ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кононова А.И. 1
1Адыгейский государственный университет, 3 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Характерной особенностью развития современного отечественного образования является повышенный интерес к теоретическому изучению, методологическому осмыслению феномена патриотизма: его сущности и истоков, форм проявления, идеалов и ценностных ориентиров гражданина и патриота России; его влияния на процесс формирования молодого россиянина, живущего в третьем тысячелетии.

Проблема патриотического воспитания приобретает особую актуальность для российского общества, переживающего выход из кризиса. В этой связи особую значимость приобретает воспитательная деятельность педагогов, осуществляемая в общеобразовательных учреждениях. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Социально-экономические преобразования, происходящие в стране, обуславливают изменения в социокультурной жизни, влияют на переоценку ценностей в сознании подрастающего поколения.

Актуальность и значимость патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством РФ. Программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание, цели и задачи в современных условиях.

Проведенный анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, изучение практики работы ДОУ, позволило нам провести опытно-экспериментальную работу по данной проблеме. В соответствии с целями и задачами данного исследования нами были изучены теоретические аспекты воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста.

Патриотическое воспитание детей является одним из основных направлений дошкольного образования и включает в себя следующие задачи: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе, уважения к труду, расширение представлений о своем государстве; развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны, уважения к другим народам.

Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективную организацию патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении, выступают: ведущая роль педагога, «одушевляющего» предметный мир в дошкольном образовательном учреждении; поддерживаемая педагогом активная познавательная позиция ребенка при освоении предметного мира в игровой и других видах деятельности; предметный мир, целенаправленно организуемый с учетом комплексного развития ценностного влияния компонента развивающей предметной среды на личность ребенка.

В ходе исследовательской работы мы выявили и систематизировали средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Средства патриотического воспитания мы объединили в несколько групп: художественные средства (художественная литература, изобразительное искусство, музыка, кино и пр.) способствуют эмоциональной окраске познаваемых явлений; природа родного края вызывает у детей гуманные чувства; собственная деятельность детей (игра, труд, учение, художественная деятельность) – выполняет функцию выработки практики нравственно-патриотического поведения; общение с воспитателем, сверстниками, другими значимыми взрослыми людьми выполняет задачи корректировки представлений о патриотизме; атмосфера, в которой живет ребенок, определяет линию его поведения и влияет на формирование патриотических качеств.

Средства воспитания становятся эффективными в сочетании с адекватными методами и формами воспитательной работы. Нами было дано обоснование целесообразности выбора форм и методов, применяемых в работе по патриотическому воспитанию дошкольников в условиях детского сада.

В соответствии с целями и задачами патриотического воспитания детей дошкольного возраста нами было определено содержание проводимой в детском саду соответствующей работы. В ходе исследования был сделан вывод о том, что содержательный компонент патриотического воспитания должен формировать следующие представления детей: о семье, своей родословной; о культуре народа, его традициях, народном творчестве; о природе родного края и страны, деятельности человека в природе; об истории страны, отраженной в художественной литературе, названиях улиц, памятниках; о символике родного края и страны; о самых известных деятелях страны; о живущих вместе с нами людях других национальностей.

Равнозначными содержательному компоненту патриотического воспитания детей мы считаем эмоционально-побудительный (положительные чувства ребенка к окружающему миру) и деятельностный (отражение отношения к миру в детской деятельности) компоненты.

Принимая во внимание теоретическое обоснование проблемы патриотического воспитания детей дошкольного возраста, была разработана программа «Буду патриотом». Программой определены условия эффективной организации педагогического процесса по патриотическому воспитанию дошкольников: обеспечение благоприятной эмоциональной среды в детском саду и семье; тесное сотрудничество воспитателей и родителей ребенка; подготовленность родителей и воспитателей к решению проблемы воспитания патриотических чувств; построение образовательного процесса на основе субъектно-субъектного взаимодействия педагогов и детей для активизации интереса дошкольников к патриотическим объектам и предоставление детям возможности для самостоятельной и коллективной творческой деятельности (познавательной, игровой, практической, общения).

Структура и содержание программы «Будь патриотом» разработаны исходя из вышеперечисленных целей и задач по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Реализация программы может принести положительные результаты воспитания детей, если будут реализованы условия эффективной организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении.

Целью констатирующего эксперимента было выявить уровень сформированности патриотических чувств у детей 5-7 лет.

В ходе констатирующего эксперимента мы использовали следующие методы:

  • Анализ педагогической документации;

  • Анкетирование;

  • Наблюдение;

  • Математический анализ результатов исследования.

На начальном этапе исследования был выявлен характер работы, проводимый с детьми. Для этого был проведен анализ педагогической документации (перспективный и календарный план).

Следующим этапом была диагностика сформированности у детей 5-7 лет чувства патриотизма для этого мы, использовали следующую анкету, состоящую из 4-х блоков:

- Знание родного края;

- Толерантность;

- Права ребенка;

- Обязанности ребенка.

Результаты данного этапа исследования позволили сделать вывод, что чувства патриотизма у детей развито недостаточно. Были разработаны системы комплексных занятий по следующим блокам: знание о родном крае, толерантность, права и обязанности ребенка

 

Просмотров работы: 397