Основой идеи создания андроид-актера послужило то, что О. Хирата хотел, чтобы люди не только восхищались роботами и смотрели на них как на «экспозиции» на выставке, но и сопереживали им. И главный вопрос, который задает Хирата во время каждой постановки «Может ли машина растрогать человека?» [1].
Первым таким спектаклем стал спектакль «В сердце джунглей», где участвовало два небольших робота высотой около метра, желтого цвета, c большой круглой головой, черными глазами-бусинами. Поначалу для людей-актеров было тяжело привыкнуть к игре с роботами из-за долгих пауз между репликами, но потом, когда время на паузы было отрегулировано, актером стало легче воспринимать роботов-актеров [1]. Но все равно многим из актеров было скучно играть с роботами, так как не было живого общения, но среди них были актеры, которые считали, что игра с роботом на одной сцене словно сказка, ведь в Японии многие выросли на таком мультике (аниме) как «Дораэмон», где показан робот из будущего и многие мечтали иметь друга робота [1]. Именно такой актрисой была Мидзухо Нодзима, актриса токийского театра Seinendan. Мидзухо Нодзима сыграла роль средней сестры Мари (Маша) в спектакле «Три сестры, версия Андроид» по Чехову [3]. Именно в этой постановке впервые на сцене выступал не обычный робот, а робот-андроит, который был точной копией актрисы и певицы Минако Иноуэ, которая заменяла иногда андроида на сцене. После нескольких лет проведенных с роботами на сцене, Мидзухо Нодзима говорит, что постепенно актеры начинают относиться к своим механическим товарищам по сцене как к живым. Для неё игра с адроидом на одной сцене, словно что-то невероятное и порой играя с роботом, она забывает о том, что это робот и думает, что у них, за пределами театра, есть своя жизнь и то, что они о чем-то думают и мечтают. В 2013 г. необычный спектакль был представлен отечественным театралам. Их мнение не было однозначным.
Каково же мнение современной молодежи, а именно, студентов творческих профессий относительно подобного явления? Нами было анкетирование более 50 студентов Института Театра КемГИК. Результаты опросы приведены ниже.
Большинству студентов не понравилось присутствие робота в спектакле. Ничего не понравилось в спектакле 10 студентам, и только двум респондентам спектакль пришелся по душе.
На вопрос «хотели бы Вы стать зрителем этого спектакля?» большинство студентов ответили отрицательно, но все же было несколько респондентов, которые изъявили желание стать зрителями данного спектакля.
Большинство студентов распознали наличие всех (трех) роботов в спектакле.
На вопрос «возникло ли у Вас желание играть на одной сцене с роботом-актером? Респонденты ответили следующим образом. У 22 студентов совсем не возникло желания играть на одной сцене с роботом-актером, 14 согласились бы за высокий гонорар, 9 затруднились ответить на данный вопрос, и всего 6 студентов ответили, что это очень интересно.
Все студенты согласились с тем, что робота-актера можно отличить от человека-актера, причем, большинство респондентов посчитали, что андроида можно отличить по мимике, меньше по несинхронному движению губ, 6 человек ответили: «по всему», 4 – «роботы не умеют играть».
Большинство респондентов свое впечатление о роботе-актере оценили, как нейтральное, крайне отрицательное впечатление сложилось у 6 респондентов и на только на одного респондента андроид произвел положительное впечатление.
На вопрос «почему, как Вы думаете, было выбрано именно произведение Чехова «Три сестры»? большинство студентов затруднились ответить, тем не менее, 7 студентов посчитали, что это популярная пьеса, по мнению 3 студентов в пьесе нужное количество персонажей.
Возможность полной замены актеров андроидами на сцене большинством респондентов была оценена отрицательно – «роботы не нужны на сцене» и «без человека спектакль будет не интересным».
Несмотря на активное внедрение искусственного интеллекта в сферу искусства у большинства студентов не изменилось отношение к традиционной профессии актера.
На вопрос «изменилось ли Ваше отношение к профессии режиссера, после знакомства с андроид-версией спектакля «Три сестры» большинство респондентов ответили, что режиссер, а не специалист в области информационных технологий является основным создателем театрального действия.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы. В общем студенты творческих специальностей негативно восприняли игру андроида и весь спектакль в целом. Большинство опрошенных посчитали, что живой актер на сцене – это само собой разумеющиеся, а роботы и театральное искусство - несовместимы.
Таким образом, на главный вопрос, который задает Хирата во время каждой постановки «Может ли машина растрогать человека?» будущие актеры и режиссеры ответили отрицательно. Но возможно, когда искусственный интеллект станет более совершенным, информационные технологии и театральное искусство будут неразделимы.
Список литературы
Алисова Л. Каково это – играть на сцене с роботом [Электронный ресурс] // Esquire: журнал. 2013. URL: https://esquire.ru/what-it-feels-like-85 (дата обращения: 19.12.2016).
Басалаева О.Г. Социально-философские аспекты взаимосвязи информационной и культурной картин мира: Автореф. дисс… канд. филос. наук. Кемерово, 2012. 24с.
«Три сестры. Андроид-версия». Премьера [Электронный ресурс] // Кино-Театр.РУ: новости театра. 2013. URL: http://kino-teatr.ru/teatr/news/y2013/10-2/4287/print/ (дата обращения: 19.12.2016).