Организации могут вынести для себя большую выгоду, располагая в наличии документированной моделью бизнес-процессов. Это придает ее деятельности большую прозрачность, что в свою очередь является дополнительным стимулирующим фактором инвестиционной привлекательности для организации.
Для развивающихся компаний, стремящихся обеспечить конкуренцию на рынке, особенно важно четкое понимание роли моделирования бизнес-процессов и его необходимости, и места в организации.
Одним из главных факторов успеха деятельности транспортной компании становится совершенствование существующего бизнес процесса, связанного также с перевозочным процессом.
Чтобы бизнес процесс соответствовал всем требованиям, а также был понятен каждому сотруднику, его нужно исчерпывающе описать. Есть несколько методов описания бизнес процессов:
собственно моделирование бизнес процесса – для него используют стандарт IDEF0, с помощью которого можно описать весь процесс от низшего до высшего уровня в его функциональном процессе;
описание потока работ – этот метод близок к алгоритмическому, для описания которого пользуются стандартом IDEF3;
метод описания потока данных – с его помощью описываются последовательности работ с помощью DFD;
некоторые другие методологии.
В данной работе рассмотрены основные методы моделирования бизнес-процессов транспортных компаний, приведены их достоинства и недостатки.
Для моделирования информационных систем используется несколько различных методов, основой которых являются как структурный, так и объектно-ориентированный подходы к моделированию. Ниже рассмотрены основные методы моделирования.
Моделирование потоков данных DFD
В основе данного метода лежит построение модели информационной системы предприятия. В соответствии с методом модель системы определяется как иерархия диаграмм потоков данных (DFD), описывающих функциональные процессы преобразования информации. Диаграммы верхних уровней иерархии определяют основные процессы (подсистемы) с внешними входами и выходами. Они детализируются при помощи диаграмм нижнего уровня. Цель такого представления – продемонстрировать, как каждый процесс преобразует свои входные данные в выходные, а также выявить отношения между этими процессами. Метод DFD используются для описания процессов при внедрении процессного подхода к управлению организацией. Нотация DFD позволяет описывать потоки документов (документооборот) и потоки ресурсов (например, движение материалов от одной работы к другой).
Метод функционального моделирования SADT (IDEF0)
Метод SADT (Structured Analysis and Design Technique) представляет собой совокупность правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели информационной системы предприятия. Основой метода является структурирование деятельности организации в соответствии с ее процессами. Построенная функциональная модель информационной системы содержит диаграммы, фрагменты текстов и глоссарий. Основные преимуществами метода являются полнота описания предметной области, возможность детализации потоков данных и информации, получение моделей стандартного вида и простота документирования процессов.
Методология моделирования IDEF3
Модель в нотации IDEF0 позволяет получить общее представление о функциях, выполняемых моделируемой системой, и связях между функциями, действиями. Модель в нотации IDEF3 позволяет проследить логику взаимодействия процессов, функций. Техника IDEF3 является частью структурного анализа. Можно сначала построить функциональную модель в нотации IDEF0, проведя исследования предметной области. Затем, используя полученные знания о предметной области, построить отдельную модель в нотации IDEF3. А можно создать смешанную модель, дополняя по мере необходимости функциональную модель в нотации IDEF0 диаграммами в нотации IDEF3. Также можно дополнять модель DFD диаграммами в нотации IDEF3.
В данной работе проведено сравнение наиболее популярных методов, предназначенных для моделирования бизнес-процессов транспортных компаний. Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки, поэтому говорить о преимуществе той или иной методологии бессмысленно. В зависимости от целей моделирования и масштаба предметной области эти преимущества могут, как усиливаться, так и ослабевать.