ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Пичугина Ю.Н. 1
1Адыгейский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Под влиянием новых социально-экономических и политических условий, характеризующихся демократизацией общества и повышением требований к личностным качествам, происходят глубокие и качественные изменения в целях и содержании учебно-воспитательного процесса.

Гуманизация образования как одно из ведущих направлений работы современной школы призвана активизировать процесс становления самостоятельной личности, создавая условия для её самовыражения, подготовки учащихся к жизни. Это предполагает формирование у ученика позиции субъекта деятельности, способного самостоятельно намечать цели, выбирать пути, способы и средства их реализации, организовывать, регулировать и контролировать их выполнение. Решение этой проблемы необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно в этом возрасте формируются у ребёнка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию. Формирование самостоятельности уже в младшем школьном возрасте можно назвать одной из приоритетных задач школы.

В материалах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) одним из ценностных ориентиров указано на необходимость развития самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации. В связи с этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки.

В начальной системе образования ведётся поиск содержания, форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике более широкие возможности саморазвития и самореализации личности учащихся; поиск эффективных условий организации самостоятельной работы, так как только целенаправленная систематическая самостоятельная работа каждого обучающегося позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения. Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что проблема развития самостоятельности у младших школьников является одной из актуальных проблем педагогики и психологии.

Самостоятельность имеет в своей основе идею самодвижения, изменения объекта под влиянием внутренних, присущих ему противоречий, факторов и условий, рассматривающиеся в относительном противопоставлении движению, происходящему под влиянием внешних сил [2]. В справочной литературе [2;3;4] в качестве характеристик явления «самостоятельность» рассматриваются: независимость; свобода от чьего-либо влияния, предполагающая право располагать собою, предпринимать шаги и действия без ограничений, затруднений.

Проблема самостоятельности учащегося носит междисциплинарный характер. Педагоги пытаются выделить и рационально организовать использование воспитательного потенциала самостоятельной деятельности учащихся. Психологи видят в формировании и совершенствовании самостоятельности человека возможности развития психических процессов и личностных особенностей. Методисты особо отмечают перспективы самостоятельного учебного труда ученика для более успешного изучения школьной программы, повышения качества усвоения содержания образования.

В соответствии с этим, при выделении характеристик самостоятельности важно пользоваться теоретическим педагогическим и методическим опытом организации самостоятельных действий, работ, самодеятельности учащихся в учебном процессе. Распределим признаки, качества, черты, характеристики самостоятельности в две группы. К объективным характеристикам относятся: наличие учебной задачи, включающей несколько последовательных действий и учебной цели; учет уровня учебной подготовки учеников, сформированности различных компонентов действий, логичность и постепенность в предъявлении упражнений; мотивированность участия детей в деятельности, наличие дифференцированного познавательного интереса; разделение труда между учителем и учащимися, дозированная помощь в предварительно определенных случаях; выполнение работы без руководства-инструкции; отсутствие контроля после выполнения учеником каждого действия; самостоятельное конструирование заданий учащимися; систематичность самостоятельных работ.

К субъективным характеристикам самостоятельности относятся: желание проявить деятельностью активность, наличие «стойкой внутренней мотивации»; субъективное целеполагание; потребность в знаниях, умении приобретать их и творчески использовать; ориентировка в учебной ситуации, самостоятельное выделение задачи, проблемы; обоснованность учебных действий; способность вычленять существенное и второстепенное в процессах и явлениях; желание и готовность высказывать собственную точку зрения, независимо от суждения других; готовность и стремление осуществлять адекватную самооценку и самоконтроль; способность и возможность самостоятельно сравнивать результаты своих действий с эталоном, оценивать процесс и результат учебной задачи.

Таким образом, в теоретических и практических психолого-педагогических исследованиях объективные и субъективные качества самостоятельности являются неотъемлемой частью организационного и содержательного компонентов обучения.

Самостоятельная работа - оптимальная среда для развития познавательных процессов, гарантирующих адекватное восприятие и накопление способов учебных действий.

Навыки самостоятельной работы формируются только в процессе целенаправленной деятельности, в особенности в процессе упражнений. Психолого-педагогический анализ процесса овладения навыками убеждает в том, что именно активная самостоятельная деятельность учащихся должна быть положена в основу построения учебного процесса. Деятельность учителя состоит в организации и руководстве учебной деятельностью учащихся, в управлении процессом овладения навыками.

В процессе формирования умений и навыков широко используются устные и письменные задания. По степени самостоятельности учащихся можно различать три вида заданий. Первый – задания, в которых воспроизводится только что усвоенный материал. Второй – задания по применению полученных умений и навыков в новых условиях. Третий – творческие работы.

Формирование навыков учебной деятельности учащихся должно предусматривать такую организацию работы, при которой учащиеся переходят от формирования отдельных операций выполняемых действий к формированию всего действия. Учебная деятельность обучаемых по овладению системой знаний, умений и навыков определяется двумя взаимосвязанными процессами: репродуктивным и творческим.

Репродуктивный тип деятельности заключается в том, «что человек воспроизводит или повторяет уже раньше создавшиеся и выработанные приемы поведения или воскрешает следы от прежних впечатлений» [1, с.3]. Творческий тип деятельности характеризуется тем, что он направлен на создание чего-то нового, все равно, «будет ли это созданное творческой деятельностью, какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке»[1, с.3]. Навыки и умения являются и результатом, и главным условием индивидуального познания в обучении, которое составляет содержание учения как деятельности. Результативность учения выражается в том, что ученик получает новые факты, формирует новые идеи, создает новые способы выполнения действий.

Самостоятельные работы следует классифицировать по нескольким дидактическим признакам, характеризующим разные стороны одной и той же самостоятельной работы.

1. По дидактической цели они могут быть направлены на: подготовку учащихся к восприятию нового материала; усвоение учащимися новых знаний; закрепление, расширение и совершенствование усвоенных знаний; выработку, закрепление и совершенствование умений и навыков.

2. По материалу, над которым работают учащиеся, могут быть: связанные с предметами и явлениями окружающей действительности; с наблюдением, постановкой опытов, с проведением практических и лабораторных работ; с учебной книгой, ее текстом, иллюстрациями, картами и т. д.

3. По характеру деятельности различают работы: по заданному образцу (например, письмо букв, цифр, склеивание коробочки и т.п.), т.е. работы, основанные главным образом на подражании; по правилу или целой системе правил; контрольный диктант; изложение; сочинение на заданную тему или на одну из заданных тем по выбору.

4. По способу организации:

- общеклассная (фронтальная), когда все учащиеся класса выполняют одну и ту же работу;

- групповая, когда различные группы учащихся работают над различными заданиями;

- индивидуальная, когда каждый учащийся работает по особому заданию.

Самостоятельная работа, как работа по заданию, может успешно осуществляться только тогда, когда учащийся ясно осознает цель работы и у него есть стремление к достижению этой цели. Иными словами, успех самостоятельной работы обусловливается целенаправленностью учащихся. Кроме того, успех самостоятельной работы обусловливается также наличием уже сформировавшихся в процессе обучения умений и навыков, как практических, так и умственных, которые необходимы для достижения поставленной цели.

Необходимо, чтобы задания, предлагаемые учащимся для самостоятельного выполнения, были посильны для них и давались в определенной системе. Основой этой системы должно быть постепенное нарастание самостоятельности детей, которое осуществляется путем усложнения как материала, так и мыслительных задач, а также путем изменения роли и руководства учителя.

В связи с указанными условиями успешности самостоятельной работы большое значение приобретает инструктаж, который проводится учителем перед началом самостоятельной работы в устной, письменной и наглядной форме. В ходе инструктажа разъясняются цель и значение предстоящей самостоятельной работы, дается задание для нее и в зависимости от того насколько учащиеся владеют необходимыми умениями и навыками, указывается (более или менее подробно) или не указывается способ осуществления задания.

Самостоятельная работа только тогда достигает наибольшего успеха, когда учащиеся осознают, дают себе отчет, как в конечных результатах своих достижений, так и в тех ошибках, которые были допущены ими в ходе работы. Большую роль в этом играет анализ учителем работы учащихся. Эта работа оказывает влияние на эффективность обучения, если учитель формирует деятельность учащихся, направленную на самоконтроль результатов своей учебной деятельности.

Рܰаܰзܰвܰиܰтܰиܰеܰ сܰаܰмܰоܰсܰтܰоܰяܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰсܰтܰиܰ мܰлܰаܰдܰшܰеܰгܰоܰ шܰкܰоܰлܰьܰнܰиܰкܰаܰ в уܰчܰеܰбܰнܰоܰйܰ дܰеܰяܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰсܰтܰиܰ сܰоܰпܰрܰоܰвܰоܰжܰдܰаܰеܰтܰсܰяܰ иܰзܰмܰеܰнܰеܰнܰиܰеܰмܰ роли уܰчܰиܰтܰеܰлܰяܰ в оܰрܰгܰаܰнܰиܰзܰаܰцܰиܰиܰ и сܰоܰпܰрܰоܰвܰоܰжܰдܰеܰнܰиܰи ܰсܰаܰмܰоܰсܰтܰоܰяܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰгܰоܰ труда уܰчܰеܰнܰиܰкܰаܰ. Она пܰрܰиܰоܰбܰрܰеܰтܰаܰеܰт ܰдругие кܰаܰчܰеܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰыܰеܰ хܰаܰрܰаܰкܰтܰеܰрܰиܰсܰтܰиܰкܰиܰ, тܰрܰеܰбܰуܰюܰщܰиܰеܰ от пܰеܰдܰаܰгܰоܰгܰаܰ дܰоܰпܰоܰлܰнܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰыܰхܰ умений. В чܰаܰсܰтܰнܰоܰсܰтܰиܰ, в сܰтܰрܰуܰкܰтܰуܰрܰеܰ урока сܰпܰеܰцܰиܰаܰлܰьܰнܰоܰ должны вܰыܰдܰеܰлܰяܰтܰьܰсܰяܰ этапы с кܰоܰсܰвܰеܰнܰнܰыܰмܰ рܰуܰкܰоܰвܰоܰдܰсܰтܰвܰоܰмܰ пܰеܰдܰаܰгܰоܰгܰаܰ или пܰрܰеܰдܰпܰоܰлܰаܰгܰаܰюܰщܰиܰеܰ работу без помощи уܰчܰиܰтܰеܰлܰяܰ. При пܰоܰдܰгܰоܰтܰоܰвܰкܰеܰ уроков уܰчܰеܰбܰнܰыܰеܰ зܰаܰдܰаܰнܰиܰяܰ и уܰпܰрܰаܰжܰнܰеܰнܰиܰяܰ сܰиܰсܰтܰеܰмܰаܰтܰиܰзܰиܰрܰуܰюܰтܰсܰяܰ по сܰтܰеܰпܰеܰнܰиܰ и кܰаܰчܰеܰсܰтܰвܰуܰ сܰаܰмܰоܰсܰтܰоܰяܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰгܰоܰ труда уܰчܰеܰнܰиܰкܰаܰ (от мܰиܰнܰиܰмܰаܰлܰьܰнܰоܰгܰоܰ, сܰоܰпܰрܰоܰвܰоܰжܰдܰаܰюܰщܰеܰгܰоܰсܰяܰ нܰеܰпܰоܰсܰрܰеܰдܰсܰтܰвܰеܰнܰнܰоܰйܰ или кܰоܰсܰвܰеܰнܰнܰоܰйܰ пܰоܰмܰоܰщܰьܰюܰ уܰчܰиܰтܰеܰлܰяܰ до мܰаܰкܰсܰиܰмܰаܰлܰьܰнܰоܰгܰоܰ, когда ученик оܰсܰуܰщܰеܰсܰтܰвܰлܰяܰеܰтܰ уܰчܰеܰбܰнܰуܰюܰ дܰеܰяܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰсܰтܰьܰ сам). Пܰрܰиܰнܰцܰиܰпܰиܰаܰлܰьܰнܰоܰ важным для рܰаܰзܰвܰиܰтܰиܰяܰ сܰаܰмܰоܰсܰтܰоܰяܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰсܰтܰиܰ яܰвܰлܰяܰеܰтܰсܰяܰ умение уܰчܰиܰтܰеܰлܰяܰ иܰсܰпܰоܰлܰьܰзܰоܰвܰаܰтܰьܰ вܰоܰзܰмܰоܰжܰнܰоܰсܰтܰиܰ уܰчܰеܰбܰнܰыܰхܰ зܰаܰдܰаܰнܰиܰйܰ, уܰпܰрܰаܰжܰнܰеܰнܰиܰйܰ, игр. Для этого пܰеܰдܰаܰгܰоܰгܰуܰ нܰеܰоܰбܰхܰоܰдܰиܰмܰоܰ зܰаܰрܰаܰнܰеܰеܰ аܰнܰаܰлܰиܰзܰиܰрܰоܰвܰаܰтܰьܰ вклад пܰлܰаܰнܰиܰрܰуܰеܰмܰоܰйܰ уܰчܰеܰбܰнܰоܰйܰ задачи в рܰаܰзܰвܰиܰтܰиܰиܰ этого кܰаܰчܰеܰсܰтܰвܰаܰ. С этой целью цܰеܰлܰеܰсܰоܰоܰбܰрܰаܰзܰнܰоܰ наряду с дܰиܰдܰаܰкܰтܰиܰчܰеܰсܰкܰиܰмܰиܰ зܰаܰдܰаܰчܰаܰмܰиܰ нܰаܰмܰеܰчܰаܰтܰьܰ дܰоܰпܰоܰлܰнܰиܰтܰеܰлܰьܰнܰыܰеܰ уܰсܰлܰоܰвܰиܰяܰ зܰаܰдܰаܰнܰиܰяܰ или пܰрܰаܰвܰиܰлܰаܰ игры, кܰоܰтܰоܰрܰыܰеܰ бы сܰтܰаܰвܰиܰлܰиܰ уܰчܰеܰнܰиܰкܰаܰ в уܰсܰлܰоܰвܰиܰяܰ нܰеܰоܰбܰхܰоܰдܰиܰмܰоܰсܰтܰиܰ пܰрܰоܰяܰвܰлܰеܰнܰиܰяܰ сܰаܰмܰоܰсܰтܰоܰяܰтܰеܰлܰьܰнܰоܰсܰтܰиܰ.

Итак, развитие самостоятельности у младших школьников в процессе обучения будет эффективным при соблюдении следующего комплекса условий: систематическое использование игровых моментов в образовательном процессе; использование различных форм группового объединения учащихся; учёт возрастных и психологических особенностей детей младшего школьного возраста; включение в структуру учебной работы системы заданий, требующих самостоятельных действий ученика.

Список литературы:

1.Выготский, Л.С. Избранные педагогические труды/Л.С.Выготский. - М.:Просвещение,2002.-378с.

2. Ожегов С.И., Шܰвܰеܰдܰоܰвܰаܰ Н.Ю. Тܰоܰлܰкܰоܰвܰыܰйܰ сܰлܰоܰвܰаܰрܰьܰ рܰуܰсܰсܰкܰоܰгܰоܰ языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шܰвܰеܰдܰоܰвܰа- М.: АЗЪ,1996.-928 с.

3. Пܰсܰиܰхܰоܰлܰоܰгܰоܰ-пܰеܰдܰаܰгܰоܰгܰиܰчܰеܰсܰкܰиܰйܰ сܰлܰоܰвܰаܰрܰьܰ для уܰчܰиܰтܰеܰлܰеܰйܰ и рܰуܰкܰоܰвܰоܰдܰиܰтܰеܰлܰеܰйܰоܰбܰщܰеܰоܰбܰрܰаܰзܰоܰвܰаܰтܰеܰлܰьܰнܰыܰхܰ уܰчܰрܰеܰжܰдܰеܰнܰиܰйܰ. - Р.н/Д.:Феникс, 1998. - 544с.

4. Рܰоܰсܰсܰиܰйܰсܰкܰаܰяܰ пܰеܰдܰаܰгܰоܰгܰиܰчܰеܰсܰкܰаܰяܰ эܰнܰцܰиܰкܰлܰоܰпܰеܰдܰиܰяܰ в 2-х тт. - М.:БРЭ тт. 1-2.,1996, 1999.

Просмотров работы: 1361