Проблема изучения проектной деятельности нашла свое отражение в трудах ученых: Л. А. Венгера, Е. Г. Кагарова, Н. Е. Веракса, М. В. Крупенина, О. М. Дьяченко.
Для начала разберем понятия «проект» и «деятельность».
Во-первых, определим, что же такое проект. Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета [1]. Во-вторых, деятельность – это взаимодействие субъектов, для удовлетворения каких либо потребностей.
Таким образом, мы под проектной деятельностью будем понимать совместную деятельность, имеющую общую цель и ограниченную по времени, направленную на достижение результата – создание проекта.
В образовательной системе «Школа 2100» выделяют 4 вида проектной деятельности:
изделия;
мероприятия;
решения проблем;
исследования [1].
Каждый вид может взаимодействовать между собой, таким образом, проекты становятся интереснее и переходят на новый уровень сложности, что дает толчок для саморазвития учеников.
Образовательная система «Школа 2100» имеет двухкомпонентную организацию проектной деятельности: 1) работа над темой и 2) работа над проектами. Это является особенностью данной системы.
Рассмотрим каждый из компонентов:
Компонент 1. Работа над темой (Узнаём). Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями [1].
Компонент 2. Работа над проектами (Делаем). Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования), имеющими какое-либо отношение к теме [1].
По завершении представляют готовые проекты.
Проектная деятельность имеет свою структуру:
Учитель знакомит детей с общей темой. Тема должна быть емкой, для того чтобы из нее можно было выделить подтемы для учащихся.
Каждый ученик выбирает тему исходя из общей.
Дети ищут информацию по теме. Они должны научиться работать с энциклопедиями, сетевыми источниками и тем самым найти главную информацию по теме.
Оформление найденных сведений и обмен информацией. Дети составляют мини-доклад, в котором рассказывают о своей теме.
Ученик выбирает проект. Он должен выбрать, в какой форме он будет воплощать свой проект (подделки, рисунки, спектакли), а так же решить один или с коллективом создавать его.
Работа над проектом. Дети могут заниматься своим проектом как в школе, так и вне школы. Они должны выполнять работу самостоятельно без помощи взрослых.
Презентация выбранного проекта. Учащиеся придумывают «рекламу» своему проекту и показывают результат своих трудов. Дети оценивают проделанную работу [2].
Структура показывает нам, что дети самостоятельно находят информацию и выбирают те темы, которые кажутся им более интересными, при этом учитель никак не влияет на учащихся, а только направляет их в нужное русло.
С помощью проектной деятельности ученики получают новые знания, улучшают коммуникативные способности, так как для некоторых проектов необходимо собрать группу единомышленников, раскрывают в себе новые способности, развивают творческое мышление, пытаются раскрыть проблемы, существующие в данной теме, а так же учатся работать с компьютером и информацией.
Проектная деятельность играет важную роль в воспитании детей и формировании личности. Мы считаем, что это очень важный метод в обучении. Он помогает учителям заинтересовать детей в изучении предметов, так как имеет различные формы и дает выбор, тем самым развивая самостоятельность у ребенка.
Во взрослой жизни ученик, который часто занимался проектной деятельностью, больше расположен к тому, чтобы правильно планировать свою деятельность, находить и решать проблемы в различных ситуациях, а так же уметь работать в команде. Это является огромным плюсом проектной деятельности.
Литература
1. Технология проектной деятельности [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://school2100.com/school2100/nashi_tehnologii/working-on-project/.
2. Зарипова В.В. Проектная деятельность в образовательной системе «Школа - 2100» [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/589373/.