ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Булгака А.А. 1
1Адыгейский государственный университет, 4 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Творческая активность индивида является неотъемлемой частью гармонично развитой личности. На сегодняшний момент дошкольное образование имеет высокое развивающее и воспитывающее значение, создает основу для становления современного творчески ориентированного мировоззрения детей (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, С.М. Бондаренко, Т.А. Егорова, А.В. Запорожец, В.М. Кларин, Т.С. Комарова, А.А. Леонтьев, С.Л. Новоселова, А.В. Петровский, А.Н. Поддъяков, В.С. Ротенберг, А.И. Савенков, Э. Торндайк, Е.Н. Шиянов и др.).

Среди множества направлений современных педагогических технологий наиболее отвечающим целям творческого развития детей старшего дошкольного возраста в сегодняшних условиях является проектная деятельность (от греческого «проект» означает «путь исследования»).

Проектирование трактуется как «система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов» [1]. В философской литературе проект рассматривается как продукт деятельности проектирования, прототип, прообраз предлагаемого объекта [2].

Под проектной деятельностью понимается форма учебно-познавательной активности дошкольников мотивационного достижения сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта (И.С. Сергеев, Н.В. Серегина).

В настоящее время проектная деятельность становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования, используется для стимулирования интереса детей к реальным проблемам и их решению, самостоятельного приобретения знаний и их практического применения.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления посредством делания.

Метод проектов связан с развивающимся личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в ДОУ любого типа, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Кроме того, метод проектов стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностью и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.

Основным ожидаемым результатом проектной деятельности является развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. Точнее, в данном случае, имеют место несколько результатов. Первый результат - педагогический, второй - «материальный».

Педагогический результат - это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении для ребенка опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, а также новые знания и умения.

Второй результат, «материальный» - тот, что создает ребенок «своей головой» и руками - игрушка, поделка, панно и пр.

Согласно исследованиям Н.Е. Вераксы и А.Н. Вераксы, в настоящее время для применения в работе с детьми дошкольного возраста выделяют три основных вида проектной деятельности [3, С. 32-50]:

- исследовательские проекты. Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью - исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Данный вид проектов чаще всего носит индивидуальный характер и способствует вовлечению ближайшего окружения ребенка (близких родственников, друзей) в сферу его интересов;

- творческие проекты. В ходе данных проектов создаются новые творческие продукты. Творческий проект, в отличие от исследовательского, осуществляется коллективно или совместно с родителями. Еще одной особенностью является долгосрочность проекта. Как правило, он составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. Кроме того,

замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить сам проект, поэтому его реализация оказывается более сложной, как для самого ребенка, так и для взрослого;

- нормативные проекты. Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициализируются педагогом. Так нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы -запрещающие, позитивно нормирующие и поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к нормотворчеству.

На основе анализа, мы выделили основные требования к использованию метода проектов с детьми дошкольного возраста:

1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.

2. Проект - это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.

3. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога и подготовленных родителей), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.

Ребенок дошкольного возраста в силу малого количества собственного жизненного опыта просто неспособен самостоятельно провести полноценное обследование проблемы без участия взрослых - педагога, родителей, помогающих ему на всех этапах проектной деятельности - от постановки проблемы до оформления результатов проекта. Исходя из этого, на этапе подготовки к проекту, не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.

Опираясь в нашем исследовании на труды таких ученых как А.И. Савенков, А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса и др., мы пришли к выводу, что проектная деятельность детей именно дошкольного возраста есть синтез работы взрослого и ребенка, конечным результатом которого является творчество как двухсторонний процесс развития психики ребенка, а именно создание им субъективно значимого нового продукта, т.е. самого материального результата детской деятельности, а с другой стороны -объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде развития ребенка в процессе творческой деятельности.

Проекты, применяемые для работы с детьми дошкольного возраста, могут быть краткосрочными и долгосрочными, их длительность определяется самим ОУ в зависимости от решаемых задач.

Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим, комплексным программам и парциальным программам художественно-эстетического направления.

В настоящее время этапы разработки и проведения проекта заключаются в следующем:

1. Педагог ставит цель, исходя из потребностей и интересов детей.

2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).

3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.

4. Обсуждает план с семьями воспитанников.

5. Обращается за рекомендациями к специалистам ОУ (творческий поиск).

6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.

7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.

8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки - все мероприятия основной части проекта.

9. Дает домашние задания и детям, и родителям - выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).

10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, клубный день).

11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.

12. Подводит итоги: обобщает опыт и обсуждает его с коллегами.

Такой алгоритм осуществления проектной деятельности в детских образовательных объединениях позволяет наиболее полно учесть своеобразие возможностей дошкольного возраста, а также отвечает цели проводимого нами исследования.

Используя метод проектов в процессе развития творческой активности детей, мы придерживались точки зрения А.И. Савенкова о методе проектов как способе организации поэтапной практической деятельности детей по выявлению и достижению художественно-творческих целей, ориентированной на формирование творчества.

Проектная деятельность прогностична, поскольку направлена в будущее. Включение дошкольников в проектную деятельность мотивированно желанием решить проблему воспитания творческой активной личности ребенка. Для решения данной проблемы важны не только знания о тенденциях развития современного общества, но и умение проявить творческие способности, самостоятельность. Самостоятельное решение проблем в процессе творческой проектной деятельности невозможно без умения конструировать свои знания, что в свою очередь детерминирует развитие познавательных навыков обучающихся, развитие критического мышления посредством практических действий. Включение ребенка в творческую деятельность, которой, безусловно, является создание детского проекта, способствует формированию у него собственного опыта свободного созидания, что способствует выработке положительного отношения к творчеству, желанию и умению творить.

Литература:

1. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. ТомII (М-Я) / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - 560 с.

2. Новая философская энциклопедия /Гл. ред. В.С. Степин. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - Т. 1 - 4. – 2816 с.

3. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

Просмотров работы: 787