Среди множества направлений современных педагогических технологий наиболее отвечающим целям творческого развития детей старшего дошкольного возраста в сегодняшних условиях является проектная деятельность (от греческого «проект» означает «путь исследования»).
Проектирование трактуется как «система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов» [1]. В философской литературе проект рассматривается как продукт деятельности проектирования, прототип, прообраз предлагаемого объекта [2].
Под проектной деятельностью понимается форма учебно-познавательной активности дошкольников мотивационного достижения сознательно поставленной цели по созданию творческого проекта (И.С. Сергеев, Н.В. Серегина).
В настоящее время проектная деятельность становится интегрированным компонентом разработанной и структурированной системы образования, используется для стимулирования интереса детей к реальным проблемам и их решению, самостоятельного приобретения знаний и их практического применения.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления посредством делания.
Метод проектов связан с развивающимся личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в ДОУ любого типа, в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность педагогу осуществлять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. Кроме того, метод проектов стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой личностью и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в педагогическом процессе; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка, позволяет фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста – от проекта к проекту.
Основным ожидаемым результатом проектной деятельности является развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала. Точнее, в данном случае, имеют место несколько результатов. Первый результат - педагогический, второй - «материальный».
Педагогический результат - это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении для ребенка опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, а также новые знания и умения.
Второй результат, «материальный» - тот, что создает ребенок «своей головой» и руками - игрушка, поделка, панно и пр.
Согласно исследованиям Н.Е. Вераксы и А.Н. Вераксы, в настоящее время для применения в работе с детьми дошкольного возраста выделяют три основных вида проектной деятельности [3, С. 32-50]:
- исследовательские проекты. Своеобразие исследовательской проектной деятельности определяется ее целью - исследование предполагает получение ответа на вопрос о том, почему существует то или иное явление и как оно объясняется с точки зрения современного знания. Данный вид проектов чаще всего носит индивидуальный характер и способствует вовлечению ближайшего окружения ребенка (близких родственников, друзей) в сферу его интересов;
- творческие проекты. В ходе данных проектов создаются новые творческие продукты. Творческий проект, в отличие от исследовательского, осуществляется коллективно или совместно с родителями. Еще одной особенностью является долгосрочность проекта. Как правило, он составляет от нескольких недель до нескольких месяцев. Кроме того,
замысел ребенка не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить сам проект, поэтому его реализация оказывается более сложной, как для самого ребенка, так и для взрослого;
- нормативные проекты. Проекты по созданию норм являются чрезвычайно важным направлением в педагогической деятельности, поскольку они развивают позитивную социализацию детей. Эти проекты всегда инициализируются педагогом. Так нормативные ситуации, сопровождающие жизнь ребенка, можно разделить на три группы -запрещающие, позитивно нормирующие и поддерживающие инициативу дошкольника, приводящие к нормотворчеству.
На основе анализа, мы выделили основные требования к использованию метода проектов с детьми дошкольного возраста:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект - это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога и подготовленных родителей), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Ребенок дошкольного возраста в силу малого количества собственного жизненного опыта просто неспособен самостоятельно провести полноценное обследование проблемы без участия взрослых - педагога, родителей, помогающих ему на всех этапах проектной деятельности - от постановки проблемы до оформления результатов проекта. Исходя из этого, на этапе подготовки к проекту, не следует ставить перед детьми слишком отдаленные задачи, предлагать далекие перспективы, требовать охватить одновременно несколько направлений деятельности.
Опираясь в нашем исследовании на труды таких ученых как А.И. Савенков, А.Н. Веракса, Н.Е. Веракса и др., мы пришли к выводу, что проектная деятельность детей именно дошкольного возраста есть синтез работы взрослого и ребенка, конечным результатом которого является творчество как двухсторонний процесс развития психики ребенка, а именно создание им субъективно значимого нового продукта, т.е. самого материального результата детской деятельности, а с другой стороны -объективно значимого для общества эффекта, получаемого в виде развития ребенка в процессе творческой деятельности.
Проекты, применяемые для работы с детьми дошкольного возраста, могут быть краткосрочными и долгосрочными, их длительность определяется самим ОУ в зависимости от решаемых задач.
Проект можно рассматривать как дополнение к любым общеразвивающим, комплексным программам и парциальным программам художественно-эстетического направления.
В настоящее время этапы разработки и проведения проекта заключаются в следующем:
1. Педагог ставит цель, исходя из потребностей и интересов детей.
2. Вовлекает дошкольников в решение проблемы (обозначение «детской цели»).
3. Намечает план достижения цели, поддерживая интерес детей и родителей.
4. Обсуждает план с семьями воспитанников.
5. Обращается за рекомендациями к специалистам ОУ (творческий поиск).
6. Вместе с детьми и родителями составляет план-схему проведения проекта и вывешивает ее на видное место.
7. Совместно с родителями и детьми собирает информацию, материал по проекту.
8. Проводит занятия, игры, наблюдения, поездки - все мероприятия основной части проекта.
9. Дает домашние задания и детям, и родителям - выполнение самостоятельных творческих работ (поделки, рисунки, альбомы, приложения, поиск материала, информации).
10. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие, акция, клубный день).
11. Совместно с детьми составляет книгу или альбом по выполненному проекту.
12. Подводит итоги: обобщает опыт и обсуждает его с коллегами.
Такой алгоритм осуществления проектной деятельности в детских образовательных объединениях позволяет наиболее полно учесть своеобразие возможностей дошкольного возраста, а также отвечает цели проводимого нами исследования.
Используя метод проектов в процессе развития творческой активности детей, мы придерживались точки зрения А.И. Савенкова о методе проектов как способе организации поэтапной практической деятельности детей по выявлению и достижению художественно-творческих целей, ориентированной на формирование творчества.
Проектная деятельность прогностична, поскольку направлена в будущее. Включение дошкольников в проектную деятельность мотивированно желанием решить проблему воспитания творческой активной личности ребенка. Для решения данной проблемы важны не только знания о тенденциях развития современного общества, но и умение проявить творческие способности, самостоятельность. Самостоятельное решение проблем в процессе творческой проектной деятельности невозможно без умения конструировать свои знания, что в свою очередь детерминирует развитие познавательных навыков обучающихся, развитие критического мышления посредством практических действий. Включение ребенка в творческую деятельность, которой, безусловно, является создание детского проекта, способствует формированию у него собственного опыта свободного созидания, что способствует выработке положительного отношения к творчеству, желанию и умению творить.
Литература:
1. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. ТомII (М-Я) / гл. ред. В.В. Давыдов. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - 560 с.
2. Новая философская энциклопедия /Гл. ред. В.С. Степин. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - Т. 1 - 4. – 2816 с.
3. Веракса, Н.Е. Проектная деятельность дошкольников / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.