ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СФЕРЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

Мозжухина Т.А. 1
1Сибирский Федеральный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Жилищно-коммунальный сектор экономики России является одним из важнейших факторов обеспечения нормальных условий жизни граждан. В нем сосредоточена треть всех основных фондов страны.

В конце 2012 — начале 2013 годов произошло два важных события, которые определенным образом повлияли на положение дел в сфере автоматизации ЖКХ.

Первое событие состоит в том, что в Госдуму был внесен законопроект о построении государственной информационной системы жилищно-­коммунального хозяйства, предусматривающий создание единой всероссийской специализированной информационной системы ЖКХ.

Также было принято постановление Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 1468 «О порядке предоставления органам местного самоуправления информации лицами, осуществляющими поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и (или) оказывающими коммунальные услуги в многоквартирных и жилых домах либо услуги (работы) по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах», впервые предусматривающее сбор и формирование отчетности в сфере ЖКХ только в электронной форме — в формате xml.

Параллельно формируются региональные программы капитального ремонта (в соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2012 года № 271 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»), для подготовки которых необходимо собрать и обработать более 250 показателей по каждому многоквартирному дому.

Иными словами, становится очевидно, что системная работа отрасли более невозможна без планомерного сбора и анализа информации в электронной форме.

Реформа жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и объективные потребности этой отрасли обусловили спрос на современные информационные технологии. Готовность этой сферы к преобразованиям определили массовая приватизация жилищного фонда и создание негосударственных жилищно-эксплуатационных и ремонтно-строительных организаций. Необходимость автоматизации расчетов в жилищно-коммунальном хозяйстве давно стала очевидной. Для ЖКХ характерны обработка больших массивов информации в ограниченные сроки и наличие объемной справочной документации. Причем информация постоянно корректируется, так как меняются состав и категории населения, законодательство, льготы, виды услуг, цены, тарифы и алгоритмы расчета. Меняются также и структуры управления в отрасли.

Создание современных информационных систем для ЖКХ - является актуальной задачей, внедрение автоматизации расчетов - достаточно сложный и трудоемкий процесс, который в конечном итоге позволяет осуществлять не только начисление и сбор коммунальных платежей, но и достичь нового качественного уровня управления предприятиями ЖКХ с оперативным информационным обслуживанием.

Для разрешения проблем создания информационных систем жилищно-коммунального хозяйства необходимо решение целого комплекса организационных, технологических и технических задач.

Жилищно-коммунальное хозяйство - комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.

Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой сложный, многоотраслевой производственно-технический комплекс. В его состав входят: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство; водоснабжение и водоотведение; коммунальная энергетика; внешнее благоустройство, включающее санитарную очистку и озеленение городов.

Эта отрасль, без которой практически невозможна жизнедеятельность человека, города, территории, требует формирования эффективного механизма взаимодействия научно-производственных организаций с органами местного самоуправления и населением с целью реформирования жилищно-коммунального комплекса для его перевода на качественно новую материально-техническую базу.

Среди множества проблем, требующих решения в ходе выполнения жилищно-коммунальной реформы, особое место занимает достоверность и доступность информации, которая создается, используется и распространяется в жилищно-коммунальном хозяйстве. В первую очередь, это сведения о жилищном фонде и жителях, о потреблении энергоресурсов, оперативная информация о текущем состоянии объектов ЖКХ, инженерных коммуникаций.

Успешно решать эту проблему можно только на базе передовых информационных технологий. Информатизация ЖКХ - необходимое звено реформы ЖКХ.

Внедрение информационных технологий позволит создать качественно новую систему управления ЖКХ, а также систему регламентированного взаимодействия с исполнительными органами государственной власти. В основе должна быть информационная система, которая позволит преодолеть разрыв между уже относительно развитой нормативной базой и правоприменительной практикой, а также повысить качество принимаемых решений, социальную защищенность населения и усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности.

В соответствии с государственной программой РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.» переход к современному информационному обществу связан с созданием информационных технологий и систем, основывающихся на сервисно-ориентированной архитектуре, развитием сетей доступа к информации, формированием цифрового контента, разработкой удобных сервисов для граждан.

Среди основных целей и задач Программы выделена задача создания и развития электронных сервисов в области жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ). Направления развития жилищно-коммунальной отрасли отмечены в распоряжении Правительства РФ от 02.02.2010 №102-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 гг.». Среди основных требований к участию в федеральной целевой программе можно выделить наличие единой муниципальной базы информационных ресурсов в ЖКХ. Создание единых центров обработки информации (многофункциональных центров) в сфере жилищно-коммунального хозяйства является необходимым условием для осуществления обмена данными по всей вертикали власти, обеспечивая тем самым порядок и удобство обслуживания граждан.

Для решения любой из существующих проблем жилищно-коммунальной сферы требуется применение информационных технологий.

ИТ позволяют вести учет потребления тепло-, водо- и энергоресурсов, организовать контроль за состоянием объектов, обеспечить взаимодействие между поставщиками и потребителями ресурсов. Качественная и достоверная информация является ценнейшим ресурсом, востребованным всеми участниками рынка. Органам власти применение ИКТ в сфере ЖКХ позволяет оперативно контролировать ситуацию, что необходимо для бюджетирования и учета текущих платежей, планирования и контроля работ, разработки нормативно-правовой базы; инвесторам ИКТ помогут рассчитать необходимые инвестиции и возможную отдачу от них.

Современные ИТ - инструменты для автоматизации ЖКХ позволяют не только автоматизировать стандартные процедуры бухгалтерского, налогового, кадрового учета, но и оптимизировать процесс управления ЖКХ в целом, сделать более прозрачным движение денежных средств, регламентировать бюджетное управление.

Современные ИТ позволяют организовать мониторинг состояния объектов ЖКХ, вести учет потребления энергоресурсов, обеспечивать адекватное взаимодействие между их поставщиками и потребителями. Оперативный контроль ситуации, базирующийся на информационных технологиях, необходим для оптимального бюджетирования, формирования и реализации инвестиционных проектов, учета реальных текущих платежей, планирования и контроля выполнения работ, разработки отраслевой нормативной правовой базы. Гражданам - конечным потребителям услуг ЖКХ, широкое внедрение информационных технологий позволит контролировать потребление ресурсов и оптимизировать их расходование.

Однако подавляющее большинство компаний сферы ЖКХ, а также ряд регионов страны работают с использованием индивидуальных ИT-решений, созданных местными разработчиками.

Сложившаяся ситуация помимо положительных аспектов — формования рынка ИT-решений для ЖКХ — имеет и отрицательные моменты.

Общая проблемная черта для большинства этих систем — изолированность хранящейся и циркулирующей в них информации. Организации сферы ЖКХ исходя из своих локальных потребностей создают собственные базы данных, собирают, обрабатывают и накапливают информацию, используя свои форматы и ИT-решения. Их информационные системы во многом носят локальный характер, огромные массивы данных не создают единого информационного пространства, нет универсального представления информации.

В таких условиях передача информации из одной базы данных в другую практически всегда требует дополнительной ее подготовки и обработки, что осуществляется, как правило, в ручном режиме.

Иными словами, в отрасли накоплено огромное количество данных, которые не могут быть просто и быстро совмещены друг с другом, обработаны и проанализированы.

Для успешной информатизации организаций жилищно-коммунального хозяйства, создания единого комплекса ЖКХ, необходима стандартизация применяемых решений. Необходимо решение проблемы повышения эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры путем её масштабной модернизации и обновления при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. Ключевыми инструментами создания перечисленных условий являются программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и единые муниципальные базы информационных ресурсов. Для удовлетворения разнообразных потребностей всех участников процессов производства и потребления жилищно-коммунальных слуг, необходим комплексный подход к вопросам организации управления в сфере ЖКХ, основывающийся на информационных технологиях управления.

Основными задачами использования информационных систем в сфере ЖКХ являются следующие: дистанционное управление объектами ЖКХ; повышение качества работы с населением; повышение оперативности диспетчеризации; бухгалтерский учет и расчет оплаты за коммунальные услуги; обмен информацией между органами муниципального управления; экономия бюджетных средств; информационное обслуживание населения и органов муниципального управления; обработка информации и моделирование ситуаций.

Информатизация сферы ЖКХ имеет положительные перспективы. Однако для нормального и эффективного функционирования аппарата ЖКХ, слаженной работе его компонентов и удобства граждан необходимо создание единой системы, которая бы могла осуществлять качественный контроль над данной сферой.

Именно поэтому в 2013 году Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации было поручено создать единый общероссийский ресурс, в котором будет находиться вся информация в сфере ЖКХ.

Государственная информационнаясистема жилищно-коммунального хозяйства («ГИС ЖКХ») — это единая централизованная информационная система, действующая в федеральном масштабе, которая осуществляет свою деятельность на основе технических, программных средств и информационных технологий. Данные технологии направлены на сбор, хранение, обработку, предоставление и использование информации о каком-либо жилищномфонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом, работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Также данный ресурс направлен на накопление информации о предоставлении коммунальных услуг, о размере платы за конкретное жилое помещение и коммунальные услуги, о задолженности по определенной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также об иной информации, которая связана с жилищно-коммунальным хозяйством.

Благодаря ресурсу граждане смогут иметь четкое представлениео расходах и доходах по дому, осуществлять контроль деятельности своей управляющей компании, напрямую подавать жалобы, если они возникнут, а также проверять правильность расчетов и начислений и осуществлять оплату начислений за жилищно-коммунальные услуги в личном кабинете через платежные системы.

Основная цель создания и развития «ГИС ЖКХ» – формирование технически необходимого, экономически оправданного и социально значимого информационного пространства для осуществления определенных установок. К ним относятся следующие:

1. создание развитой конкурентной среды на рынке по обслуживанию жилья и предоставлению коммунальных услуг;

2. объединение необходимой информации в сфере ЖКХ в едином месте и в режиме онлайн, то есть в реальном времени;

3. возможность получения органами власти информации о сфере ЖКХ для проведения аналитики по всей территории страны;

4. укрепление доверия граждан РФ к органам власти путем обеспечения свободного доступа граждан к информации в сфере ЖКХ, получения возможности направления обращений через систему в управляющую организацию, органы жилищного надзора с получением гарантированной реакции по ним;

5. повышение оперативности принятия решений и управляемости отраслью ЖКХ на всех уровнях власти

6. возможность получения гражданами полной и актуальной информации о доме.

Срок окончательной реализации государственной информационной системы ЖКХ назначен на 2017 год. К этому моменту планируется подключить к ресурсу все без исключения регионы, управляющие и ресурсоснабжающие компании, что позволит полностью контролировать сферу ЖКХ как на федеральном, так и на региональном уровнях. Государственная информационная система ЖКХ дает огромные перспективы развития сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Информатизация сферы, а именно внедрение данного портала, позволит создать абсолютно новую систему управления ЖКХ. Такая система должна повысить качество принимаемых решений, обеспечить социальную защищенность и комфорт населения и в целом усилить контроль за жилищно-коммунальной сферой деятельности (подробнее о практике использования ИКТ при оказании гос. услуг см.).

Интеграция ГИС ЖКХ с Единым порталом гос. услуг позволит наладить прямое взаимодействие государственных и местных органов власти не только с управляющими компаниями и другими жилищными организациями, но и непосредственно с гражданами. Обладая достаточным потенциалом для реализации всех перечисленных целей, система выводит на новый этап развитие в области жилищно-коммунального хозяйства. Это позволит качественно улучшить не только сферу ЖКХ, но и жизнь граждан в целом.

Литература

  1. М. Н. Кондратьева. Организация и управление жилищно-коммунальным хозяйством : К 64 учебное пособие для студентов высших учебных заведений - Ульяновск : УлГТУ. - 160 с., 2009

  2. А. Алексеев, Б. Кристальный, О. Поздняков. Использование информационно-коммуникационных технологий в модернизации ЖКХ в России// Информационные ресурсы России. – 2011. - № 5.

  3. Колин К. Глобальные проблемы информатизации общества: информационное неравенство. // Alma Mater. 2000. N6. С.27-30.

  4. Кондратьева М.Н. Организация и управление жилищно-коммунальным хозяйством : К 64 учебное пособие для студентов высших учебных заведений - Ульяновск : УлГТУ. - 160 с., 2009

  5. Концепция формирования информационного общества в России, 1999 г. // Информационное общество, 1999, № 3.

  6. Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. М., 1999.

  7. Михайловский В.Н. Формирование научной картины мира и информатизация. С.-Петербург, 1994.

  8. Минкомсвязь России [Электронный ресурс]// 23.11.2016, URL:http://www.minsvyaz.ru/

  9. Воейков Д.И. ГИС ЖКХ готова на 80% [Электронный ресурс]//«CNews», 2015. URL: http://www.cnews.ru/

  10. Хашева И.А. Практика использования информационно-коммуникационных технологий при оказании государственных услуг//Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2009. № 4. С. 99-108.

Просмотров работы: 890