СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ЛИДЕРСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ЛИДЕРСТВА

Кулинич А.С. 1, Бойчук В.И. 1
1ОмГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация

История развития природы лидерства уходит корнями в далекое прошлое. Человечество всегда рассматривалось как результат деятельности выдающихся личностей. На протяжении многих лет философы, социологи, психологи изучали основные моменты развития лидерства. Вследствие этого, точки зрения возникновения природы лидерства разнообразные. Одни считают, что лидера "делают" окружающие его люди. Лидер понимается как человек, который наиболее успешно осуществляет ориентацию на других людей. Другие настаивают, что лидера формируют. Каждая ситуация выдвигает на первый план людей, которые способны ее разрушить. Таким образом, существует большое количество точек зрения на природу лидерства.

Abstract

The history of the development of the nature of leadership have their roots in the distant past. Mankind has always been seen as a result of the activities of outstanding individuals. Over the years, philosophers, sociologists, psychologists studied the highlights of leadership development. Consequently, the point of view of the nature of occurrence of a variety of leadership. One side of the scientists believe that the leaders of the "make" people around him. The leader is understood as the person who most successfully implemented focus on other people. Others insist that the leaders of the forms. Each situation highlights the people who are able to destroy it. Thus, there are many points of view on the nature of the lead.

В управлении организацией основной фигурой является менеджер-лидер. Менеджер-это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий задачи по управлению персоналом. Можно сказать, что менеджер является ключевым лицом в организации. Стоит заметить, что в организации не все менеджеры играют одинаковую роль, задачи, которые решает менеджер, далеко не одинаковы и, наконец, функции выполняемые менеджером тоже не идентичны. Это связано с тем, что функции организации различны и у них существует своя иерархия, а также с тем что, существуют различные виды управленческой деятельности. Существование организации невозможно без менеджеров.

Под руководством подразумевается либо личность, либо же группа (руководящий состав), или же процесс, который обладает индивидуальными особенностями способов управления организацией. Синонимами слов «руководство» и руководитель» являются слова «лидерство» и «лидер». Чтобы понять сущность природы лидерства необходимо его сравнить с управлением. Быть лидером и быть менеджером в организации- это не одно и тоже.

Менеджер в своей организационной деятельности и построения отношений с подчиненными, полагается и использует свои должностные качества. Лидерство как тип отношений управлений основывается на процесс социального воздействия, а именно, взаимодействие в организации. Этот процесс является сложным, который требует высокого уровня взаимодействия его участников. Отношения свойственные традиционному взгляду на управление «начальник-подчиненный», заменяется отношениями «лидер-последователь».

Если в качестве примера взять директора какого-либо предприятия, по должности он будет являться менеджером. Это открывает ему дорогу к лидерству.

Формально лидерство - это процесс влияния на людей с позиции занимаем в организации должности. Директор, в своем влиянии на людей не может полагаться только на свою должность. Это выясняется тогда, когда становится очевидным, что один из его заместителей, имеющий меньше полномочий, пользуется большим успехом в управлении в конфликтных и стрессовых ситуациях или при решении проблем предприятий. Этот заместитель пользуется доверием, поддержкой, уважением у сотрудников за свое хорошее отношение к ним.

Быть менеджером в организации, это не значит, что он является автоматически лидером. Можно занимать первую должность, но не быть лидером в ней. В приведенном выше примере, лидером в организации будет считаться скорее заместитель, чем его начальник.

Неформальное лидерство – это процесс влияния через умение способности, необходимые людям. Особенностью данного типа лидерства обусловливается личностной основой власти и источников питающих ее. Для лидерства будет считаться использование эффективного сочетания обеих основ власти.

При лидерстве побуждение воодушевления заменяют принуждение и сила. В итоге, лидерского воздействия строится на принятие людьми требование лидером без его прямого проявления власти. Лидер способен влиять на людей, что дает возможность использовать его власть получаемая от его последователей.

Лидерство – это тип управленческого взаимодействия, который основан на эффективном сочетании источников власти и направлен на побуждение людей к общей цели. Лидерство характеризуется:

  • управление вниманием, или способность так представить сущность результата, цели и направления действий, чтобы это было привлекательным для последователей;

  • управление значением, или способность так передать значение созданного образа, цели или видения, чтобы они были поняты и приняты последователями;

  • управление собой, или способность настолько хорошо знать и вовремя признавать свои сильные и слабые стороны, чтобы для усиления своих слабых сторон умело привлекать другие ресурсы, включая ресурсы других людей.

Существуют подходы к определению эффективного лидерства:

  • Подход с позиции личных качеств, рассматривается как способность лидера, обладающий набором достаточно устойчивых качеств. Лидер рассматривается, как человек с врожденным набором черт характера, которые присуще только ему. Главная идея этого подхода: лидерами не рождаются – ими становятся.

  • Поведенческий подход, основывается на изучении лидерского поведения и его воздействия на подчиненных. Критерий отбора в этом подходе – лидерское поведение.

  • Ситуационный подход, подразумевает взаимодействие различных ситуационных факторов. Этот подход позволяет предугадать возможное поведение лидера и его последствия.

Лидерский тип является специфическим типом отношений в управлении или же основой лидерства. Лидерский тип отношений «лидер - последователь», возник намного раньше отношений «начальник - подчиненный», который появился только в период первой промышленной революции. Мы с ранних лет начинаем следовать за лидером и это вполне естественно. Примером могут послужить учителя в школе, родители, различные герои с кем в детстве мы хотели себя ассоциировать.

На ранней стадии лидер занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные занимают более низкие позиции. Управление преобладает над всем сообществом, только через централизованную власть. В данном типе руководство последователь применяет свои умения во благо организации, возглавляемой лидером. Этот тип лидерских отношений носит название «мастер-раб». В этом случае лидерская власть может распространяется на решения, которые связаны с жизнью и смертью ведомого сообщества.

Продуктивность организации, которая основана на раннем этапе лидерских отношений проявляется в способности, в короткие сроки, быстро выполнять трудную задачу. Данный результат, может быть достигнут, когда все сотрудники организации скооперируются вокруг одного лидера. Но в тоже время это является его слабой стороной, для данного типа отношений. Во-первых, для проведения каких-либо организационных изменений зависит от необходимого желания у лидера. Во-вторых, лидер достигнув своей цели удерживает свою власть искусственным путем, что как правило не всегда соответствует интересам остальных членов организации. В-третьих, уход лидера из организационной деятельности на неопределенное время, приводит к соответствующему снижению продуктивной деятельности организации.

Данный тип лидерства наблюдается в торговом, семейном и фермерском бизнесе. Этот тип является самым распространенным и до сих пор существует в лидерстве. Лидерские отношения характеризируются тем, что сторонники признают лидера как основная часть группы(организации), с условием того, что показал свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть при помощи последователей, когда они признают его в качестве лидера. Для поддержании своей должности лидеру необходимо предоставлять возможность удовлетворять не только свои потребности но и потребности группы(организации). В ответ они способны удовлетворить лидерские позиции во властвование над ними, оказывая ему необходимую поддержку в достижении целей.

По различным причинам, лидеров постигают как успех, так и неудача, которые приходят при наличии одинаковых способностей и умений. Для успеха необходимо иметь способность создавать представление о будущем состоянии организации. Также успех лидера характеризует то, что он направляет последователей к правильной последовательности действий, которая ведет к достижению поставленных целей. Лидер становится привлекательным для группы(организации) благодаря тому, что он способен видеть то ,что в конечном счете будет достигнуто в результате совместных усилий лидера и последователей. Но это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворения его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела.

В передаче последователям видения в такой форме, чтобы оно вселяло в них энтузиазм и обязательства, лидеру может помочь использование эффективной коммуникации. В современных условиях людей может побудить к действиям факт их непосредственного сознательного участия (через собственность или процесс) в решениях и их творческой реализации, что предполагает наделение их соответствующими правами и полномочиями. Это означает, что лидер должен обладать способностью и умением делить свою власть с последователями, делать их частью общего дела, а не слепыми исполнителями. В современных условиях эффективное лидерство - это не железная или твердая рука, а высокая чувствительность к потребностям последователей, которая проявляется в развитии работников, во включении их в групповую работу, в оказании им помощи в достижении личных целей.

Признается, что лидерским способностям и умениям можно научиться. Лидерами становятся не сразу. Этому обычно предшествует определенный тип карьеры в организациях, помогающий развить эти навыки и умения. В ведущих школах бизнеса существуют программы развития лидерских качеств у тех, кто собирается стать лидером. При этом основополагающим является то, что лидерство – это не набор навыков и умений, а качества характера, такие как, например, принятие на себя риска.

Сила лидерского влияния прямо пропорциональна степени принятия последователями того, что лидер предлагает сделать. Власть и влияние являются главными в работе лидера. Экспертная власть может помочь лидеру вести последователей за собой, если они поверили тому, что лидер имеет больше знаний в определенной области, чем они. Но в целом экспертная власть имеет узкое применение, и возможность ее использования обратно пропорциональна уровню, занимаемому лидером в организации.

Право на власть приобретается лидером в ходе его карьеры и исходит из его позиции в организации. Однако реально этим правом лидер может пользоваться до того момента, пока это признается его последователями и принимается ими как указание к действию.

Власть информации в лидерском варианте связана с индивидуальными способностями и умением лидера соединять на своем уровне не соединяемые концы информационных потоков.

Принятие решения как источник власти важно для лидера на этапе его “последнего слова”, которого, как правило, ждут от него последователи. Эффективное лидерство предполагает участие последователей на всех остальных этапах принятия решения и высокий уровень “решительности” у самого лидера.

Власть над ресурсами используется эффективным лидером для сбалансирования недостатков и улучшения состояния дел.

Власть связей, играет все большее значение для эффективного лидерства, реализуемая, путем создания сетевых структур, которые способствуют поддержанию эффективного лидерства на должном уровне без количественного роста организации. Ну и в заключение можно сказать что, лидер всегда должен стремиться к эффективному использованию всех возможных и имеющихся у него основ и источников власти, так как это является одним из главных условий эффективного лидерства.

Список литературы

  1. Валигурский Д.И. Организация предпринимательский деятельности: учеб.пособие/ Д.И. Валигурский. М.: 2013-256с.

  2. Виханский, О. С. Менеджмент : учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов.

  3. Грибов, В. Д. Инновационный менеджмент : учебное пособие / В. Д. Грибов, Л. П. Никитина. – Москва : ИНФРА-М, 2014. – 311 с. — (Высшее образование: Бакалавриат).

  4. Политология: учебник-2-е изд., Д.В. Доленко, И.В. Бахлов, О.В. Бахлова, 2007.- 424с.

  5. http://kulturoznanie.ru/politology/sushhnost-i-priroda-liderstva/

Просмотров работы: 808