ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МГТУ ИМ. Г. И. НОСОВА» - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МГТУ ИМ. Г. И. НОСОВА»

Козлова Е.С. 1, Чернова Е.В. 1
1ФГБОУ ВО "Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Понятие «управление непрерывностью бизнеса» появилось сравнительно недавно и сегодня вызывает постоянный интерес у менеджеров компаний. В современных условиях управление непрерывностью бизнеса является динамично развивающимся направлением стратегического и оперативного менеджмента предприятия. Такая тенденция вызвана обеспечением сохранности бизнеса в непредсказуемых условиях.

Под термином управление непрерывностью бизнеса обычно понимается системный процесс оценки последствий возникших чрезвычайных ситуаций и принятия надлежащих решений по сохранению бизнеса компании. Поэтому основной целью соответствующих корпоративных программ управления непрерывностью бизнеса (ЕСР — Enterprise Continuity Program) является минимизация риска потери бизнеса в случае его прерывания и продолжение деятельности компании в чрезвычайных ситуациях. В России практика разработки и внедрения корпоративных программ ЕСР только зарождается [10].

Основными преимуществами в создании детального плана управления непрерывности бизнеса является:

  • минимизация финансовых потерь;

  • сокращение простоев из-за различных нарушений;

  • обеспечение стабильности деятельности организации;

  • быстрое реагирование на возникшую угрозу;

  • уменьшение нагрузки на ведущих сотрудников;

  • обеспечение безопасности персонала и заказчиков;

  • соблюдение требований законов и инструкций.

Местом реализации плана непрерывности бизнеса является центр электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий (ЦЭОР и ДОТ) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова» (ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»).

Целью данной курсовой работы являет разработка плана по обеспечению непрерывности процесса обучения в системе дистанционного образования ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».

Достижению поставленной цели способствовали постановка и решение логически взаимосвязанных задач:

  1. Изучить понятие и основные характеристики управления непрерывностью бизнеса.

  2. Описать деятельность центра электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».

  3. Разработать план обеспечения непрерывности процесса обучения в системе дистанционного обучения ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».

Объектом данной работы является деятельность центра электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».

Предметом данной работы является план обеспечения непрерывности процесса обучения в системе дистанционного образования ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».

Теоретическую и методическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученных в области построения плана непрерывности бизнеса, а также научные статьи, посвященные предмету исследования. В качестве методологической базы курсовой работы использовался метод построения программы управления непрерывностью бизнеса.

Структура и объем работы отражают логику и последовательность исследования. Цель и задачи исследования определили структуру работы, состоящую из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников.

§1. Понятие и характеристика управления непрерывностью бизнеса

На сегодняшний день необходимость компании является сохранении своего бизнеса даже в самых непредсказуемых ситуациях. Такая заинтересованность была вызвана сравнительно новым понятием «управление непрерывностью бизнеса». Под термином управление непрерывностью бизнеса обычно понимается системный процесс оценки последствий возникших чрезвычайных ситуаций и принятия надлежащих решений по сохранению бизнеса компании [10].

Понятие непрерывность бизнеса (ВСМ – Business Continuity Management) нередко сравнивается с аварийным восстановлением после катастроф. Основным отличием является то, что цель непрерывности бизнеса – это в первую очередь поддержание в актуальном состоянии операций и ресурсов, необходимых для стабильного функционирования организации в чрезвычайных ситуациях [17].

На данном этапе концепция непрерывности направлена на организацию в целом, на критически важные для бизнеса процессы, расширяя горизонты прежнего рассмотрения проблемы за пределы исключительно информационных систем, несмотря на их важность для современных компаний [18].

Учитывая различные чрезвычайные события в многих странах, многие компании начали переживать за сохранность своего бизнеса. Поэтому у них могли возникать такие вопросы, как [10]:

  1. Какие существуют нормативно-методические указания и требования по обеспечению непрерывности бизнеса? Как правильно организовать работы в рамках этой деятельности?

  2. Как правильно создать и внедрить экономически оправданную корпоративную программу управления непрерывностью бизнеса?

  3. Какой вид решений или услуг ВСМ лучше всего соответствует потребностям нашей компании?

  4. Должна ли наша компания сама создавать и поддерживать Планы непрерывности и восстановления бизнеса или достаточно заключить соответствующий договор с консалтинговой компанией?

  5. Какие инструментальные средства существуют для автоматизации планирования и управления непрерывностью бизнеса?

  6. Каким образом контролировать управление непрерывностью бизнеса?

  7. Как оценить затраты на поддержание и сопровождение корпоративной программы управления непрерывностью бизнеса?

Давая ответы на эти и многие другие вопросы, компания могла реализовать экономически эффективную корпоративную программу управления непрерывностью бизнеса (ЕСР – Enterprise Continuity Program).

Поэтому основной целью соответствующих корпоративных программ управления непрерывностью бизнеса (ЕСР – Enterprise Continuity Program) является минимизация риска потери бизнеса в случае его прерывания и продолжение деятельности компании в чрезвычайных ситуациях [10].

Данная программа управления непрерывностью бизнеса позволяет организации контролировать свои бизнес-процессы, а также определять наиболее критичные из них и устанавливать уровень риска. На рисунке 1 показаны основные этапы программы непрерывности бизнеса.

Рисунок 1. Этапы программы непрерывности бизнеса

Анализ бизнес-процессов предметной области (ВЕА – Business Environment Analysis), подразумевающий выделение и ранжирование значимых для бизнеса процессов и определение требований по непрерывности к ним [10].

Анализ рисков (RA – Risk Analysis) – оценка и ранжирование значимых угроз и уязвимостей непрерывности бизнес процессов, а также оценка достаточности существующих организационных и технических мер предупреждения прерываний бизнеса [10].

Оценка влияния на бизнес (BIA – Business Impact Analysis) – анализ влияния на бизнес-процессы и определение целей восстановления каждого упомянутого бизнес-процесса и поддерживающей его инфраструктуры [10].

Определение стратегии непрерывности бизнеса (BCSD – Business Continuity Strategy definition), определение ключевых параметров (например, таких как RPO и RTO) для каждого рассматриваемого бизнес процесса и выбор соответствующих организационных и технических решений для обеспечения непрерывности бизнеса [15].

Разработка и сопровождение планов непрерывности бизнеса (ВСР – Business Continuity Plan, DRP – Disaster Recovery Plan) для документально оформления надлежащих решений обеспечения непрерывности бизнеса и восстановления инфраструктуры бизнеса в чрезвычайных происшествиях [19].

Информационная поддержка сотрудников компании (программа осведомленности) по актуальным вопросам ВСМ [20].

Поддержка и сопровождение программы управления непрерывностью бизнеса (ЕСР – Enterprise Continuity Program); при этом существенно, что процесс создания, поддержки и сопровождения программы управления не прерывностью бизнеса ЕСР – процесс постоянный: надлежащая программа должна меняться вместе с изменениями организации и внешней среды [10].

Для реализации эффективной программы ВСМ предприятия необходимо выполнить ряд следующих шагов [12]:

  1. Провести первичный анализ воздействия на бизнес, BIA –Business impact analysis, целью которого является ранжирование бизнес-процессов и ИТ-сервисов предприятия по степени критичности и получение первичной, достаточно общей, оценки вероятных потерь для бизнеса в случае нарушения функционирования названных процессов и сервисов.

  2. Выполнить анализ риска, RA – Risk analysis. Детально определить существующие

  3. угрозы и уязвимости для бизнес-процессов и ИТ-сервисов предприятия, а также возможные потери бизнеса в случае реализации вероятных угроз. Уточнить результаты первичного анализа воздействия на бизнес, BIA – Business impact analysis.

  4. Разработать стратегию ВСМ. Целью разработки стратегии ВСМ является определение основных направлений развития корпоративной системы ВСМ на ближайший год и в перспективе на 5 лет. Стратегия ВСМ позволяет сформировать качественные и количественные цели развития системы управления непрерывностью бизнеса предприятия в перспективе на 5 лет, задает их приоритетность и определяет основные пути их достижения.

  5. Создать бизнес единицу компании, ответственную за процесс планирования ВСМ.

  6. Разработать план ВСР, адекватный требованиям и задачам бизнеса. Выработать необходимые регламенты и процедуры ВСМ.

  7. Внедрить процесс регулярного тестирования плана и процедур ВСР. Тестирование необходимо для получения гарантий выполнения требуемых требований ВСМ.

  8. Реализовать процессный подход к ВСМ. Поддерживать актуальность плана ВСР и проводить необходимые изменения в случае изменения бизнес-процессов и ИТ-сервисов.

Таким образом в таблице 1 продемонстрирован жизненный цикл программы управления непрерывностью бизнеса, то есть что необходимо сделать на каждом этапе, а также каких результатов должна достичь компания после выполнения.

Таблица 1 – Этапы жизненного цикла корпоративной программы ECP [10]

Этапы жизненного цикла корпоративной программы ECP

Возможные шаги компании

Этап 1: Анализ требований к обеспечению непрерывности бизнеса

Необходимо:

  • Провести анализ критически важных бизнес-процессов компании и поддерживающей инфраструктуры.

  • Выявить и верифицировать актуальные угрозы и уязвимости бизнес-процессов.

  • Оценить основные риски (RA) бизнес-процессов.

  • Оценить потенциальные финансовые убытки в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

  • Провести полный анализ воздействия на бизнес (ΒΙΑ) по бизнес единицам компании.

Результаты:

  • Методика оценки и ранжирования критически важных бизнес-процессов компании.

  • Методика верификации угроз и уязвимостей бизнес-процессов компании.

  • Методика оценивания рисков.

  • Отчет RA с анализом рисков и приоритетами, и первоочередными задачами

  • обеспечения непрерывности бизнеса.

  • Методика оценки ущерба в случае чрезвычайных ситуаций.

  • Отчет ΒΙΑ с оценками активов компании и возможного ущерба в результате возникновения чрезвычайных ситуаций.

Этап 2: Планирование непрерывности бизнеса

Необходимо:

  • Сформировать и утвердить группу планирования и управления непрерывностью бизнеса ВСРМ.

  • Выработать стратегии и планы обеспечения непрерывности для каждой

  • бизнес единицы компании.

  • Определить первоочередные мероприятия по обеспечению непрерывности бизнеса

  • Выработать альтернативные решения.

  • Выбрать оптимальное решение из имеющихся альтернатив

  • Определить необходимые ресурсы для планирования и управления непрерывностью бизнеса.

  • Определить и утвердить бюджет планирования и управления непрерывностью бизнеса.

Результаты:

  • Состав группы планирования и управления непрерывностью бизнеса.

  • Стратегии непрерывности бизнеса.

  • Планы непрерывности бизнеса для каждой бизнес единицы компании.

  • Перечень первоочередных мероприятий по обеспечению непрерывности бизнеса.

  • Список альтернатив и критериев выбора оптимального решения.

  • Должностные инструкции сотрудников компании по обеспечению непрерывностью бизнеса с определением роли, обязанностей и степени ответственности каждого сотрудника.

  • Формализованные требования к планированию и управлению непрерывностью бизнеса.

  • Оценки стоимости возможных решений по обеспечению непрерывности бизнеса.

  • Критерии выбора поставщиков решений ВСР.

  • Выписки из бюджета компании на планирование и управление непрерывностью бизнеса.

Окончание таблицы 1

Этапы жизненного цикла корпоративной программы ECP

Возможные шаги компании

Этап 3: Поддержка и сопровождение планов и процедур непрерывности

бизнеса

Необходимо:

  • Обучить сотрудников компании вопросам обеспечения непрерывности и управления бизнеса.

  • Разработать регламенты сопровождения и поддержки планов непрерывности бизнеса, ВСР.

  • Закупить необходимые инструментальные средства поддержки ВСР.

  • Установить и настроить инструментальные средства поддержки ВСР.

  • Выработать систему оповещения о корректировке и внесении изменений в ВСР.

  • Разработать контрольные тесты эффективности планов непрерывности бизнеса и график контрольных проверок.

  • Выработать формальные критерии оценивания проводимых проверок ВСР.

  • Разработать порядок внесения изменений в ВСР

Результаты:

  • Сертификаты сотрудников в области ВСМ.

  • Методики и руководства по установке, настройке и сервисного обслуживания инструментальных средств ВСР.

  • Спецификации регламентов поддержки ВСР.

  • Схемы оповещений о вносимых изменениях.

  • Методика тестирования и верификации ВСР

  • Формальные критерии оценивания ВСР представления результатов тестирования.

  • Отчеты о тестировании планов ВСР.

  • Инструкция о порядке внесения изменений в ВСР.

  • Руководства по сопровождению и поддержки непрерывности бизнеса.

По результатам исследований Техасского университета, спустя 2 недели после прекращения работы вычислительных систем у 75% компаний потеря функционирования становится критичной или полной, а 43% компаний после катастроф не возобновляют свою деятельность. А исследование, проведенное Институтом непрерывности бизнеса, показало, что 26% компаний пострадали от ухода лиц, занимавших ключевые должности, 24% - от проблем, связанных с ИТ-мощностями, 17% - от негативного мнения, вызванного отсутствием BCP [3].

Основные проблемами, с которыми столкнулись организации при отсутствии плана обеспечения непрерывности бизнеса:

  • удар по репутации компании,

  • операционные расходы,

  • контрактные нарушения,

  • расходы, связанные с «остановкой и простоем» бизнеса,

  • снижение прибыли,

Поэтому компании активно применяют планы управления непрерывностью бизнеса, а также постоянно совершенствуют их подстраивая под различные ситуации.

Таким образом, в ходе параграфа было раскрыто понятие «управления непрерывности бизнеса, а также рассмотрен план управления непрерывностью бизнеса.

§2. Описание деятельности центра электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий «МГТУ им. Г.И. Носова»

Первым этапом для создания плана непрерывности бизнеса является идентификации целей организации, обязательств перед причастными сторонами, установленных законодательных и обязательных требований, особенностей рабочей среды и условий функционирования организации.

План непрерывности создавался для одного из подразделений «Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова» (ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»).

Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова») – один из авторитетных многопрофильных технических университетов России с разветвленной инфраструктурой, мощной материально-технической базой, высоким интеллектуальным потенциалом. Университет известен в стране и за рубежом своими научными школами, имеет широкую географию творческих и научных связей с ведущими российскими и зарубежными вузами [7].

Одним из структурных подразделений является учебно-методическое управление. Учебно-методическое управление (УМУ) осуществляет планирование, организацию и постоянное совершенствование образовательного процесса. Главной целью деятельности УМУ является повышение качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Для анализа деятельности было выбрано одно из подразделений учебно-методического управления – центр электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий (ЦЭОР и ДОТ). Основными направлениями деятельности центра является [7]:

  • издание и регистрация электронных образовательных ресурсов;

  • разработка и наполнение Образовательного портала ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»;

  • реализация применения в учебном процессе электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Задачами центра электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий являются [7]:

  • разработка макетов локальных и сетевых электронных образовательных ресурсов по заявкам от подразделений университета;

  • консультационная поддержка структурных подразделений университета по вопросам создания и обновления электронных образовательных ресурсов;

  • проверка электронных образовательных ресурсов, разрабатываемых подразделениями университета, на соответствие требованиям системы менеджмента качества;

  • подготовка к изданию и регистрации электронных образовательных ресурсов в ФГУП НТЦ «Информрегистр»;

  • подготовка к изданию и регистрации электронных образовательных ресурсов в ОФЭРНиО;

  • разработка и наполнение каталога электронных образовательных ресурсов на Образовательном портале ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»;

  • разработка и наполнение категорий Образовательного портала ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»;

  • организационное и методическое сопровождение профессорско-преподавательского состава и студентов в процессе работы на Образовательном портале ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»;

  • проведение курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по вопросам организации электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий;

  • разработка и внедрение нормативных документов.

Организационная структура центра электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий является линейной, так как все подчиняется одному лицу – заведующей центра (рисунок 2).

Рисунок 2. Организационная модель центра электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных ресурсов (ЦЭОР и ДОТ)

Основными бизнес-процессами ЦЭОР и ДОТ «МГТУ им. Г.И. Носова», являются:

  • Определение основных бизнес-процессов и обеспечиваемых активов.

  • Регистрация электронных образовательных ресурсов.

  • Сопровождение процесса дистанционного обучения.

  • Консультирование структурных подразделений университета.

  • Сопровождение образовательного портала, интернет-лицея.

  • Сопровождение системы антиплагиат.

  • Внедрение подходов инклюзивного образования.

После описания организации необходимо проранжировать бизнес-процессы и таким образом выявить самые критичные для подразделения процессы. В ходе ранжирования бизнес процессы распределились следующим образом:

  1. Сопровождение процесса дистанционного обучения

  2. Регистрация электронных образовательных ресурсов

  3. Сопровождение образовательного портала, интернет-лицея

  4. Сопровождение системы антиплагиат

  5. Консультирование структурных подразделений университета

  6. Внедрение подходов инклюзивного образования

Самым критичным для подразделения стал процесс обучения в системе дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова».

С помощью диаграммы Исикавы продемонстрируем, что оказывает влияние на процесс обучения в системе дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова». Модель Исикавы представляет собой графический способ исследования и определения, наиболее существенных причинно-следственных взаимосвязей между факторами в исследуемой ситуации. Такая диаграмма позволяет выявить ключевые взаимосвязи между различными факторами.

Рассмотрим составляющие процесса дистанционного обучения и факторы, оказывающие влияние на (рисунок 3).

Рисунок 3. Факторы, оказывающие влияние на процесс дистанционного обучения

Таким образом, на процесс дистанционного обучения оказываю влияние такие факторы как техника, услуга, маркетинг, персонал, внешняя среда. Одним из самых весомых факторов выступает техника, так как любой отказ оборудования ведет к прерыванию процесса.

Следующим этапом являлось определение возможных угроз, деятельности ЦЭОР и ДОТ «МГТУ им. Г.И. Носова», а также существующих угроз, влияющих на критический бизнес-процесс центра. К возможным угрозам деятельности ЦЭОР и ДОТ относятся:

  1. Обусловленные действиями субъекта:

  • потеря персонала;

  • невыход персонала на работу;

  • атаки хакеров;

  • компьютерные вирусы;

  • выход из строя обеспечивающих систем (халатность);

  • угроза некорректности данных (ошибки персонала);

  • угроза целостности данных (хищение).

  1. Обусловленные техническими средствами:

  • отказ компьютерных аппаратных средств;

  • сбои в работе аппаратных и программных средств;

  • выход из строя аппаратных средств.

  1. Стихийные источники:

  • пожары,

  • наводнения,

  • ураганы,

  • землетрясения,

  • нарушение функционирования систем жизнеобеспечения,

  • нарушение внутриклиматических условий,

  • нарушение электропитания и др.

К существующим угрозам относятся:

  • Нарушение сроков разработки курса

  • Отсутствие доступа к необходимому курсу

  • Несоответствие нагрузки преподавателя учебному плану

  • Загруженность серверов видеосвязи

  • DDoS-атака на систему дистанционного образования

В таблицах 2,3,4 представлены шкалы вероятности и меры реагирования на существующие угрозы относительно процесса обучения в СДО «МГТУ им. Г.И. Носова».

Таблица 2 – Шкала вероятности наступления угрозы

Шкала

Вероятность наступления

1-2

Малая вероятность

3-4

Средняя вероятность

5+

Высокая вероятность

Таблица 3 – Шкала влияние угрозы

Шкала

Вероятность наступления

1

Малая вероятность

2-3

Средняя вероятность

4-5

Высокая вероятность

Таблица 4 – Существующие угрозы относительно критического процесса ЦЭОР и ДОТ «МГТУ им. Г.И. Носова».

Наименование угрозы

Вероятность наступления

Влияние угрозы

Меры реагирования

Нарушение сроков разработки курса

1,5

2

Повышение интенсивности выполнения работ

Отсутствие доступа к необходимому курсу

2,1

3

Проверка временных рамок доступности курса; корректировка временных рамок

Несоответствие нагрузки преподавателя учебному плану

3,5

1

Сверка учебных планов; подписание/переподписание преподавателя на курс

Загруженность серверов видеосвязи

5

4

Оптимизация работы сервера; Перенос трансляций на параллельный сервер

DDoS-атака на систему дистанционного образования

3,1

5

Запуск трансляций с параллельных площадок (с иными IP-адресами)

Из таблицы видно, что самыми вероятными являются угрозы загруженности серверов и несоответствие нагрузки преподавателя, но избежать их возможно если вовремя применить нужные меры реагирования.

Далее в таблице 5 представлена оценка существующих рисков процесса обучения в СДО «МГТУ им. Г.И. Носова».

Таблица 5 – Оценка рисков процесса обучения в СДО «МГТУ им. Г.И. Носова»

Описание риска (угрозы)

Уязвимости

Возможный источник угрозы

Вероятные последствия - результаты реализации угрозы (сценарии)

Нарушение сроков разработки курса

Несоблюдение сроков разработки преподавателем; Халатность персонала; Передача на доработку курса

Преподаватели, персонал

Срыв учебного процесса у некоторых групп – штраф преподавателю, репутационные издержки

Отсутствие доступа к необходимому курсу

Халатность персонала смежного отдела

Персонал

Срыв учебного процесса у некоторых групп – репутационные издержки

Несоответствие нагрузки преподавателя учебному плану

Ошибки в учебном плане

Специалист по планированию учебного процесса

Накладки преподавателей, отсутствие назначенного преподавателя (срыв УП)

Загруженность серверов видеосвязи

Высокая загрузка сети организации

Студенты, персонал

Трудности с доступом к СДО

DDoS-атака на систему дистанционного образования

Отсутствие защиты от DDoS

Конкуренты, злоумышленники, провайдер

Отсутствие доступа к системе СДО (срыв УП) – репутационные издержки

Данная таблица демонстрирует возможные угрозы и уязвимости существующих рисков. С помощью, которой можно определить дальнейшие последствия и искать решения их быстрого исправления.

В ходе данного параграфа был проведен анализ работы Центра электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий «МГТУ им. Г.И. Носова». В заключении анализа был выделен основной критический бизнес-процесс, а также проведена оценка существующих угроз и их влияния на данный процесс.

§3. Построение плана обеспечения непрерывности процесса обучения в системе дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова»

Построение плана обеспечения непрерывности процесса обучения в системе дистанционного образования является актуальной задачей. Актуальность поставленной задачи заключается в ее эффективности быстро реагировать на различные чрезвычайные ситуации и обеспечивать непрерывную работу процессов.

Целью данного документа является обеспечение восстановления важных серверов на резервном оборудовании в случае сбоев в работе, определив четкую последовательность действий, которые должны выполнить сотрудниками отдела.

Важными серверами являются сервера, которые предоставляют доступ к системе дистанционного образования, а также к видеотрансляции.

Настоящий план предназначен для случаев сбоев в работе критически важных сервисов, вызванных сбоями оборудования/программного обеспечения (аварийный режим) более чем на 2 часа.

План непрерывности используется в случае:

  • Выхода из строя аппаратных компонентов, на которых работают критические сервисы (Система дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова»);

  • Выход из строя внешнего сервиса видеотрансляции (Мираполс);

  • Отключения электричества в серверном помещении/во всем здании;

  • Выхода из строя оборудования кондиционирования в серверном помещении;

  • Пожара в серверном помещении;

  • Стихийных бедствий, связанных с серьезными разрушениями;

  • Серьезных инцидентов в области информационной безопасности (вирусные атаки, DOS атаки).

Основной задачей плана является восстановление сервиса Система дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова» в течение 3 часов допустимой потерей данных при восстановлении системы является потеря данных за интервал в 5 часов.

Стратегией выполнения настоящего плана является:

  1. Оповещение ответственного инженера о неисправности сервиса системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова»;

  2. Диагностика неисправности;

  3. Временная миграция сервиса системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова»;

  4. Восстановление штатной работоспособности сервиса системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова»;

  5. Возврат к штатному режиму функционирования сервиса системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова».

Активация плана для аварийного восстановления сервиса системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова» производится при следующих ситуациях:

  • визуальный осмотр серверного помещения, где работает критически важный сервер, и определение невозможности запуска аппаратных средств, которые задействованы при работе с сервисом системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова»;

  • получение информации от энергокомпании о выключении электропитания в серверном помещении, где работает критически важный сервер более чем на 2 часа;

  • выход из строя аппаратных компонентов и невозможности их замены, которые задействованы при работе с сервисом системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова»;

  • жалобы пользователей на затрудненный вход или часто возникающие ошибки при работе в сервисе системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова».

В случае наступления данного события, ответственный инженер должен быть незамедлительно уведомлен о необходимости активации плана.

Активацию данного плана не следует проводить в случаях:

  • кратковременного (до 2 часов) выключения электропитания;

  • проведения монтажных и других работ в серверном помещении, связанных с отключением электропитания в серверном помещении.

Целесообразно предупредить пользователей о запланированных работах и временной недоступности сервиса системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова»;

Настоящий план необходимо пересматривать каждые 3 месяцев. В рамках процедуры актуализации плана должна быть проверена актуальность конфигурации оборудования и программного обеспечения, контактной информации всех лиц, имеющих отношение к данному плану.

В процессе актуализации плана должна быть проведена проверка сроков действия всех договоров на поддержку системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова», включенных в план. Срок действия вышеупомянутых договоров должен быть не менее даты следующего пересмотра настоящего плана (3 месяцев).

Процедура актуализации должна также быть выполнена до планового срока в случае, если в систему вносятся существенные изменения, например, происходит миграция на новое оборудование.

По завершении процедуры актуализации план должен быть заново опубликован и размещен в доступных для ответственных лиц местах.

Тестирование плана аварийного восстановление должно осуществляться на регулярной основе с интервалом не более 3 месяцев. Тестирование плана производится в нерабочее время или в выходные дни.

Для поддержки готовности к реагированию в случае реализации угроз, влияющих на непрерывность процесса обучения в системе дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова», необходимо создание постоянно действующей аварийно-восстановительной команды (АВК). Перечисленные ниже роли может выполнять 2 или более сотрудника:

  • Руководитель команды.

  • Координатор процесса планирования непрерывности процесса обучения в системе дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова».

  • Дежурный инженер системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова».

  • Ответственный за резервное копирование контента системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова».

  • Ответственный за функционирование локальной сети.

  • Ответственный за функционирование каналов передачи данных.

  • Ответственный за резерв аппаратного обеспечения.

  • Ответственный по консультированию пользователей.

Взаимодействие специалистов аварийно-восстановительной команды представлено на рисунке 4.

Рисунок 4. Структура аварийно-восстановительной команды

В случае необходимости активации данного плана незамедлительно должны быть ин­формированы сотрудники, работающие в системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова»

После получения информации о недоступности сервиса системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова», дежурный инженер, получивший сигнал, должен проинформировать руководство.

В случае наступления существенного сбоя в предоставлении сервиса системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова», который оперативно не был устранен дежурным инженером, служба технической поддержки должна быть незамедлительно проинформирована и переключена на решение проблемы.

В случае, если наблюдаются события, которые могут привести к сбою/существенной деградации сервиса системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова» в ближайшем будущем, ответственной команде сначала необходимо провести первичную диагностику, оценить риски и требуе­мые действия по восстановлению, и потом, в случае существенной вероятности возникно­вения сбоев провести работы по их превентивному устранению (если это возможно) в ином случае связаться с руководством для разработки плана ликвидации потенциальных угроз.

В любом случае, ответственной команде необходимо обладать информацией о:

  • Сервис(ы), предоставление которых полностью, либо частично, нарушено (мо­жет быть нарушено);

  • Прогнозное время устранения проблемы (если может быть определено на дан­ном этапе);

  • Возможные альтернативные способы предоставления сервиса, если таковые существуют.

После наступления аварийной ситуации сервисы будут недоступны для пользова­телей. Ответственной команде необходимо проинформировать основных сотруд­ников, которые используют сервисы.

Таким образом основными мероприятиями по обеспечению непрерывности являются:

Нулевая фаза – это обнаружение инцидента. В рамках данной фазы происходить первичное обнаружение инцидента, возможно лицами, не являющимися специалистами в данном вопросе, первичная оцен­ка степени серьезности повреждений и информирование ответственной команды.

Первая фаза – это идентификация инцидента и выбор стратегии. В рамках данной фазы происходит опознание характера возникших проблем, оценка степени серьезности создавшейся ситуации и производится выбор стратегии восстановления.

Вторая и третья фаза отвечают за частичное и полное восстановления сервиса системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова». В рамках данных фаз выполняется процесс частичного и полного восстановления сервиса соответственно. При этом в ходе работ возможно выявления непредвиденных обстоятельств, которые могут привести к изменению уровня инцидента и возврата к этапу выбора стратегии, возможно, с переходом на план более высокого уровня.

Четвертая фаза заключается в выходе в штатный режим функционирования. Данная фаза характеризуется обеспечением полного спектра услуг для сервиса системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова» и для ее пользователя, однако, его внутренняя архитектура отличает­ся от штатной.

Если же критически важный blade-сервер, который осуществляет работоспособность сервиса системы дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова» выходит из строят, то активируется миграции в короткий промежуток времени, что обеспечивает доступность сервиса для пользователя.

Заключительным процессом восстановления является проведение подробного документирования инцидента и процесса восстановления сервиса от его последствий. Кроме того, анализ процесса вос­становления может привести к изменениям в стратегии и планах обеспечения непрерывности сервисов.

Подводя итоги в данном параграфе был создан план обеспечения непрерывности процесса обучения в системе дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова», который демонстрирует поэтапное реагирование на различные ситуации, а также способствует эффективному функционированию данного процесса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью данной работы являлась разработка разработка плана по обеспечению непрерывности процесса обучения в системе дистанционного образования ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова». Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

  1. Изучено понятие и основные характеристики управления непрерывностью бизнеса.

В ходе данной задачи была описана терминология управления непрерывностью бизнеса. Одним из основных терминов является само управление непрерывностью бизнеса, под которым обычно понимается системный процесс оценки и принятий решений последствий возникших чрезвычайных ситуаций.

Так же был выделен не мало важный процесс составления корпоративных программ управления непрерывностью бизнеса, в который входили такие этапы, как:

  • Анализ бизнес-процессов предметной области

  • Анализ рисков

  • Оценка влияния на бизнес

  • Определение стратегии непрерывности бизнеса

  • Разработка и сопровождение планов непрерывности бизнеса

  • Информационная поддержка сотрудников компании

  • Поддержка и сопровождение программы управления непрерывностью бизнеса

  1. Описана деятельность центра электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».

В ходе данной задачи был описан центр электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий (ЦЭОР и ДОТ) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И. Носова».

После анализа деятельности центра, был выявлен критически важный процесс, а также оценены все возможные и существующие угрозы.

  1. Разработан план обеспечения непрерывности процесса обучения в системе дистанционного обучения ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова».

В ходе данной задачи был создан план обеспечения непрерывности процесса обучения в системе дистанционного образования «МГТУ им. Г.И. Носова», который демонстрирует поэтапное реагирование на различные ситуации, а также способствует эффективному функционированию данного процесса.

Подводя черту можно сказать, что в современных условиях различные предприятия желают сохранить свой статус даже в самых чрезвычайных ситуациях. Таким образом, составление плана управления непрерывностью бизнеса становится неотъемлемая часть функционирования любого предприятия в любых условиях.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Moodle [Электронный ресурс]. –2015. – Режим доступа:https://moodle.org/?lang=ru (дата обращения: 28.11.16)

  2. LMS and LCMS: В чем разница? [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.distance-learning.ru/db/el/b254358de85ffe70c325723b0032f739/doc.html (дата обращения: 23.11.16)

  3. Бондаренко Е.В., Чусавитина Г.Н. Управление непрерывностью ИТ- сервисов // Современная техника и технологии. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2014/06/3927 2.

  4. ГОСТ Р 7.0.11-2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 811-ст.

  5. Живоглядов, В. П. На пути к электронному университету [Текст]/ В. П. Живоглядов // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. –2014. – № 7. – С. 30 – 35.

  6. Куручбекова А.Б., Обеспечение непрерывности банковского бизнеса// Вестник Кыргызско-Российского славянского университета - 2014г. №8

  7. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова: [Электронный ресурс] - Режим доступа: 10.08.2014.

  8. Непрерывность бизнеса. Подходы и решения [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://www.jetinfo.ru/article/konsalting-audit/nepreryvnost-biznesa-podkhody-i (дата обращения: 23.11.16)

  9. О дистанционном обучении [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://onmcso.narod.ru/inf/do.htm (дата обращения: 02.11.16)

  10. Петренко С.А., Беляев А.В. Управление непрерывностью бизнеса. Ваш бизнес будет продолжаться. Информационные технологии для инженеров. — М.: ДМК Пресс; М.:Компания АйТи, 2011. — 400 с.

  11. Пономаренко К.В., Чернова Е.В. Разработка плана обеспечения непрерывной деятельности компании по предоставлению проектных услуг / Теоретические и прикладные аспекты современной науки: сборник научных трудов по материалам VIII Международной научно-практической конференции 27 февраля 2015 г.: в 7 ч. / Под общ. ред. М.Г. Петровой. – Белгород: ИП Петрова М.Г., 2015. – Часть VII. – 160 с. – с. 123-125 с. 3.

  12. Попова Е.В. Угрозы непрерывности бизнеса малого предприятия, занятого высокотехнологичным производством/ Е.В. Попова, Е.В. Чернова // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». – 2015. - № 1-1 (14). – С. 599-602. 4.

  13. Семь шагов к непрерывности бизнеса [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: https://habrahabr.ru/company/softline/blog/261053/ (дата обращения: 30.11.16)

  14. Стариченко, А. Е. Применение современных технических средств в e-learning /Стариченко А. Е., Сардак Л. В. //Педагогическое образование в России 2014, г. Екатеринбург. № 2 (12) / Урал. Гос. ун.-т. – Екатеренбург , 2014. С. – 143 – 145.

  15. Управление непрерывностью бизнеса. Ваш бизнес будет продолжаться. Информационные технологии для инженеров. – М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2011. - 400 с.: ил. 5.

  16. Хуторянская А.Д. Система непрерывного профессионального экономического и бизнес-образования// Философия образования - 2013г. №5

  17. Чернова, Е.В. Указания по оформлению курсовых работ для бакалавров направления 080500.62 «Бизнес-информатика»/ Чернова Е.В., Романова М.В./ – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. – 29 с.

  18. Чернова Е.В., Чусавитина Г.Н., Чусавитин М.О., Повитухин С.А. Обеспечение непрерывности ИТ-сервисов с использованием программно- определяемых систем хранения данных // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 11-3. – С. 524-529 6. Чусавитина Г.Н. Формирование компетентности в области менеджмента непрерывности бизнеса// Инновационные информационные технологии, 2012, № 1. С. 573-575.

  19. Чусавитина Г.Н. Построение информационной образовательной среды вуза на основе методологии менеджмента непрерывности бизнеса/В.Н. Макашова//Новые информационные технологии в образовании. Российский государственный профессионально-педагогический университет. -2015. -С. 389-394.

  20. Чусавитина Г.Н. Имитационное моделирование управления рисками информационной безопасности ИКТ-насыщенной образовательной среды вуза // Инновационные технологии обучения в высшей школе материалы Всероссийской научно-практической конференции - 2009.- С. 23-28.

  21. Электронное обучение (e-learning) [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://hotuser.ru/distanczionnoe-obuchenie/1142--e-learning (дата обращения: 26.11.16)

  22. Электронное обучение в ВУЗе [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://cdesbmt.blogspot.ru/2015_08_01_archive.html (дата обращения: 23.11.16)

  23. Юдалевич Н. В., Сабадел Аннелин , Бэр ле Корр МариКлэр Технология реализации эффективного бизнес-образования с помощью системы непрерывного адаптивного обучения СДО «Гекадем»// Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык - 2014г. №1

 

Просмотров работы: 499