РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

Сидорова М.П. 1, Сидорова М.П. 1
1СФУ, Институт управления бизнес-процессами и экономики
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. Данная статья посвящена основам реинжиниринга бизнес-процессов в экономике. Обозначены основные пути улучшения управления на предприятии и средства реализации.

Методология реинжиниринга бизнес-процессов – это раздел информатики, предполагающий информационные процессы в экономике и объективную необходимость их автоматизации.

Современные информационные технологии развиваются, и открывают широкие возможности для совершенствования процесса управления. Стала актуальной проблема комплексной автоматизации управленческой деятельности для каждой организации, независимо от ее размеров, сложности иерархии управления.

Реинжиниринг бизнес-процесса (РБП) — фундаментальное переосмысление и радикальная модификация бизнес-процессов для достижения перелома в работе по совершенствованию в критических текущих показателях, таких как затраты, качество, обслуживание и скорость. РБП — это философия совершенствования.

Задача РБП — достижение фундаментальных улучшений путем перепроектирования процесса таким образом, чтобы максимизировать добавление ценности, а прочие показатели минимизировать.

Этот подход можно применить как на уровне отдельного процесса, так и на уровне целой организации. Согласно определению М. Хаммера, реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы [1]. Одной из главных целей РБП это прорыв и улучшение в показателях, а так же увеличение доли действий, связанных с добавлением ценности. РБП — это фактически собрание более или менее похожих инструментов. За счет согласованности элементов, в отличие от упрощения, и достигается желаемый прорыв. Можно обозначить два принципиально разных способа применения РБП – это систематический реинжиниринг и реинжиниринг с чистого листа. Сделать выбор одного из способов поможет определение роли, которую играет бизнес-процесс. Систематический применим в тех случаях, когда текущий процесс понятен, он документирован и проанализирован для систематического создания новых и улучшенных процессов. Реинжиниринг с чистого листа – это когда новый процесс создается с нуля, а существующий разрушается и утилизируется [2].

Реинжиниринг бизнес-процессов предприятий проводится для того, чтобы спроектировать систему управления процессами предприятия, которая обеспечивает разработку стандарта управления. Любое предприятие состоит из процессов, которые отражают ее деятельность. Они соответствуют естественным операциям, но часто фрагментированы и скрыты за организационными структурами. Процессы незаметны и не имеют названий, потому что люди думают об отделах, а не о процессах, в которых они участвуют. Процессами обычно никто не управляет – в том смысле, что людей назначают директорами отделов или рабочих подразделений, но, ни на кого не возлагают полную ответственность за выполнение работы. Чтобы лучше понять процессы, из которых состоит предприятие, им необходимо дать названия и выразить их начальное и конечное состояние. Название должно передавать суть всей работы, которая проводится между началом и концом процесса. Прежде чем начать описания процесса, необходимо определить его цель и участвующие в нем стороны. Первым шагом является описание окружения бизнес процесса, которое представляет совокупность входов и выходов бизнес–процесса с указанием поставщиков и клиентов. Далее следует описания его внутренней структуры. Для разработки эффективной системы управления предприятием бизнес-процессы представляются в виде совокупности элементов. Основные элементы бизнес–процессов являются решаемые задачи и выполняемые комплексы работ. Взаимосвязь бизнес–процессов в этом случае рассматривается как взаимосвязь задач, входящих в состав этих бизнес–процессов. Каждая бизнес–задача должна иметь одного единственного исполнителя, который в свою очередь может отвечать за решение нескольких бизнес-задач. В качестве исполнителей выступают, как правило, организационные единицы предприятия. Бизнес-задачи различных сегментов деятельности предприятия должны реализовываться профильными подразделениями. Логическая последовательность решения задач одного бизнес-процесса представляет собой организационно-логическую сущность бизнес-процессов. Если рассматривать все бизнес-процессы, а, следовательно, все задачи бизнес- процессов для всего предприятия во времени, то получится организационно-логическая сущность функционирования всего предприятия. Отобразить такую сущность можно используя модель IDEF3, которая предназначена для описания потоков работ. Связи бизнес-задач по продуктам, по используемым ресурсам представляет собой продуктовую модель деятельности предприятия, которая может быть построена по методологии IDEF0 в виде схемы. Продуктовая модель позволяет управлять стоимостью, построить экономические отношения между исполнителями. А также продуктовая модель может использоваться для распределения фондов стимулирования и инвестиций [3].

В процедуре проведения РБП можно выделить четыре фазы.

1. Планирование. Определяется проект РБП, формируется команда проекта и, если это возможно, определяются цели проекта.

2. Реинжиниринг, основанный на существующем процессе. Набор методов позволяет перестроить процесс, поднять его уровень, чтобы в результате резко его улучшить.

3. Преобразование. Определяют, как внедрить новый процесс с учетом существующего процесса, потребных инвестиций, обучения и т.п.

4. Внедрение. Решения, выработанные и утвержденные на двух предыдущих фазах, внедряются и меняется процесс [4].

В практической экономике и менеджменте все шире используется процессный подход. Когда бизнес и деятельность предприятия рассматривается, как множество бизнес-процессов. Процессно-задачную технологию управления можно рассматривать как процессно-продуктовую технологию управления продуктами, представляющими ценность в деятельности предприятия. Количество бизнес-задач существенно меньше количества бизнес-функций, поэтому бизнес-задачи пригодны в качестве элемента управления. Таким образом, процессно-задачный подход при выделении бизнес-процессов и бизнес-задач использует следующие принципы: каждый бизнес-процесс содержит бизнес-задачи, а бизнес-задача в свою очередь должна иметь выходной продукт.

Список используемых источников.

  1. Валеолухина, С. В. Бизнес-инжиниринговые технологии: метод. рекомендации / С. В. Валеолухина. – Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2010. – 87 с.

  1. Вяткин, Е. Г. Понятие реинжиниринга бизнес-процессов : учеб. пособие / Е. Г. Вяткин, Н. В. Колосова. – Москва : Академия, 2011. – 122 с.

  1. Елизаров, Е. А. Методы оптимизации бизнес-процессов. [Электронный ресурс] : выписки научных статей / Е. А. Елизаров // Электрон. статья. – Режим доступа: http://www.itstan.ru/

  1. Елиферов, В. Г. Бизнес-процессы: Регламентация и управление : учебник / В.Г. Елиферов, В.В. Репин. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 319 с

Просмотров работы: 778