ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Филатова В.И. 1, Шанц Е.А. 1
1Сургутский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание: определено пространство и время в образовательном процессе. В документе сказано, что основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов [7].

В условиях внедрения ФГОС НОО внеурочная деятельность приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования. Внеурочная деятельность позволяет ребенку выбрать область интересов, развить свои способности. Стоит отметить, что для школы внеурочная деятельность обязательна, а ребенок имеет право выбора.

В нормативных документах обозначены основные направления развития личности во внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное; духовно-нравственное; социальное; общеинтеллектуальное; общекультурное [7].

Согласно базисному учебному плану начального общего образования организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе.

Термин «внеурочная деятельность» не является абсолютно новым. Для школы внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью образовательного процесса. Однако научный смысл и значение этого понятия менялись со временем и зависели от приоритетов, мировоззренческих установок исследователя, идеологических и культурных требований общества.

В педагогических словарях и энциклопедиях чаще всего встречается термин «внеклассная работа». Она рассматривалась как организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков, развития индивидуальных способностей, а также для проведения ими разумного отдыха [4].

Внеклассная работа рассматривалась как составная часть учебно-воспитательной работы школы, которая организуется во внеурочное время.

Ш.А. Амонашвили внеурочную работу рассматривал, как составную часть учебно-воспитательного процесса школы, одну из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей [1].

Следовательно, большинство авторов считают, что внеклассная работа - учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время. Таким образом, внеурочная и внеклассная работа в основном отождествляются.

Мы в своем исследовании придерживаемся определения, которое обозначено во ФГОС НОО и считаем, что внеурочная деятельность – это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

В Примерных программах начального общего образования выделено основное преимущество организации внеурочной деятельности непосредственно в образовательной организации, которое заключается в создании условий для полноценного пребывания ребенка в образовательной организации в течение дня, содержательном единстве учебной, воспитательной и развивающей деятельности [6]. По мнению Биркле Н.В. основным преимуществом внеурочной деятельности является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие.

Часть внеурочных занятий изначально предполагает выбор интересного для обучающихся вида деятельности. Он может быть определен с учетом пожеланий родителей конкретного класса. Обучающиеся получают возможность попробовать себя в различных видах деятельности, осознать свои интересы, проявить способности получить опыт творческой деятельности [3].

Следовательно, внеурочная деятельность предполагает для каждого обучающегося индивидуальный образовательный маршрут, который разрабатывается классным руководителем и выдается ученику и его родителям (законным представителям).

При организации внеурочной деятельности автор выделяет следующие принципы:

- принцип учета потребностей обучающихся и их родителей;

- принцип преемственности;

- принцип разнообразия направлений внеурочной деятельности;

- принцип учета социокультурных особенностей школы, программы развития образовательного учреждения;

- принцип учета региональных разработок для организации внеурочной деятельности;

- принцип взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта;

- принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности;

- принцип учета возможностей учебно-методического комплекта, используемого в образовательном процессе.

В исследовании Землянской Е.Н. выделены отличительные особенности внеурочной деятельности: добровольность участия; возможность выбора детьми формы своего участия; активность и самостоятельность; личностная значимость деятельности, творчество; личностная ориентированность работы педагога; опора на ценностные отношения; сотрудничество сверстников и представителей разных возрастов; системность, предполагающая выбор методов, форм, средств организации [4].

Во ФГОС НОО обозначены различные формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, студии, КВН, сообщества, походы, олимпиады, соревнования и т.д. Перечисленные формы в начальной школе должны способствовать формированию: целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов; эстетических потребностей, ценностей и чувств; навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Проанализировав нормативную документацию, можно сделать вывод, что при правильном выборе форм организации внеурочной деятельности, педагог способен целенаправленно достигать в них воспитательных результатов разных уровней и воспитательных эффектов у младших школьников.

Григорьева Д.В., Степанова П.В., выделяя характеристику внеурочной деятельности, обозначают следующую классификацию результатов:

1 уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.

2 уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.

3 уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

В своем исследовании Анализ психолого-педагогической литературы позволяет доказать, что если педагог будет учитывать особенности организации внеурочной деятельности, то данная деятельность будет эффективна и позволит учащимся реализовать свои способности в полной мере. На основании изложенного материала, так же отметим, внеурочная деятельность позволит обучающимся развиваться в соответствии с их интересами и возможностями, позволит им раскрыть свои возможности, развить свои навыки, а значит, во внеурочное время для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста созданы все необходимые условия.

Литература:

1. Амонашвили, Ш.А. Личностно- гуманная основа педагогического процесса. [Текст] / Ш.А. Амонашвили. - М.: Университет, 1990.- 88c.

2. Биркле, Н.В. Особенности организации внеурочной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС НОО /Биркле Н.В. [Текст] // Школа управления образовательным учреждением. Опыт. Практика. Лучшие решения. – 2013. - №10. – с.15-23

3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. : Просвещение, 2011.- 223 с.

4. Землянская, Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата [Текст] / Е.Н. Землянская. - М.Издательство Юрайт, 2015. - 507 с.

5. Каирова, И. А. Педагогический словарь [Тест] / И.А. Каирова. М.: Просвещение, 1960. - 256 с

6. Примерные программы начального общего образования [Текст]: в 2 ч. Ч.1. - М.: Просвещение, 2008. - 315c.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. 2-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 31 с.

Просмотров работы: 1990