Выделяют большое количество различных видов проектной деятельности, отличающихся по различным критериям [2]. Мы предлагаем проект по русскому языку, который включает в себя две темы: «Непроизносимые согласные в корне слова. Парные звонкие и глухие согласные в корне слова».
Цель нашего проекта – знакомство учащихся с новыми орфограммами и применение их на практике.
Проект рассчитан на возраст 8-9 лет (2 класс).
Для реализации поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Обучающая: объяснить, какие согласные считаются парными звонкими и глухими, показать способ проверки парных звонких и глухих согласных; повторить ранее изученные орфограммы корня слова; объяснить, какие согласные считаются непроизносимыми, показать способ проверки непроизносимых согласных; повторить ранее изученные орфограммы корня слова;
2. Развивающая: развивать орфографическую зоркость, внимание, память, логическое мышление;
3. Воспитывающая: воспитывать уважение к родному языку, интерес к изучаемому предмету, культуру общения, умение работать индивидуально и коллективно.
Для проведения урока необходимо следующее оборудование: проектор, доска, компьютер, раздаточный материал.
В нашем классе 24 учащихся. Мы разделили их на две группы, по 12 человек в каждой. Первая группа получила задания по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова». Вторая группа: «Парные звонкие и глухие согласные в корне».
Приведем пример заданий материалов, подобранных обучающимися.
1-я группа:
найти загадку с изучаемой орфограммой;
подобрать пословицу с непроизносимыми согласными в корне слов;
придумайте ребус на вашу тему;
сформулируйте правило на непроизносимую согласную в корне слова.
2-я группа:
Подберите стихотворение с изучаемой орфограммой.
Найдите загадку.
Составьте кроссворд из пяти слов.
Сформулируйте правило на парные звонкие и глухие согласные в корне слова.
На подготовку проектной деятельности мы дали детям десять дней.
Ход урока:
Организационный момент:
Прозвенел звонок,Начинается урок.Наши ушки на макушке.Глазки шире открываем,Слушаем и запоминаем.Ни минуты не теряем.
Здравствуйте, Дети!
Начинаем наш урок
Актуализация знаний. Учитель включает презентацию, где представлено задание, выполнив которое, учащиеся подойдут к теме первого проекта.
Задание:
Реализация проекта первой группы. Учитель вызывает к доске первую группу, для защиты их проекта на тему «Непроизносимые согласные в корне слова».
Закрепление изученной темы. Учитель включает свою презентацию, где представлены упражнения для закрепления.
В последнем задании есть лишнее слово, которое является «переходом» к следующей теме, которую подготовила вторая группа «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова».
Реализация проекта второй группы. Преподаватель вызывает к доске вторую группу для выступления с их проектом.
Закрепление изученной темы. Учитель подводит итоги по теме проекта второй группы. Предлагает заполнить таблицу парных согласных по глухости и звонкости.
Б |
Д |
З |
|||
Ф |
К |
Ш |
Учитель дает упражнения для закрепления изученной темы.
Подведение итогов. Проводится рефлексия: каждому учащемуся раздаются на выбор по три листочка (красный – «не понял», желтый – «скорее понял, чем нет», зеленый – «все понял»). Дети по очереди выходят к доске и прикрепляют листочки к дереву.
Данная проектная работа способствовала лучшему усвоению материала младшими школьниками по предложенным темам «Непроизносимые согласные в корне», «Парные звонкие и глухие согласные в корне слова». Дети сами добывали материал и представляли его в виде проекта с презентацией.
Литература
Игошина Н. В, Третьякова О. Д. Внеклассное мероприятие посвященное жизни и творчеству Н. П. Воронову / Н. В. Игошина, О. Д. Третьякова // Педагогика и педагогический процесс: современные тенденции и перспективы развития: сборник трудов по материалам I Международной научно-практической конференции 30 ноября 2016 г. Казань: НОО «Профессиональная наука», 2016. – 462с. – С.180-194
Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей / под ред. А. Б. Воронцова. – М.: «Просвещение», 2010.