МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Никитинская А.А. 1, Леханова О.Л. 1
1Череповецкий государственный университет, кафедра дефектологического образования
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Литература является одним из средств духовно-культурного становления ребёнка на пути его индивидуального, личностного и субъектного развития (А.В. Запорожец, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, Е.А. Флерина и др.) [1].

Согласно О.С. Ушаковой, язык литературы открывает перед ребёнком мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает у него воображение и мышление, формирует эрудицию, обогащает эмоциональную сферу ребёнка [1]. Поэтому вопрос о приобщении ребёнка к книге, по мнению педагогов, психологов, лингвистов (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, К.Д.Ушинский) - один из самых острых на сегодняшний день.

Актуальная проблема российского общества состоит в том, что у современных детей ограничены средства обучения чтению, поскольку они предпочитают книге другие виды досуговой деятельности. Это проявляется в ухудшении ряда характеристик чтения детей:несформированности зрительного образа букв, невозможности точной дифференциации графических знаков и реализации прогностической функции чтения, незрелости связи между графическим образом слова и его смыслом, доминированию у них «клипового» мышления. И, как следствие, снижению уровня грамотности подрастающего поколения [2, 3].

Наиболее остро данная проблема находит своё отражение в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), у которых в силу особенностей речевого и психофизического развития, зрительно-буквенного гнозиса, праксиса и слогослияния процесс овладения чтением протекает сложнее [3, 4]. Часто это обусловлено несформированностью у них функционального базиса чтения [3], что и обозначает потребность родителей в работе специалистов по развитию предпосылок читательской деятельности. В настоящее время на российском рынке существуют программные средства по обучению детей чтению, но программ по формированию предпосылок читательской деятельности с учётом структуры чтения и его компонентов нет. В существующих компьютерных играх и обучающих программах не учитывается специфика психических процессов детей с ОВЗ, на которые и опирается читательская деятельность.

Именно это и побудило нас разработать и реализовать междисциплинарный проект компьютерной игры «Читать буду!», соответствующий «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», а также «Стратегии инновационного развития России до 2020 года». Учитывая психофизиологические механизмы чтения детей дошкольного возраста в целом и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в частности, наше программное обеспечение позволит диагностировать предпосылки чтения, а на основе этого формировать траекторию читательской деятельности и, наконец, осуществлять занятия с детьми в игровой форме.

Целевой аудиторией нашего проекта являются: студенты, обучающиеся очно по специальности специальное (дефектологическое) образование и программная инженерия, школьники выпускных классов, представляющие инновационные проекты и имеющие предрасположенность и/или повышенный интерес к научно-техническому творчеству, а также желание развиваться в технологической отрасли. Дети дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и их условно здоровые сверстники и родители. Педагоги детских садов и центров развития детей.

Для достижения поставленной цели - разработки программного обеспечения компьютерной игры, направленной на диагностику состояния и формирование функционального базиса чтения и обучение его начальным навыкам детей дошкольного возраста с ОВЗ с разным уровнем речевого и психофизического развития – нами были определены методы (проектирование, научное прогнозирование, моделирование) и этапы реализации проекта (предпроектный, этап реализации проекта – проектирование содержания, рефлексивный, послепроектный).

В настоящий момент времени достигнуты следующие качественные показатели продукта: разработан каталог вариативных диагностических, коррекционно-развивающих и обучающих заданий, объединённых в тематические разделы и функциональные блоки; спроектирован алгоритм работы с каталогом; подготовлено учебно-методическое пособие для родителей и педагогов по формированию функционального базиса чтения у детей с ОВЗ; спроектирована архитектура диска «Читать буду!».

В перспективе: сделать сформировавшийся научный коллектив - научно-производственную корпорацию по выпуску инновационных программных продуктов для лиц с ОВЗ и инвалидностью (в широком спектре развивающих и обучающих программных средств с учётом специфики данной категории населения); повысить численность молодых учёных, исследователей и изобретателей; увеличить количество зарегистрированных патентов и внедрение инновационных разработок и бизнес-проектов.

Таким образом, чтобы предотвратить обеднение духовной жизни ребёнка и прерывание канала передачи нравственного опыта от поколения к поколению, крайне важно приобщать ребёнка к общению с книгой, ибо это является одной из ветвей социализации личности ребёнка дошкольного возраста.

Список литературных источников

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

  2. Карачевцева, И.Н. Организация работы по формированию понимания четаемого текста с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи, в условиях общеобразовательной школы / И.Н. Карачевцева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2012. No 133. – С. 267-272.

  3. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: учеб. пособие для студ. дефектол. фак. пед. ин-тов / Р.И. Лалаева. – М.: Просвещение, 1983. – 136 с.

  4. Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. – М., 1991. – 44 с.

Просмотров работы: 276