Проблема патриотического воспитания приобретает особую актуальность для российского общества, переживающего выход из кризиса. В этой связи особую значимость приобретает воспитательная деятельность педагогов, осуществляемая в общеобразовательных учреждениях. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, обуславливают изменения в социокультурной жизни, влияют на переоценку ценностей в сознании подрастающего поколения.
Актуальность и значимость патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ. Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.
Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, изучение практики работы ДОУ, позволило нам провести опытно-экспериментальную работу по данной проблеме. В соответствии с целями и задачами данного исследования нами были изучены теоретические аспекты воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.
Патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования и включает в себя следующие задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о своем государстве; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, уважения к другим народам.
Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективную организацию патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, выступают: ведущая роль педагога, «одушевляющего» предметный мир в дошкольном образовательном учреждении; поддерживаемая педагогом активная познавательная позиция ребенка при освоении предметного мира в игровой и других видах деятельности; предметный мир, целенаправленно организуемый с учетом комплексного развития ценностного влияния компонента развивающей предметной среды на личность ребенка.
В ходе исследовательской работы мы выявили и систематизировали средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Средства патриотического воспитания мы объединили в несколько групп: художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и пр.) способствуют эмоциональной окраске познаваемых явлений; природа родного края вызывает у детей гуманные чувства; собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность) – выполняет функцию выработки практики нравственно-патриотического поведения; общение с воспитателем, сверстниками, другими значимыми взрослыми людьми выполняет задачи корректировки представлений о патриотизме; атмосфера, в которой живет ребенок, определяет линию его поведения и влияет на формирование патриотических качеств.
Средства воспитания становятся эффективными в сочетании с адекватными методами и формами воспитательной работы. Нами было дано обоснование целесообразности выбора форм и методов, применяемых в работе по патриотическому воспитанию дошкольников в условиях детского сада.
В соответствии с целями и задачами патриотического воспитания детей дошкольного возраста нами было определено содержание проводимой в детском саду соответствующей работы. В ходе исследования был сделан вывод о том, что содержательный компонент патриотического воспитания должен формировать следующие представления детей: о семье, своей родословной; о культуре народа, его традициях, народном творчестве; о природе родного края и страны, деятельности человека в природе; об истории страны, отраженной в художественной литературе, названиях улиц, памятниках; о символике родного края и страны; о самых известных деятелях страны; о живущих вместе с нами людях других национальностей.
Равнозначными содержательному компоненту патриотического воспитания детей мы считаем эмоционально-побудительный (положительные чувства ребенка к окружающему миру) и деятельностный (отражение отношения к миру в детской деятельности) компоненты.
Принимая во внимание теоретическое обоснование проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, была разработана программа «Буду патриотом». Программой определены условия эффективной организации педагогического процесса по патриотическому воспитанию дошкольников: обеспечение благоприятной эмоциональной среды в детском саду и семье; тесное сотрудничество воспитателей и родителей ребенка; подготовленность родителей и воспитателей к решению проблемы воспитания патриотических чувств; построение образовательного процесса на основе субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей для активизации интереса дошкольников к патриотическим объектам и предоставление детям возможности для самостоятельной и коллективной творческой деятельности (познавательной, игровой, практической, общения).
Структура и содержание программы «Будь патриотом» разработаны исходя из вышеперечисленных целей и задач по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Реализация программы может принести положительные результаты воспитания детей, если будут реализованы условия эффективной организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.
Целью констатирующего эксперимента было выявить уровень сформированности патриотических чувств у детей 5-7 лет.
В ходе констатирующего эксперимента мы использовали следующие методы:
Анализ педагогической документации;
Анкетирование;
Наблюдение;
Математический анализ результатов исследования.
На начальном этапе исследования был выявлен характер работы, проводимый с детьми. Для этого был проведен анализ педагогической документации (перспективный и календарный план).
Следующим этапом была диагностика сформированности у детей 5-7 лет чувства патриотизма для этого мы, использовали следующую анкету, состоящую из 4-х блоков:
- Знание родного края;
- Толерантность;
- Права ребенка;
- Обязанности ребенка.
Результаты данного этапа исследования позволили сделать вывод, что чувства патриотизма у детей развито недостаточно. Были разработаны системы комплексных занятий по следующим блокам: знание о родном крае, толерантность, права и обязанности ребенка