь» понимаем социально-демографическую группу, выделяемую на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями. Эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники) [4]. А «ценностные ориентации» - комплекс социально заданных и усвоенных человеком установок, регулирующих его многообразные субъект-объектные проявления в наиболее важных жизненных ситуациях. Эти установки выступают как преимущественно практически ориентированная система координат социально приемлемой деятельности их носителя – человека [1]. Именно в этом возрасте, человек наиболее подвержен воздействию «из вне». Во все времена основными факторами влияния на ценностные ориентации молодого поколения были институт семьи и институт образования. Но сейчас на первый план выходят Средства Массовой Информации (СМИ) и Средства Массовой Коммуникации (СМК).

В наше время, СМИ и СМК в подавляющем большинстве транслируют продукты зарубежного производства. Это объясняется, неконкурентоспособностью отечественного аналога, из-за долгого нахождения под «железным занавесом». А брать столь важную под тотальный контроль, как было в советском союзе, в условиях товарно-рыночных отношений, просто не представляется возможным.

Исходя из всего вышесказанного, нами было принято решение провести социологическое исследование среди молодых людей, на предмет определения преобладающих ценностных ориентиров у них и определить какого производства продукты СМИ и СМК они предпочитают.

Наше исследование, на предмет выявления влияния европейской культуры на ценностные ориентиры российской молодежи, на включало в себя три этапа.

Для составление авторского списка базовых ценностей, во время первого этапа, нами были проанализированы основные европейские и российские исторические вехи. По результатам можно заключить, что основными (базовыми) европейскими ценностями являются: демократия – как режим, позволяющий принимать решения основываясь на выборе большинства; рыночные отношения – стремление к независимости и самодостаточности, почтение к трудовой деятельности и уважение конкурентной борьбы; равноправие – трепетное отношение к любому самоопределение личности. К базовым российским ценностям можно отнести трепетное отношение к семейным узам, соотнесение себя с частью какой-то группой (общностью) и приверженность к традиционному укладу жизни. Таким образом для был составлен список из восьми общих базовых ценностей: семья; личные отношения; карьера, образование; хобби; независимость; социальный статус; материальный достаток.

Второй этап заключался в разработке анкеты для проведения Интернет-тестирования. Участникам предлагалось проранжировать восемь общих базовых ценностей.

Во время третьего этапа, нами было проведено Интернет-тестирование студентов, учащихся в московских вузах, в возрасте от 18 до 25 лет, в количестве 80 человек.

Во время тестирования участникам предлагалось расположить 8 базовых ценностей: семья; личные отношения; карьера, образование; хобби; независимость; социальный статус; материальный достаток.

После анализа полученных данных были получены следующие результаты. На первое место в иерархии своих ценностей 57,5% студентов (46 человека) поставили семью на первое место, 15 % студентов (12 человека) поставили карьеру на первое место, социальный статус – 10% студентов (8 человек), личные отношения – 8,75% студентов (7 человек), 5% студентов (4 человека) поставили материальный достаток, образование - 3,75% студентов (3), при этом стоит отметить, что ни один из опрошенных не поставил на первое место «хобби» и «независимость».

На последнее место ценность «семья» определили 30% опрошенных (24 человека), ценность «хобби» - 40% опрошенных (32 человека), ценность «личные отношения» - 21,25% опрошенных (17 человек), ценность «образование» - 8,75% опрошенных (7 человек). Ценность «Карьера», «Материальный достаток», «Социальный статус», «Независимость» не разу не оказались на последнем месте.

После анализа мы проведенного исследования мы сделали ряд выводов. Во-первых, установили факт влияния европейских ценностей на ценностные ориентации современной российской молодежи. Во-вторых, определили, что к приоритетным ценностям опрошенные относят и европейские, и российские базовые ценности.

Итак, влияние зарубежной культуры на ценностные ориентиры молодежи не оспоримы. Подавляющее количество опрошенных ставят ценности, свойственные зарубежному сообществу, на первые позиции. Но при этом говорить о полной переориентации на зарубежный манер еще рано. Прослеживается система двойных стандартов. Обратим внимание, что ценность «семья» чаще других ценностей ставится как на первое, так и на последнее место. Также, материальный достаток, как ценность, и карьера ни разу не оказались на последней строчке, но при этом столь важная на западе ценность «независимости» не разу не поднялась выше четверной позиции в иерархии. Ценность «хобби» - определяется как самая не популярная у опрошенных. Из всего выше перечисленного можно заключить, что московская студенческая молодежь находится на перепутье, совмещая в себе как ценности присущие западному обществу, как и российскому.

Это показывает, что важность изучения факторов влияющих на формирование ценностных ориентиров молодежи, и если оставить это без внимания, то цифры с каждым годом будут только ухудшаться. Поэтому принимать меры по улучшению положения нужно незамедлительно. Увеличение процента качественного отечественного продукта средств массовой коммуникации (в первую очередь фильмы, книги и музыка) на рынке, которые будут транслировать ценности, присущие российскому обществу. Безусловно, это не возможно без активного содействия со стороны государства. В таком случае, представляется возможным, что перевес чаши весов в положительную сторону вполне возможен.

Список литературы:

  1. Беляев И. А. Ценностное содержание целостного мироотношения / И. А. Беляев // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2004. — № 2. — С. 9-13.

  2. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.; СПб., 2000.

  3. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации [Текст] / В.В Гаврилюк, Н.А.Трикоз − журнал «Социс» − № 2, 2001

  4. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р) – Москва, 2014 г.

  5. Рубинский Ю.И. Ценностные ориентиры Европы. (Доклад Института Европы №297) / Ю. И. Рубинский – Москва 2013 г.

  6. Технологии работы с молодежью (опыт работы кафедры социальных технологий и работы с молодежью МГГУ им. М. А. Шолохова) / Ред. С. Ю. Попова (Смолик) – М.: Москва-Тверь: «СФК-Офис», 2015 г. – 326 стр.

Просмотров работы: 858