В соответствии со «Стратегией национальной безопасности РФ» определим значение экономической безопасности [1]. Это устойчивое и стабильное состояние экономики, стремящееся к прогрессирующему росту и развитию, способное обеспечивать достойные условия жизни населения и развития личности, поддерживать социально-экономическую государственную и общественную стабильность, противостоять внутренним и внешним угрозам. Сущность экономической безопасности региона это возможность и готовность его экономики улучшать качество жизни общества, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз при оптимальных затратах ресурсов и использовании природных факторов.
Анализ социально-экономического положения, как в стране, так и в регионе проводится с определением индикаторов экономической безопасности, а также их количественного выражения и сопоставления с пороговыми значениями. Это помогает определить экономическую безопасность территории, ее состояние и уровень, выявить и оценить грядущие угрозы, а также реализовать необходимый комплекс программно-целевых мер по снижению уровня угроз.
Красноярский край является крупнейшей ресурсно-сырьевой базой России. Природные богатства региона достаточно разнообразны – большие площади земельного и лесного фондов, обширные запасы минерального сырья, обеспеченность водными ресурсами и уникальные рекреационные зоны. Однако ведущие позиции в России и в мире край занимает именно по запасам и производству полезных ископаемых.
Мощная в первую очередь ресурсно-сырьевая, а также промышленная база позволяет краю входить в число 10 регионов-лидеров по объемам инвестиций в основной капитал, а также обеспечивать безусловное лидерство по данному показателю среди регионов Сибирского федерального округа. Инвестиционный процесс в крае характеризуется высокой динамикой [2].
В соответствии с таблицей 1 представлены показатели экономической безопасности Красноярского края и их пороговые значения, которые сопоставляются с предельно допустимыми границами, основанные на подходах к исследованию данной проблемы С. Ю. Глазьевым [3].
Таблица 1 Показатели экономической безопасности Красноярского края
Показатель |
Предельное критическое значение |
Фактическое состояние |
Соответствие |
ВРП на душу населения от российского, % |
100 |
123,6 |
В 1,2 раза лучше |
Объемы инвестиции в основной капитал (% к ВРП) |
25 |
21,9 |
В 1,14 раза хуже |
Износ основных фондов (%) |
40 |
41,8 |
В 1,045 раз хуже |
Доля в промышленном производстве обрабатывающих производств, % |
Не менее 70 |
63 |
В 1,1 раз хуже |
Доля в импорте продуктов питания, % |
Не более 30 |
1,7 |
В 17,6 раз лучше |
Уровень безработицы, % |
Не более 8 |
6,2 |
В 1,3 раза лучше |
Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) |
Не более 5 тыс. |
2178 |
В 2,3 раза лучше |
Доля расходов на НИОКР в ВРП |
Не менее 2 |
||
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, % |
Не более 7 |
19,1 |
В 2,7 раз хуже |
На основе данных, представленных в таблице, можно сформулировать выводы, что показатели, которые находятся в допустимых пределах порового значения – ВРП на душу населения, уровень безработицы и уровень преступности. Наиболее благоприятный показатель – доля в импорте продуктов питания, можно сказать, что край полностью обеспечивает себя в этой сфере.
Показатели, которые снижают общий уровень экономической безопасности Красноярского края: инвестиции в основной капитал, доля обрабатывающих производств в промышленности, износ основных фондов. Показатель, который хуже порового значения в 2,7 раза это доля населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Основным инструментом в развитии региона является «Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2030 года» [4]. Главным вектором перспективного развития должна быть реализация стратегической директивы по трансформации экономической модели края, предусматривающей создание условий для изменения преимущественно сырьевой направленности региона в сторону индустриального развития, формирование на территории края системы глубокой переработки добываемого здесь сырья и топлива с приоритетом на производство продукции с высокой добавленной стоимостью, внедрение инновационных технологий.
Для достижения основных целей Стратегии необходим достаточный уровень развития электроэнергетической отрасли. Электроэнергетика является основой развития экономики, так как без электрической (которую преобразуют в тепловую, механическую, световую, химическую) энергии невозможно развитие промышленности.
Инвестиционная безопасность электроэнергетической отрасли является составляющей частью системы экономической безопасности региона, поэтому повышение инвестиционной привлекательности Красноярского края является важным фактором повышения всего уровня экономической безопасности субъекта.
Значимость инвестирования в предприятия электроэнергетики состоит в том, что они являются базой промышленного развития региона, которая впоследствии приводит к экономическому росту субъекта. Также это крупные налогоплательщики в региональные бюджеты. На графике представлены данные о налоговых поступлениях в бюджет Красноярского края от предприятий электроэнергетики на основе информации Федеральной налоговой службы [5].
График 1 Динамика налоговых поступлений в бюджет Красноярского края
На основе графика можно сформулировать выводы, наблюдается положительный рост на 88 % налоговых платежей от предприятий электроэнергетической отрасли за последние 10 лет; платежи предприятий составляют значительную долю в налоговых поступлениях в бюджет Красноярского края.
Однако дальнейший рост налогов не должен обосновываться ростом налоговых ставок. Необходимы качественные изменения в отрасли (модернизация, интенсификация производство), а для всего этого необходимы инвестиции. Государство не всегда способно полностью обеспечивать все отрасли хозяйства, поэтому для реализации целей необходимо привлекать частные средства.
В Красноярском крае действует отраслевая программа Развития энергетики, целью которой является сохранение энергетической безопасности и создание условий для социально-экономического развития региона. Для достижения цели применяются следующие инструменты:
предоставление организациям, осуществляющим инвестиционную деятельность в сфере энергетики на территории Красноярского края, мер государственной поддержки (государственные гарантии, предоставление льгот по налогам);
реализация инвестиционных проектов: «Строительство третьего энергоблока на базе ПСУ-800» ОАО «Березовская ГРЭС», «Реконструкция основного оборудования ОРУ-500 ОАО «Красноярская ГЭС», «Реконструкция седьмого энергоблока» ОАО «Назаровская ГРЭС» [6].
Решением проблем может стать государственно-частное партнерство. Например это комплексное развитие Нижнего Приангарья, где сосредоточены крупные месторождения природных ресурсов.
Инвестиционная емкость этого проекта 274,4 млрд руб. Как видно из диаграммы основным источников финансирования являлись частные инвестиции, доля которых составила 84,7 % (ОАО «РусГидро»), 15 % это федеральные инвестиции и 0,3 % инвестиции Красноярского края. Богучанская ГЭС крупный налогоплательщик: за 2015 г. в бюджет края перечислено 2,7 млрд руб [7].
Как показывает международная и отечественная практика, взаимодействие региональных органов государственной власти и бизнеса осуществляться на основе следующих принципов [8, с. 70-71]:
равенство интересов сторон и свободы выбора действий (равенство экономических агентов в доступе к услугам, оказываемым частными компаниями в сфере общественных услуг, а также свобода партнеров в выборе форм и методов достижения целей);
разработка и согласование концепций, стратегий, проектов региона и бизнеса в соответствующих сферах;
определение основных ролей, взаимное делегирование полномочий и стимулирование кооперации;
формирование устойчивых перспектив, защита от рисков;
определение конкретных параметров ГЧП (начальные условия, вклады сторон и участие в результатах, организация и контроль);
ответственность за исполнение условий контракта по ГЧП;
стимулирование и гарантии через применение государством системы стимулов для привлечения частных компаний к участию в ГЧП.
Практика государственно-частного партнерства показывает возможности успешной совместной реализации крупнейших инфраструктурных программ и преодоление основных проблем инвестиционного привлечения средств в электроэнергетическую отрасль.
Список литературы
О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ Президента от 31.12.2015 № 683 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru.
Руйга И.Р.Мониторинг состояния инвестиционной сферы и реализуемой инвестиционной политики Красноярского края // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 12. С. 145-159.
Глазьев С.Ю. Основы обеспечения экономической безопасности страны / С.Ю. Глазьев альтернативный реформационный курс // РЭЖ: российский экон. журн. 1997. № 1. с 3-19
Проект «Стратегии социально-экономического развития Красноярского края на период до 2030 года» от 23.06.2016 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.krskstate.ru/dat/bin/art/20859_strateg_2016.pdf.
Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn24/
Приложение к распоряжению Правительства Красноярского края «Отраслевая программа «Развитие энергетики Красноярского края» на 2015–2017 годы» от 09.10.2014 № 777-р.
Сибирские деловые медиа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ksonline.ru/stats/-/id/3571/.
Ямщиков А.С., Руйга И.Р. Механизмы реализации государственно-частного партнерства в социальной сфере на региональном уровне: монография. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2016. – 206 с.