Подготовку кадров по определенным специальностям и направлениям ведет образовательное учреждение, если мы говорим о высшем образовании, то конкретно университет. На их плечи ложится труд непросто выпустить грамотного специалиста, а работника способного преодолевать сложные жизненные ситуации. Педагогическая деятельность решает задачи обучения и развития студентов, охватывающие широкий спектр знаний: обучающие, воспитывающие, проектирующие, конструирующие, организаторские, диагностические. Поэтому нынешним абитуриентам так сложно сделать выбор в какой вуз идти, ведь от выбранной профессии будет зависеть качество жизни человека: уровень достатка, престижность, влияние работы на здоровье человека и т.д.
Из «Э» установлено, что:
1) «каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации»;
2) «помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к интернету и обеспечением доступа в ЭОИС».
И конечно университет должен быть оснащен лабораториями с современным оборудованием, на которых студенты могли бы получать необходимые навыки для освоения профессией.
Технических и политехнических ВУЗов (а также экономических и прочих узкопрофильных, готовящих в том числе и специалистов технических специальностей) в России насчитывается более 250, и они не все, к сожалению, из-за недостаточного финансирования могут отвечать поставленным требованиям, необходимым для подготовки новых кадров. Данная проблема приводит к серьезному разрыву квалификации, выпускаемых инженеров.
Еще одной важной проблемой в университетах является нехватка кадров, наблюдается серьёзное старение преподавательского состава, молодое поколение не стремиться остаться в университете из-за низкого уровня оплаты труда.
В Федеральном государственном образовательном стандарте представлены несколько десятков видов инженерных специальностей, поэтому указать единую программу для всех отраслей просто невозможно, но все программы должны включать в себя базовый общеобразовательный цикл, профессиональный цикл, а также вариативную часть и практические занятия.
Отталкиваясь от выше сказанного, я хотела бы проанализировать область, в которой я учусь и работаю. Это область связи, телекоммуникаций. Мне кажется данная специальность сейчас очень востребована, т.к. невозможно представить работу любого предприятия без телефонов, интернета и других услуг.
Если рассматривать наш город Уфа, то вузов выпускающих специалистов по данной специальности немного. Одни из ведущих: «Башкирский государственный университет» и «Уфимский государственный авиационный технический университет».
Для освоения нашей профессии одних теоретических знаний недостаточно, большое значение имеет практика. Поэтому основная студенческая деятельность проходит в лабораториях вузов. Учитывая статус и положение выше перечисленных университетов, можно сказать, что техническая оснащенность соответствует требуемым стандартам. Поэтому абитуриенту, следует подумать, какое направление у него вызывает больший интерес и изучив учебную программу вуза, отдать свое предпочтение.
Также важным критерием при выборе университета является академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы.
Вопрос о том, кто больше ценится на рынке вакансий: бакалавры, специалисты или магистры остается открытым до сих пор.
В Российской Федерации законодательство о высшем профессиональном образовании определяет три ступени высшего образования. Первая называется «бакалавр», вторая – «дипломированный специалист» и третья – «магистр».
Для получения степени специалиста, необходимо проучиться в университете пять лет. После окончания университета, студент получает квалификацию «инженер» и может приступить к работе на любом предприятии. Данная степень наиболее понятна для работодателей нашей страны, потому что работодатели чаще всего сами имеют такую же степень. Им понятна программа и квалификация работника, окончившего тот или иной вуз. Первые годы «специалисты» получают общие знания по общеобразовательным предметам, а позже на старших курсах изучают профессиональные предметы.
Для того чтобы получить степень магистра, необходимо уже иметь диплом бакалавра или специалиста. Программа предполагает узкую специализацию с уклоном в теорию. То есть обучение в магистратуре необходимо для углубления обобщенных знаний, которые были получены на более низких ступенях высшего образования.
Несмотря на все существующие недостатки, я думаю, уровень квалификации специалистов в области связи достаточно хорош. Нашими молодыми учеными выигрываются престижные гранты, разрабатываются современные типы оборудования, которые достойно конкурируют с иностранными аналогами.
Главное, что хотелось бы пожелать нашей системе образования, не гнаться за иностранными нововведениями, а сохранить ту самобытность и систему обучения, на которой воспиталось несколько поколений сильных технических специалистов нашей страны.
Литература:
Электронно-библиотечная система [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 14.12.2016).
Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/iprbookshop.ru/. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 14.12.2016).