ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Пономарев К.С. 1, Царёв В.Е. 1, Феоктистов Н.С. 1
1Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия» в г. Челябинске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждый военнослужащий ежедневно преодолевает различные трудности, встающие на его пути в достижении целей, поставленных им самим или его руководством. Для достижения целей и преодоления трудностей необходимы сильная воля, точное волевое действие и развитая волевая регуляция.

Безусловно, каждый военный должен быть волевым человеком, чтобы в нужный момент принять правильное решение, постоять за свою Родину, за народ и за себя, броситься в бой, отразить атаку врага и т.д. И для этого военнослужащему необходимо развивать свои волевые качества, овладеть приемами волевой регуляции и саморегуляции.

По мнению психологов, понятие «воля» является одним из сложных понятий в психологии. В специальной литературе данное понятие рассматривается как самостоятельный волевой психический процесс, как важный компонент психических явлений, как способность личности произвольно контролировать свою деятельность и поведение. Воля как психическая функция включена во все стороны человеческой жизнедеятельности. Именно воля обеспечивает упорядоченность деятельности человека. Сознательное, целенаправленное волевое действие, по мнению С.Р. Рубинштейна, способствует достижению поставленной цели, подчиняя все действия человека сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом [5].

Воля делает человека относительно свободным от внешних обстоятельств, благодаря ей человек становится более свободным и способен преодолеть серьезные трудности и препятствия, как в жизни, так и в различных видах деятельности.

Волевые процессы, протекающие в психике человека выполняют несколько функций, среди которых можно назвать: 1) побудительную, обеспечивающую начало действий по преодолению возникающих трудностей или препятствий; 2) стабилизирующую, связанную с поддержанием волевых усилий по поддержанию активности по преодолению внешних или внутренних помех; 3) сдерживающую, направленную на торможение других желаний или стремлений, не согласующихся с первоначально поставленной целью.

Важнейшее место в проблеме воли занимает понятие «волевое действие». В психологической литературе встречаются различные подходы к определению данного понятия. Так, А.Г. Маклаков приравнивает волевое действие к воли и пишет, что воля – «сознательное регулирование своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков [4, с.129]».

По мнению И.П. Ильина, волевое действие ‒ это сознательное действие, связанное с преодолением серьезных трудностей на пути к цели и, в связи с этим, сопряженное со значительными волевыми усилиями [1, с. 66].

Волевые действия определяются К.Н. Корниловым, как сочетание или целая система движений, связанных между собой общей целью, единым мотивом [3, с.66]. Таким образом, обобщая данные подходы можно сделать вывод, что волевое действие – это сознательное действие, обязательно имеющее перед собой цель и выражающееся в умении преодолевать различные трудности.

Волевое действие может иметь как простые, так и более сложные формы.

Волевое действие, простое по форме, является побуждением, которое переходит непосредственно в действие по достижению цели. В данном случае, волевое действие не имеет под собой сложного и длительного сознательного процесса. Осуществление цели простого волевого действия осуществляется путём совершения обыденных для субъекта действий, как только возникает стимул. В отличии от простого, в сложном волевом действии возникает сложный сознательный процесс. Этот процесс включает в себя осознание мотивов действия, расчёт его последствий, составление плана для его осуществления

Структура волевого действия выглядит как последовательное осуществление следующих этапов:

1) постановка целевой задачи и появление стремления к ее достижению;

2) осознание путей к достижению цели;

3) возникновение мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4) борьба мотивов, итогом которой является выбор решения;

5) принятие одной из возможностей в качестве решения;

6) осуществление принятого решения.

Волевое действие, как и любое психическое явление, связано с деятельностью мозга.

В основе волевых действий лежат не отдельные условные условные рефлексы, а система временных связей, благодаря которым только и возможно целенаправленное поведение. Волевые действия становятся возможными, как отмечал И. П. Павлов, только в результате суммарной деятельности всей коры.

Регулятором волевых действий является вторая сигнальная система. На основе слов, являющихся отвлечёнными и обобщёнными условными раздражителями, образуются временные нервные связи второй сигнальной системы. Человек с помощью слов накапливает информацию, хранит её, обобщает. На этой основе он может планировать своё поведение. Прежде чем действовать он всегда словами формулирует свою цель. Слова оживляют ранее сложившиеся нервные связи и играют роль пусковых сигналов, вызывающих или тормозящих деятельность [2].

Для каждого военнослужащего в ходе личностного и профессионального становления важно правильно сформировать и развить волевое действие. Во-первых, военнослужащий должен иметь адекватное самомнение и самооценку, чтобы сопоставить свои силы и возможности с имеющимися целями и трудностями. Во-вторых, военнослужащий должен иметь адекватное восприятие группы, себя в ней и ситуации в группе. Так как зачастую, конформизм, существующий в группе может навредить развитию волевого действия тем, что военнослужащий военнослужащий «размягчается» и становится восприимчивым к внушению. Человек, под влиянием конформизма, освобождается от своих собственных убеждений, от необходимости самостоятельного мышления и принятия решений и т.д. И в-третьих, развитию воли способствуют ежедневные упражнения в обстановке риска, опасности, в условиях учений, занятий, максимально приближенных к боевым [2, с. 130].

Таким образом, воля и волевое действие являются важными компонентами психики военнослужащего, требуют постоянного развития и контроля, для достижения поставленных целей и преодоления различных трудностей.

Литература

  1. Ильин И.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2-е издание, 2009.

  2. Кетько С.М. Штурману о психологии. – Челябинск, ЧВВАКУШ, 2006,

  3. Корнилов К. Н., Воля и ее воспитание. – М., 1957

  4. Маклаков А.Г. Психология и педагогика. Военная психология. – СПб.: Питер, 2005.

  5. Рубинштейн С.Р. Основы общей психологии. - СПБ.: Питер, 2002.

Просмотров работы: 842