РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Дзеверук В.С. 1
1Адыгейский государственный университет, 4 курс
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На современном этапе развития нашего общества, социально-экономические преобразования диктуют необходимость формирования креативной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы и все более проблемной становится воспитание креативной личности, где возникает особая необходимость в изучении развития креативности и нахождения путей ее оптимизации.

В последнее время в нашем обществе все более остро встает вопрос о воспитании креативной личности. В связи с этим возникает особая необходимость в изучении развития креативности и нахождения путей их оптимизации. В Законе РФ «Об образовании» от 29.12.2012 №273 – ФЗ, сделан особый акцент на развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей ФГОС начального школьного образования, говорится о том, что «развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование» одна из важнейших задач школьного воспитания и образования].

Д.И. Фельдштейн в своей публикации «Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений обучающегося и ситуации его развития» выделил: «…обследование познавательной сферы младших школьников выявило крайне низкие показатели в тех действиях обучающихся, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. На сегодня с данной проблемой справляется 10 % обучающихся. Чётко фиксируется неразвитость внутреннего плана действий и сниженный уровень детской любознательности и воображения» [3].

Темп научно-технического прогресса, дальнейшее развитие производственных отношений зависят от того, насколько успешно реализуются креативные возможности каждого члена общества. Социальный заказ на креативную активную личность, способную решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать полученные знания в разнообразных жизненных ситуациях, преобразовывая окружающую действительность – актуален.

Неслучайно так остро стал вопрос о необходимости гуманизации образовательного процесса, его открытости к культуре, дающей верные духовно-ценностные ориентации, способствующие максимальному раскрытию сил и креативных способностей человека. Необходимым условием формирования современного разносторонне развитого человека является наличие в нем определенных качеств, мобилизующих его на динамичную жизнедеятельность, в том числе развитие креативности.

Развитие креативного мышления, эмоций и чувств, а также креативных способностей обучающихся, создание максимально комфортных условий для общения друг с другом и с педагогом – актуальнейшие проблемы современной педагогики. Известно: младший школьный возраст является наиболее сензитивным для овладения различными видами деятельности, в том числе креативными. Это неоднократно отмечали отечественные и зарубежные психологи и педагоги. Проблемами креативных способностей занимались отечественные ученые: А.В. Хуторской А.М. Матюшкин, В.Н. Дружинин, Д.Б. Богоявленская и др.

Вместе с тем проблема креативности (особенно ее психолого- педагогические аспекты) остается одной из самых неразрешенных и проблемных. Д.И. Фельдштейн отметил также, резкое снижение уровня когнитивного развития детей младшего школьного возраста. Анализ современной практики школьного образования позволяет говорить о том, что креативные возможности младшего школьного возраста для развития мышления не всегда использовались полностью, что и определяет актуальность темы данного исследования.

Проблема креативности получила развитие в отечественных исследованиях Г.В. Терехова Д.В. Колесов, A. M. Матюшкин, М.С. Гафитулин и др. Несмотря на это практическая реализация этой проблемы регламентируется, либо отсутствует целенаправленная работа, подменяются приоритеты. В практике воспитательного процесса в школьных учреждениях не всегда педагоги могут определить пути и средства психолого-педагогической поддержки развития креативности школьника.

В психологическом словаре категория «креативность», трактуется следующим образом: «креативность – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей» [1].

В Российской педагогической энциклопедии понятие «креативная деятельность» рассматривается следующим образом: «креативная деятельность, форма деятельности человека или коллектива – создание качественно нового, никогда ранее не существовавшего» [2].

Стимулом к креативной деятельности служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формулирования нестандартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей элементов проблемной ситуации, привлечение неявно связанных элементов, установление между ними новых видов взаимозависимости. Предпосылками креативной деятельности являются гибкость мышления (способность варьировать способы решения), критичность (способность отказаться от непродуктивных стратегий), способность к сближению и сцеплению понятий, цельность восприятия и др. Задатки креативных способностей присущи любому человеку, нужно только суметь раскрыть их и развить. Проявления креативных способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных. Но сущность креативного процесса одинакова для всех, разница – в конкретном материале креативности, масштабах достижений и их общественной значимости.

Литература

1.Психология. Словарь. – М., 2008. – С. 393.

2.Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. – М., ч. 1 – 2007. ч.-2. 2009.

3.Фельдштейн Д.И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития» - Воронеж, 2012. - 13с

Просмотров работы: 310