Между тем, бренд территории может пониматься как территориальная идентичность, комплексно выраженная в символах и ценностях, которые отражаются в имидже данной территории. В связи с этим, в процессе разработки бренда территории важно проводить не только анализ позиционирования территории в средствах массовой информации или анализ конкурентной среды, но и исследование территориальной идентичности.
Следовательно, работа над ясным и жизнеспособным образом территории, включающим широкий спектр позитивных характеристик, безусловно, является сложнейшей задачей. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что такой образ не может быть сконструирован без учета от уже сложившихся аутентичных традиций города, особенностей существующей культуры, истории и представлений горожан. Так утверждает и Денис Визгалов: «конструируемый образ города не может быть надуманным или изобретенным, привнесенном извне. Он должен быть как можно более точным отражением идентичности города ― представлений городского сообщества о смысле и уникальных чертах своего города» [1, С.13]. Из этого следует, что бренд любой территории должен быть основан на ключевых компонентах территориальной идентичности, благодаря которой, жители ассоциируют свой город или регион с конкретным образом. Если жители одобряют бренд, то они начинают активно его использовать, распространяя его, как сарафанное радио, по всей стране и миру, что приводит к его всеобщей привлекательности и дальнейшей устойчивой узнаваемости. «Любой город зависит от своих жителей… не стоит забывать, что разочарованные горожане могут запустить нисходящую спираль» [2, С.23].
Резюмируя различные определения территориальной идентичности, отметим, что она напрямую связана с уникальными характеристиками места, которые порождают его особый дух. «Смысловым ядром понятия «территориальная идентичность» является территория, связь с которой…поддерживается благодаря значимым для человека ориентирам, символам, образам территории» [3, С.106]. Важно отметить, что территориальная идентичность формируется, с одной стороны, местоположением, климатом, историей, а с другой - внешним обликом территории, ее символикой, событиями и традициями. Кроме того, территориальная идентичность поддерживается благодаря процессам символического потребления. Относительно территории это означает, что для жителей особое значение приобретают символические места территории, выражающие ее аутентичность и поддерживающие ее отличительные маркеры: старые здания, памятные места, галереи, маленькие магазинчики, этнические рестораны, традиционные семейные магазины и т.д.
Таким образом, территориальная идентичность является важнейшим символическим ресурсом, который может быть успешно использован в брендинге территорий и, в частности, в городском брендинге. Именно территориальная идентичность позволяет отличить, например, Великий Новгород от Нижнего, или Архангельск от Мурманска. Как отметил Ричард Телльстрём, «uniqueness is an essential factor in creating authenticity» [4, С. 69], т.е. «уникальность – это существенный фактор в создании аутентичности». Следовательно, акцент на уникальность территории, а отсюда и территориальной идентичности, сегодня становится осью в процессе формирования устойчивого бренда территории.
Список литературы:
Визгалов Д.В. Брендинг города. - М, 2011. - 160 с.
Брендинг территорий. Лучшие мировые практики / Под ред. Кейта Динни. М., 2013.
Федотова Н.Г. Территориальная идентичность как символический ресурс региона // Вестник НовГУ. Серия «Гуманитарные науки». 2015. № 90. - С. 105-108.
Keith Dinnie. City Branding Theory and Cases. – Palagrave Macmillan, 2011. - 238 с.