ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сотникова Д.Н. 1
1Адыгейский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Безусловным фактором общественного прогресса является высокосознательная, способная и нравственно развитая личность, обладающая жизненной позицией. Начальной структурной единицей общества, закладывающей основы личности, является семья. Особая роль в развитии личности ребенка традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. Полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, его представления о себе в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как родителей к ребенку, так и ребенка к родителям. Семья закладывает в ребёнка модель поведения на всю его дальнейшую жизнь.

Дошкольный возраст является периодом ускоренного развития психических процессов, свойств личности, активного осваивания широкого спектра различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. В этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, нормы и ценности. Тип поведения родителей оказывает воздействие на формирование личности ребенка. Влияние семьи на растущего ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. Только в семье вырабатываются многие качества личности, которые нигде, кроме родительского дома, не могут быть воспитаны.

Психологическая помощь и педагогическое просвещение родителей является важной и сложной частью работы педагога-психолога. Образовательное учреждение в содружестве с семьей должны создавать необходимые условия для полноценного развития личности ребёнка. От того, как взрослые научатся строить модель современной семьи, какому стилю взаимоотношений отдадут предпочтение, настолько будет зависеть не только их будущая спокойная старость и благополучие семей и их потомства, но и в целом нравственно - социальная атмосфера общества.

Семья - это коллектив, члены которого связаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает нормы общественного поведения.

Семья формирует личность ребенка, определяя для него нравственные нормы, ценностные ориентации и стандарты поведения. Родители используют те методы и средства воспитания, которые помогают внедрить в сознание ребенка определенную систему норм, приобщить его к определенным ценностям. Для достижения этой цели, они поощряют или наказывают его, стремятся быть образцом для подражания, привлекают соседей, сверстников.

Поведение родителей можно описать двумя парами важных признаков: неприятие - расположение и терпимость –сдерживание [2]. Например, родители, которые одновременно проявляют расположение и контроль, могут быть названы покровительствующими, снисходительными. Родителей, проявляющих неприятие и склонных к чрезмерному контролю, можно назвать требовательными и нетерпимыми. Родители, обнаружившие неприятие и не считающие нужным ограничивать ребенка, могут считаться безразличными и небрежными. Рассмотрим более подробно типы поведения родителей и их отношение к детям.

При типе поведения «расположение (тепло, любовь)» родители полагают, что их дети обладают многими положительными свойствами, радуются общению с ними, принимают их такими, какие они есть. Они проявляют свое чувство не обязательно объятиями и поцелуями, оно может быть выказано улыбкой или взглядом, в котором сквозит гордость.

Родители, не расположенные к своим детям, не получающие удовольствия от общения с ними, часто говорят: «Он жутко непослушен, но я его люблю. Порой болтает очень много»; «Я многим недовольна в нем, его поведением, например, на все у него есть свое мнение». Отсутствие расположения у родителей к своему ребенку в крайней форме превращается во враждебность.

При типе поведения «сдерживание (контроль)» строгие родители предписывают своим детям множество запретов, держат их под пристальным надзором, устанавливают определенные нормы поведения, которым дети обязаны следовать, но такие родители не обязательно часто или строго наказывают детей. Успешно применяя подобную практику воспитания, родители растят ребенка, который обычно подчиняется правилам и не дает повода к частым наказаниям.

От дошкольников родители требуют сдержанного поведения, умения вести себя за столом и соблюдения чистоты.

Снисходительные родители в отличие от строгих обычно делают мало замечаний несдержанному ребенку: не запрещают шумные игры, их мало заботит опрятность и послушание, они предоставляют детям неограниченную свободу в играх [3].

Широко изучены три типа дисциплинарных воздействий - использование власти, индуктивная техника и лишение родительской любви [4].

Тактика использования власти предполагает насилие, приказ, физическое наказание, родительский контроль над желаниями ребенка. Индуктивная техника, наоборот, включает рассуждение, похвалу, объяснение ребенку последствий его действий. Этот тип воздействий основан на способности ребенка усваивать элементы культурного поведения, понимать обоснованность родительских требований. Лишение любви подразумевает неприятие, игнорирование ребенка, выражение разочарования его поведением. Такой тип воздействия основывается на потребностях ребенка в родительской любви и одобрении.

Попытки дисциплинировать ребенка оказываются более действенными, когда родители и ребенок находятся в теплых, отличающихся взаимностью отношениях, когда основными средствами воспитания являются внимание и поощрение. Большинство родителей сочетают разные способы воздействия, которые в свою очередь частично зависят от реакции ребенка на первоначальное дисциплинарное требование взрослых. Например, родители сначала мягко упрекают ребенка, объясняя его поступки. Если ребенок остался глух к замечаниям, родители постепенно переходят к более суровым мерам, включая использование власти [5].

Эффективность общения ребенка со взрослыми в системе отношений «взрослый - ребенок» зависит от того, какое положение он занимает в семейном коллективе.

Если взрослые все свое внимание концентрируют на том, чтобы удовлетворить любое желание, любой каприз малыша, создаются условия для процветания эгоцентризма.

Там, где ребенок равноправный член семьи, где он причастен к делам ее, разделяет общие заботы, выполняет (в меру своих возможностей) определенные трудовые обязанности, то создаются более благоприятные условия для формирования у него коллективистических черт, активной жизненной позиции. Возможности маленького ребенка велики, но не безграничны. Нельзя форсировать развитие без учета возможностей ребёнка. Но и задержки в развитии также недопустимы. Поэтому важно, чтобы родители знали психофизиологические показатели развития детей.

Ребёнку на каждом этапе его развития присущи специфические особенности. Склонность к подражанию, импульсивность, преобладание чувств над разумом, недостаточная способность к волевым усилиям, к самоконтролю собственных поступков, отсутствие жизненного опыта, стремление к самостоятельности, к открытию нового - всё это непременные спутники детства.

Со дня рождения каждый ребёнок обладает определённым типом высшей нервной деятельности. От типологических особенностей нервной системы зависят сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Тип высшей нервной деятельности проявляется в общей подвижности, в быстроте реакций, в темпе речи, в том, как скоро и легко возникают чувства, и в силе их выражения [1].

Особенностями высшей нервной деятельности определяется и темперамент ребёнка. «В чистом виде» любой тип темперамента встречается редко, хотя у детей он проявляется ярче, чем у взрослых.

В создании семейного климата необходимо учитывать индивидуальные особенности детей.

При правильном воспитании, ребенок-сангвиник не склонен к капризам, коммуникабелен, быстро находит место среди сверстников. Такие дети эмоциональны, впечатлительны, в меру активны, им присущ общий эмоциональный тонус. С такими детьми необходимо поддерживать их живой интерес к окружающему миру.

Ребенок с холерическим темпераментом безудержен в своих проявлениях. Ему присуща высокая нервно-психическая активность. Он контактен, любит шумные игры. В воспитании таких детей на первый план выдвигаются задачи формирования выдержки, сдержанности, положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, интереса к играм и занятиям, требующим усидчивости, устойчивого внимания. Таких детей полезно переключать от подвижных, шумных игр к спокойным.

Дети флегматики спокойны, медлительны, не доставляют особых хлопот родителям. Они заторможены, неторопливы. В работе с такими детьми не следует раздражаться на медлительность, не делать за ребенка того, что он может сделать сам, привлекать к играм, развивающим движения, сноровку, ловкость, смекалку, быстроту реакций. Следует уделять внимание воспитанию у таких детей самостоятельности и инициативы.

У ребенка с меланхолическимтемпераментом слабо развита активность, он эмоционально неустойчив, склонен к слезам и капризам, к обостренному восприятию даже самой маленькой обиды. Его чувства глубоки и длительны. Он чутко реагирует и на тон, и на настроение взрослого. Эти дети нуждаются в подбадривании и ласке, а тон строгости допустим лишь в самых исключительных случаях. Однако, в подходе к ним недопустима и другая крайность - лишняя опека. Это может изнежить, сделать их эмоционально незакаленным, легко ранимым. При правильном педагогическом воздействии эти дети вырастают деликатными, чуткими, отзывчивыми, скромными.

Таким образом, у любого ребенка можно сформировать лучшие черты характера, хорошие успехи в подготовке к школе, труду, добрые, высокогуманные отношения с людьми доступные всем детям, что зависит от воспитания, от умения найти соответствующий подход к ребенку с учетом всех его особенностей и возможностей. Родители всегда должны считаться с чувством собственного достоинства маленького ребенка, видеть в нем развивающуюся личность, стремиться к взаимопониманию, основанному на уважении и доверии, быть справедливым в оценках поступков ребенка.

Можно сформулировать ряд правил, выполнение которых будет способствовать и семейному миру, и успешному воспитанию детей.

1. Старайтесь лучшее, что у вас есть, не прятать от семьи. Бывает, что на работе вы - образец вежливости, терпимости, ангел милосердия и непревзойдённый мастер разрешения конфликтов, тогда как дома - деспот, тиран, не терпящий ни малейших возражений. Может быть, это происходит именно потому, что дома вы ищете выход накопившимся негативным эмоциям. Несколько перераспределите ваши роли. Не забывайте время от времени «блеснуть» дома вашими талантами, демонстрируйте детям, что вы - интересный и открытый для общения с ними человек.

2. Создавайте для других условия для проявления лучших качеств, фиксируйте и подкрепляйте их успехи.

Умение видеть хорошее, зафиксировать его, развить, сделать необходимое ребенку «поглаживание» - важный момент родительского мастерства. Необходимо создание мажорных отношений в семье, когда взаимодействие, общение будут в радость и даже родительская критика станет восприниматься как справедливая оценка результатов труда, а не как желание придраться. Нет ничего страшнее постоянно раздраженного тона - он не только угнетает, но и провоцирует на встречную раздражительность. Нельзя превращать семейные отношения в постоянную конфронтацию[6].

3. Всегда, при любых обстоятельствах, при любом настроении, оставайтесь вежливыми со своими близкими, давайте им доказательства того, что вы их любите.

Некоторые родители словно стесняются проявлять свои чувства к ребенку. Особенно это присуще мужчинам. Многие считают, что «нежности» только вредят воспитанию, подстраивают свое поведение под образец сурового отца, подправляющего своей строгостью недостатки слишком «любвеобильного» материнского влияния. Не получая от отца «сигналов» о своей значимости в его жизни, ребенок начинает переживать свою отчужденность, ощущает взаимную семейную разобщенность и в конце концов утрачивает отца, как значимого взрослого, привыкает обходиться без него.

4.В отношениях с ребенком постарайтесь избегать поведения, включающего механизм «подтверждения наихудших ожиданий».

Общаясь с детьми, необходимо помнить, что, чем большую потребность в признании они испытывают, тем большую зависимость ощущают от вашей оценки. И тем с большей вероятностью при получении ребенком от вас только отрицательных оценок или негативного прогнозирования относительно его будущих поступков включается механизм «подтверждения наихудших ожиданий».

5. Не удовлетворяйтесь поспешными выводами, знайте, что за «странным» поведением ребенка всегда кроются серьезные причины, и ищите их.

Часто родители делают слишком поспешные выводы. Детские драмы, трагедии легко подводятся ими под привычные объяснения: «разбаловался», «от рук отбился», «попал под дурное влияние». Нежелание разобраться в ситуации более глубоко исходит как от недостатка специальных знаний, так и от своеобразной душевной лености. Ведь для того, чтобы понять другого человека, нужно отказаться от своих амбиций, в чем-то усложнить свою жизнь.

6. Не позволяйте жалости управлять своими поступками.

Самое трудное в родительской любви - не бросаться на помощь ребенку каждую минуту; не брать на себя то, что должен решать и делать он сам.

Жалость к плачущему ребенку, который обязательно должен быть утешен, не имеет ничего общего с жалостью к маленькому деспоту, который, при малейшем неповиновении своих «вассалов» бьется в истерике, не забывая при этом посматривать, как реагируют на это взрослые. Воспитание без твердости, настойчивости, требовательности преодоления трудностей вряд ли приведет к хорошему результату.

7. Помогайте другому стать сильнее.

У психотерапевтов есть рабочий термин «симбиотики». Им называют людей, которые могут нормально существовать только тогда, когда рядом есть значимый для них человек (муж, мать, друг). Они просто неспособны жить, опираясь на собственные силы, быть самостоятельными в поступках и решениях. Для них невыносимы периоды одиночества, им надо непрерывно получать подтверждение об ответной привязанности.

Такие отношения настолько обременительны, что «лидер» их не выдерживает: выстраивает психологические дистанции, закрывается. В течение жизни «лидеры» могут сменяться, но потребность в подобных отношениях, зародившихся в детстве, может сохраниться у человека на всю жизнь. Задача родителей - помочь ребенку утвердиться в качестве самостоятельной, независимой личности. А если отношения «лидер - симбиотик» уже сформировались, важно повысить у ребенка чувство собственного достоинства, помочь обрести самоуважение [7].

Итак, первые шаги в познании мира, передача культуры и традиций, неповторимая эмоционально-психологическая атмосфера любви и преданности, заботливости и привязанности – все, что даёт человеку семья как социальный институт – оказывает многостороннее действенное влияние на становление личности ребёнка.

Список литературы:

1. Детская практическая психология / под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2001. – 307 с.

2. Заслуженюк, В.С. Родители и дети: взаимопонимание или отчуждение? Книга для родителей / В.С. Заслуженюк. – М.: Просвещение, 1996. – 191 с.

3.Конвенция о правах ребенка. – М.; 1989.

4. Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-н/Д: Феникс, 1998. – 301 с.

5.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости / И.Ю. Кулагина. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 409 с.

6.Овсарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овсарова. – М.: ТЦ Сфера, 1996. – 240 с.

7.Петровский, В.А. Учимся общатся с ребенком / В.А. Петровский. – М., 1993. – 301 с.

Просмотров работы: 611