РОЛЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В БЮДЖЕТЕ РФ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РОЛЬ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В БЮДЖЕТЕ РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Налог на добавленную стоимость (НДС) - важнейший источник формирования доходов бюджетов страны.

Правовой основой взимания НДС являются Налоговый кодекс Российской Федерации (ч. I), Федеральный закон Российской Федерации «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ, ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 г., Закон Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость» от 6 декабря 1991 г. № 1992-1* (с последующими изменениями и дополнениями), постановления Правительства РФ и иные правовые акты. Данный налог представляет собой в соответствии с Законом форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

С тех пор, как появились налог на добавленную стоимость и акцизы в налоговой системе, косвенные налоги стали занимать главенствующую позицию при мобилизации доходов в бюджет. Для подтверждения этой позиции необходимо провести сравнительный анализ поступлений НДС в федеральный бюджет доходов за 2013-2015 гг. (табл. 1).

Таблица 1 Динамика поступлений НДС в федеральный бюджет

Период

Поступило НДС в доходы фед. бюджета в руб.

2013 г.

30 926 206 373

2014 г.

32 941 995 810

2015 г.

36 482 102 780

Всего

100 350 304 963

Согласно данным таблицы, видно, что, в целом, поступления НДС в федеральный бюджет возрастают. Между тем, рост поступлений этого налога объясняется увеличением выручки из-за роста цены на нефть, ростом налога к уплате по предприятиям, являющимся налоговыми агентами, а также уменьшением суммы налога, заявленной к возмещению, снижением доли налоговых вычетов.

В консолидированном бюджете поступления от НДС уступают только одному налогу на добычу полезных ископаемых и составляют около четверти всех доходов. Превосходя по размеру все налоговые доходы, НДС товаров, которые реализуются в России (в т. ч. НДС при ввозе товаров на территорию РФ), стоит на первом месте.

НДС имеет важное фискальное значение, являясь при этом существенным источником пополнения доходов бюджета, выполняет регулирующую функцию с помощью воздействия на механизм ценообразования.

И все же, львиную долю бюджета составляют два ключевых налога – на прибыль и НДС, характеризующих здоровье экономики. На НДС приходится более 40% доходов. Сложнейший в администрировании: длинная цепочка начисления НДС не позволяет фискалам оперативно отслеживать налог. Самый «криминальный»: половина правонарушений в налоговой сфере связана именно с НДС. Для бизнеса, пожалуй, наиболее неприятный налог ввиду высокой ставки, сложной отчетности и мучительной процедуры возврат.

В финансовом ведомстве считают, что существенная часть вычетов и возмещений по НДС не связана с изменением законов, а является результатом уклонения от налогов. Есть десятки схем, позволяющих предприятиям не платить НДС и незаконно получать его возмещение. Самые популярные – фирмы-однодневки, которые возникают в товарной цепочке, концентрируют у себя начисленный НДС и исчезают, а также «лжеэкспорт», при котором фирма декларирует перемещение товаров через таможню, а на самом деле этого не происходит. Налоговики и таможенники ведут перманентную борьбу с уклонистами, но как показывает статистика по НДС, без особого результат. Ежегодный ущерб бюджета от махинаций с НДС оценивается в 10-30 млрд. руб. [1].

По мнению Ивашова Н. А., отмена НДС привела бы к сокращению количества российских компаний в 3-4 раза. Перестали бы существовать те фирмы, которые нужны только для налоговых возвратов. Зато существенно возросла бы собираемость налогов на прибыль предприятий, налогов на доходы физических лиц, а также единого социального налога. Высвободились бы миллионы людей, которых можно было бы задействовать в реальном секторе экономики. Компании начали бы платить зарплаты «вбелую». Есть мнение, что отмена будет компенсирована посредством увеличения сборов по другим налоговым статьям, в частности, за счет налога с продаж, от которого в отличие от НДС уклониться фактически невозможно. Риск при этом таков, что для крупного и среднего бизнеса овчинка просто не стоит выделки [3].

Теоретически, НДС более прогрессивный и правильный налог, чем налог с продаж, с оборота или акциз. Но эта правильная теоретическая модель может работать, только если в стране НДС платят все и по одной ставке. Если в цепочке контрагентов попадется хотя бы один, имеющий льготы, то часть НДС в бюджет не поступит. Наши законодатели хорошо потрудились в этом направлении, внеся в закон сотню поправок и льгот, создав свободные зоны. Чтобы как-то бороться с этим, сегодня предлагается ввести солидарную ответственность – в цепочке контрагентов честно работающие предприятия должны будут отвечать за тех, кто с помощью льгот присвоил себе НДС.

Чтобы разрешить проблемы, связанные с НДС, представлены следующие предложения:

  1. Оставляя данный налог, необходимо снизить его ставку до минимальной – 5%, но абсолютно для всех, без каких-либо льгот, и прекратить возврат экспортерам. Отсутствие льгот и возврата прекратит 95% преступлений, связанных с этим налогом. Оборотные средства организаций и реальные доходы населения возрастут как минимум на 10%. Это естественно не говорит о том, что сразу снизятся цены, но инфляция надолго остановится. Экспортеры не пострадают от 5%-го повышения цен. Сократится минимизация, т. к. нет смысла минимизировать 5% налога, распределенного по цепочке контрагентов. Сохранится, правда, ряд других проблем, в т. ч. сложность администрирования и отчетности, особенно для малого бизнеса. Долги государства по возврату НДС необходимо зачесть в счет части будущих выплат этого налога.

  2. Если же все-таки отменить НДС, то можно будет заменить его налогом с реализации или оборота. Реально предложить комбинированную схему: минимальный налог с оборота 1% плюс минимальный налог с реализации (конечному потребителю) 3%. Всего лишь 1% с оборота минимизирует кумулятивный эффект. А минимальная ставка налога на реализацию устранит основной его недостаток – уклонение от уплаты. Но опять-таки, платить должны абсолютно все и без каких-либо льгот. Тогда и граждане станут богаче, и бюджет будет наполнен. В этом случае, система налогов станет совершенно простая и прозрачная, сократится количество преступлений, коррупции и затрат по администрированию [4].

По нашему мнению, НДС только приостанавливает развитие современной российской экономики, т. к. очень часто чиновники наполняют не казну, а свои кошельки при помощи нелегальных возвратов этого налога. Бизнес постоянно находится под угрозой налогового криминала. Стоит упростить НДС, что позволило бы появиться новому витку в развитии экономики, снизило бы коррупцию, подняло бы сбор налогов по другим статьям, в частности, с помощью налога с продажи.

В бухгалтерском же учете расчеты по НДС отражаются на счете 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Инструкция к плану счетов). Для этого к счету 68 откройте субсчет «Расчеты по НДС».

Расчеты по НДС включают в себя:

  • начисление НДС;

  • отражение входного налога;

  • принятие НДС к вычету;

  • восстановление налога;

  • уплату НДС;

  • возмещение налога.

Порядок начисления НДС в бухучете зависит от того, по каким именно операциям начисляется налог:

  • по реализации (безвозмездной передаче);

  • по авансам, полученным в счет предстоящих поставок;

  • по товарам (работам, услугам), переданным для собственных нужд;

  • по строительно-монтажным работам, выполненным для собственного потребления;

  • по операциям, НДС по которым организация начисляет как налоговый агент;

  • по неподтвержденному экспорту;

  • по импорту.

Начисление НДС при реализации отражается в корреспонденции с тем счетом, на котором учтены суммы выручки от реализации (прочих доходов), с которых был рассчитан налог:

Дебет 90-3 (91-2) Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– начислен НДС при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).

Если в счет предстоящих поставок продавец (исполнитель) получает предоплату, в течение пяти календарных дней он обязан выставить покупателю (заказчику) счет-фактуру и начислить НДС с полученной суммы (п. 3 ст. 168 НК РФ):

Дебет 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– начислен НДС с аванса, полученного в счет предстоящих поставок.

При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг) в счет полученного аванса, а также при расторжении договора и возврате аванса покупателю (заказчику) продавец (исполнитель) принимает к вычету НДС, ранее начисленный с аванса (п. 8 и 5 ст. 171 НК РФ):

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 76 субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных»

– принят к вычету НДС, ранее начисленный с полученного аванса.

Рассмотрим изменения по НДС, которые вступают с 1января 2017 года:

1.Будет новая форма декларации по НДС

Декларация по НДС с 2017 года. Изменения: часть изменений касается номеров таможенных деклараций. В разделе 8 (данные книги покупок) компании смогут писать любое количество номеров ГТД, каждый в отдельной строке 150. Сейчас строка 150 одна, в ней пишут номера через точку с запятой. Строка ограничена 1000 знаков, и этого объема не всем хватает.

2.Сдать пояснения на камеральных проверках по НДС можно будет только в электронной форме

С 2017 года налоговики перестанут принимать пояснения на камеральных проверках по НДС в бумажном виде. В ответ на запрос компании обязаны будут представлять пояснения строго по интернету через оператора электронного документооборота. Такая обязанность появится у компаний, которые отчитываются в электронном виде, то есть у всех кроме налоговых агентов на спецрежиме и освобожденных от исполнения обязанностей плательщика НДС (ст. 145, 145.1 НК РФ). Такие компании вправе выбирать, как отчитываться - на бумаге или в электронном виде.

Формат пояснений до конца 2016 года должна утвердить ФНС.

Если компания отправит пояснения на бумаге, контролеры их не примут.

3.Появятся штрафы за несдачу пояснений на камеральных проверках по НДС и сдачу пояснений на бумаге

За непредставление пояснений на камеральных проверках по НДС появится штраф - 5 тыс. рублей за первое и 20 тыс. рублей за повторное нарушение. Штраф также возможен, если компания сдаст после 1 января 2017 года пояснения по НДС на бумаге.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Самоторова А. И., Три веселые буквы [Текст]: / А. Самоторова/ Профиль – 2015.

  2. Греченко В. А. Теоретическая сущность НДС [Электронный ресурс]: / В. Греченко/ URL http://taxman.org.ua/ – 21.12.2016

  3. Ивашов Н. А. НДС как тормоз для экономики России [Текст]: / Н. Ивашов/ Наша версия. – 2014

  4. Пархоменко А. В. Кому нужен этот НДС? [Текст]:/ А. Пархоменко/ Главред. – 2014

  5. МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ URL http://info.minfin.ru – 212.2016

  6. З. Нигматуллина, Г.Р. Методика аудита учета готовой продукции [Текст]: / Г.Р. Нигматуллина/ Вестник Башкирского государственного аграрного университета. – 2013. № 3(27).–С.138–142.

  7. Мулюкова, Г.Р. Автоматизированные системы управленческого учета [Текст]: / Г.Р. Мулюкова // Научное обеспечение инновационного развития АПК: материалы Всероссийской научно-практической конференции в рамках XX Юбилейной специализированной выставки «АгроКомплекс-2010» / Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Башкирский государственный аграрный университет, ГНУ Башкирский НИИСХ Россельхозакадемики, Башкирская выставочная компания – Уфа, 2010.– С.78–80.

Просмотров работы: 1855