Процесс модернизации образования выдвигает вопросы разработки инновационных психолого-педагогических технологий и насыщения традиционных форм и методов воспитания и обучения продуктивным практико-ориентированным содержанием. При реформировании общества изменяется и человек; причем это касается всех возрастных периодов, в том числе и дошкольного детства. Происходящие изменения, среди которых Д.И. Фельдштейн отмечает, что здоровье детей ухудшилось на 17% и более процентов, возрос уровень невротизации, структуры отношений между поколениями, многих норм и принципов поведения, находят очевидное отражение в развитии дошкольников.
Адаптация (от лат. adapto - приспособляю) - приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Процессы адаптации направлены на сохранение гомеостаза [1].Адаптация - одно из центральных понятий биологии, широко применяется как теоретическое понятие в тех психологических концепциях, которые, подобно гештальтпсихологиии теории интеллектуального развития, разработанной швейцарским психологом Ж. Пиаже,трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания. Изучение физиологических регуляторных механизмов адаптации, повышающих устойчивость организма к перепадам температуры, недостатку кислорода, изменению барометрического давления и другим неблагоприятным факторам, имеет большое значение для решения прикладных проблем психофизиологии, медицинской психологии, эргономикии других разделов психологии. Адаптационные реакции организма на неблагоприятные воздействия значительной интенсивности имеют ряд общих черт и называются адаптационным синдромом.Иногда выделяют различные фазы процессов адаптации к необычным экстремальным условиям (например, фазу первоначальной декомпенсации и последующие фазы частичной, а затем и полной компенсации). Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма: от молекулярного до психологической регуляции деятельности.Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют процессы тренировки, функциональное, психическое и моральное состояние индивида.
В условиях нестабильности социальных процессов, отражающихся на положении каждой семьи, нарастают, с одной стороны, тревожность и агрессивность детей, а с другой - пассивность и запуганность, которые оказывают деструктивное влияние на их эмоциональное состояние и препятствуют нормальным адаптационным процессам в микросоциуме.
ФГОС дошкольного образования в пункте 1.6. [4]. говорится о том, что сохранение здоровья детей одна из важнейших задач дошкольного образования.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ сделан особый акцент на принцип приоритета жизни и здоровья детей в условиях образовательных учреждений [Ст. 3, п. 3.].
К приоритетным, как указано в Концепции модернизации российского образования до 2010 г., задачам формирования у подрастающего поколения гражданственности, правового сознания, духовности и общей культуры относятся:
- вопросы формирования способности к сотрудничеству, коммуникабельности и толерантности;
– защита прав личности ребенка, обеспечение его психологической и физической безопасности, психолого-педагогическая поддержка и содействие ребенку в проблемных ситуациях;
– квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
– реализация программ преодоления трудностей в развитии;
– психологическая помощь семьям детей групп особого внимания и др.
Поставленные задачи должны получить отражение и в новых образовательных технологиях, ориентированных на социальную адаптацию дошкольников и выявление наиболее эффективных факторов и педагогических условий, способствующих ее успешному осуществлению.
Современные условия жизни семьи и образовательных учреждений, актуализирующие для большинства членов общества, независимо от их возраста, проблему выживания, оказывают существенное влияние на развивающуюся личность ребенка. Это влияние опосредствуется в ребенке внутренними условиями психического развития, к которым, прежде всего, следует отнести особенности самой его личности. К ним, в частности, относятся психические механизмы отражения трудностей жизнедеятельности, с которыми связаны ожидание и предвосхищение жизненных проблем, их оценка и сопоставление с собственными возможностями их преодоления, эмоциональные переживания трудных для него событий жизни, а также оценка их последствии (эмоциональная сфера личности).
Основой нашего исследования являются работы, отражающие процессы адаптации ребенка к социуму (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов и др.)
Нами также рассмотрены исследования по теории развития и формирования эмоций в детском возрасте (Ф.Е. Василюк, В.К. Вилюнас, Н.Я. Грот, Б.И. Додонов, А.И. Захаров, Н.Н. Ланге, Н.Д. Левитов, Д.В. Никифоров, П.П. Симонов, П.М. Якобсон и др.).
В теории и практике отечественного образования выявляются возможности новых образовательных технологий, в частности технологии психолого-педагогической поддержки (О.С. Газман, Т.В. Анохина, Е.А. Александрова, О.М. Кодатенко, Г.И. Рогалева, Г.Ю. Ульянова, М.В. Алешина и др.), под которой понимается психолого-педагогическая деятельность, обеспечивающая раскрытие личностного потенциала, включая помощь в преодолении социальных, психологических и личностных трудностей. Психолого-педагогическая поддержка как новая образовательная система выступает культуросообразным, гуманным методом воспитания личности в современных условиях.
Одной из основных функций психолого-педагогической поддержки является помощь ребенку в становлении его как личности, признание его уникальности, индивидуальности, раскрытие и поддержка его актуальных и потенциальных возможностей, создание условий для их максимальной реализации. Степень выраженности указанных отклонений зависит от состояния здоровья ребенка и его индивидуальных особенностей. К сожалению, в настоящее время педагоги и родители к адаптации детей к детскому саду относятся недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся. На самом деле характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния его здоровья в процессе адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед ДОУ и родителями.
Литература
1.Психология. Словарь. – М., 2008. – С. 393.
2.Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития» - Воронеж, 2012. - 13с